Универсальные Учебные действия самоконтроля и самооценки младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Универсальные учебные действия – одно из ведущих ключевых понятий
новых образовательных стандартов и технологии их реализации в практике
образовательного процесса современной начальной школы.
Универсальные учебные действия (УУД) дают возможность каждому
ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Понятие регулятивных универсальных учебных действий …………………...……5
2. Особенности самоконтроля и самооценки младших школьников …………………8
3. Способы развития регулятивных универсальных учебных действий самоконтроля и самооценки у младших школьников……………….……………………..…….……13
Заключение………………………………………………………………………..……24
Список литературы……………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Регулятивные Универсальные Учебные действия самоконтроля и самооценки младших школьников.docx

— 64.21 Кб (Скачать)

• будет ли она направлена на поиск новых, более совершенных способов  действия,

• ограничится ли усвоением новых частных фактов и соответствующих им приемов работы

• или вообще не будет связана с какой-нибудь осознанной целью.

Вот почему формирование действий контроля – одна из главных задач в процессе формирования учебной деятельности. [4]

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной  деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.

         Что касается действия оценки, то она напрямую связана с  действием контроля. Основная функция  содержательной оценки в этом  случае заключается в том, чтобы  определить, с одной стороны, степень  освоения учащимися заданного  способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно  уже освоенного уровня способа  действия. Эти функции оценки связаны, прежде всего, с прогностической и рефлексивной формами оценки.

           Таким образом, действие оценки  по ходу решения учебной задачи  должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен (и в  какой степени) ими общий способ  решения учебной задачи; соответствует  или нет результат учебных  действий их конечной цели; есть  ли у учащихся возможности (знания, способы действия, желание) для предстоящего  решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия, способностях  и т.п. получился у учащихся  в ходе решения предложенной  им учебной задачи. [6]

Все согласятся с тем, что школа может и должна помочь своим воспитанникам стать людьми самостоятельными, в частности, способными самостоятельно оценивать себя и других. Однако  самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.  Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Помочь ребенку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе, с другой стороны, столь же здоровую самокритичность — одна из центральных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

 В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки: 

а) Ретроспективная оценка  при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки.

Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке.

Необходимо специально отметить, что в первом классе для самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы);

б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Таким образом, в ходе первого года обучения вводится еще один важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком, действует правило «добавлять, а не вычитать». Ребенку дается право самому выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. [6]

 В своей работе на  данном этапе используем приемы:

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «задания –  ловушки» на рефлексию усвоенного  способа действия;

- прием «сопоставления  своих действий и результата  с образцом»;

- прием «умные вопросы»

На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия. С  помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия.

Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью дифференцироваться. Учащиеся должны учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ осуществления формализованной оценки. Например, из пяти заданий проверочной работы сообща определяется самое легкое и ему приписывается «цена» – 1 балл. О «цене» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат.

На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п.

Во втором классе используем приемы:

- прием «составления задачи  по чертежу»;

- прием «обнаружение причин  ошибок и способы их устранения»;

- прием «обоснованный  отказ от выполнения заданий»

Продолжается работа с портфолио и картой движения по предмету.

Для формирования пооперационного контроля в классе имеются специальные «парные тетради», в которых  ученики работают в парах ручками разного цвета, осуществляя каждое действие поочередно. Например, при отработке алгоритма сложения и вычитания многозначных чисел во 2 классе, учащиеся выполняют действия пооперационно, каждый своим цветом:

1 – записывает числа  в столбик;

2 – контролирует;

2 –определяет переполнение (разбиение разрядов);

1 осуществляет действие контроля и т. д.

На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса) учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки (см. Приложение 1). Подобная работа на данном этапе обучения может эффективно строиться в рамках разновозрастного сотрудничества пятиклассников с учащимися более младших классов. Со стороны учащихся предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников (1 – 3 классы), план подготовки к работе с ними, собственные действия пятиклассников по отношению к малышам, знаково-символические средства для решения поставленных задач, собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и способов их преодоления. С этой целью на данном этапе школьники начинают работу по созданию «карты знаний» и использованию ее для отслеживания траектории движения класса в учебном материале с фиксацией на ней индивидуальных достижений и трудностей по ходу учебного года. На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях. [4]

На данном этапе применяем

-  прием «составление  заданий с ловушками» (определение  или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «обоснованный  отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу  своих знаний, обнаруживать задания  с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом  «заданий»)

- прием « орфографические  или математические софизмы» (умение  обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);-  прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени).

    Таким образом, формирование действия контроля  предполагает развитие не только  умение соотносить объект контроля  с образцом, но и умение самостоятельно  выбирать или конструировать  такие образцы- критерии успешности выполнения тех или иных действий, критерии достижения той или иной цели. Приемам действия контроля необходимо специально учить. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Формирование полноценного действия контроля возможно только на основе пооперационного контроля, так как он предполагает выяснение тех операций, способов, действий, с помощью которых получен результат. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Выделим основные  психолого-педагогические требования  к формированию контрольно –  оценочной самостоятельности школьников:

1) Контроль и оценка  должны соответствовать целям  и задачам, этапам обучения, соблюдая  преемственность в содержании, методах  и формах контроля и оценки  между этапами обучения.

2) Контроль и оценка  должны быть неотъемлемой частью  учебной деятельности школьников.

3) Преимущество должно  отдаваться действиям самоконтроля  и самооценки учащихся и контролю  учителя за формированием этих  действий у учащихся.

4) Контроль и оценка  должны стать для ребенка осмысленным  действием по своему самоизменению и самосовершенствованию.

5) Контроль и оценка  должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики  роста учащегося относительно  его личных достижений.

6) Контроль и оценка  должны проводиться исключительно  в целях диагностики и выявления  уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей  ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических  мероприятий.

7) Должен преобладать  процессуальный контроль над  результативным.

8) Осуществлять контроль и оценку  используя содержательные средства  фиксации текущих и итоговых  результатов.


  • Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.
  • Развитие навыка самоконтроля немыслимо без развития таких психических качеств как внимание, воображение, воля, мышление и память. Поэтому на уроках целесообразно использовать задания по их формированию и совершенствованию.
  • Школьник должен овладеть приемами учебной работы, осознать себя самостоятельным в выборе способа усвоения знаний, т.е. научиться пользоваться учебной и справочной литературой, наглядными материалами, овладеть приемами, которые помогают воспринимать учебный материал (наблюдение, запоминание, создание образов, логических связей, ассоциаций).

Зачастую эти приёмы не контролируются, т.к. они происходят в уме, никак не проявляются внешне. Если учитель просит вставить пропущенные буквы и списать упражнение, или решить задачу, или выучить стихотворение, ученики с готовностью принимаются за дело, но, как и почему они делают так, остается скрытым. А ведь чтобы успешно справиться с заданием, необходимо точно знать, какие операции и в каком порядке надо сделать, т.е. нужно раскрыть технологию выполнения задания. Именно поэтому можно предложить детям памятки “Как учить стихотворение”, “Как решать задачу”, “Как правильно списывать" и т.п.

Под руководством учителя ученики должны овладеть обобщенной схемой действия. При выполнении следующих упражнений и заданий, руководствуясь усвоенными алгоритмами действий, ученики уже будут способны сконцентрировать внимание на главных вопросах и смогут выбрать рациональные способы решения учебных задач, т.е. контролю подвергнется не только конечный результат, но и сам процесс выполнения задания.

Информация о работе Универсальные Учебные действия самоконтроля и самооценки младших школьников