Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:14, курсовая работа
Универсальные учебные действия – одно из ведущих ключевых понятий
новых образовательных стандартов и технологии их реализации в практике
образовательного процесса современной начальной школы.
Универсальные учебные действия (УУД) дают возможность каждому
ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Понятие регулятивных универсальных учебных действий …………………...……5
2. Особенности самоконтроля и самооценки младших школьников …………………8
3. Способы развития регулятивных универсальных учебных действий самоконтроля и самооценки у младших школьников……………….……………………..…….……13
Заключение………………………………………………………………………..……24
Список литературы……………………………………………………………………29
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4
ПРЕДМЕТНО-ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ ПЕДАГОГИКИ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Шкварчук Виктория Ивановна
Специальность: 050715
Коррекционная педагогика в начальном образовании
IV курс 44 группа
Руководитель: Чудина Н.В.
Москва, 2014
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие регулятивных универсальных учебных действий …………………...……5
2. Особенности самоконтроля и самооценки младших школьников …………………8
3. Способы развития регулятивных
универсальных учебных действий самоконтроля
и самооценки у младших школьников……………….……………………..…….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Универсальные учебные действия – одно из ведущих ключевых понятий
новых образовательных стандартов и технологии их реализации в практике
образовательного процесса современной начальной школы.
Универсальные учебные действия (УУД) дают возможность каждому
ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. В соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования, регулятивные универсальные учебные действия включают умение:
Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
Цель исследования: изучить особенности и способы развития регулятивных универсальных учебных действий самоконтроля и самооценки у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Понятие регулятивных универсальных учебных действий
Формирование умения учиться - задача всех ступеней школьного образования. Сущность современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. [2]
В умении учиться выделяются две составляющие:
В составе основных видов универсальных
учебных действий, соответствующих ключевым
целям общего образования, можно выделить
четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также
действия саморегуляции),
Регулятивные универсальные
учебные действия обеспечивают обучающимся
Регулятивные УУД это основа основ успешной деятельности ученика. И состоят из 7 компонентов:
При традиционном обучении главное внимание педагога направлено не на процесс учебной деятельности ребенка, а на ее результат. Поэтому главным результатом считалась прочность усвоения определенной суммы знаний и фактов. При развивающем обучении ставится следующая задача: не только обеспечить усвоение ребенком требуемых обществом научных знаний, но и добиться, чтобы на каждом уроке ученик овладевал, а затем с возрастающей степенью самостоятельности использовал сами способы добывания знаний. на современном этапе обучения цель учителя научить ученика учиться, т.е. отдельные функции учителя примерить на ученика и научить правильно ими пользоваться для достижения результатов.
Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Самоконтроль это психологический термин, который подразумевает умение контролировать собственные действия и эмоции. По предположению Д.Б.Эльконина именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение. [8]
Кроме действия контроля большую
роль в усвоении младшими школьниками
знаний играет действие оценки. Оно позволяет
определить усвоен или не усвоен (и в какой
степени) общий способ решения данной
учебной задачи, соответствует или нет
(и в какой мере) результат учебных действий
их конечной цели. Вместе с тем оценка
состоит не в простой констатации этих
моментов, а в содержательном качественном
рассмотрении результата усвоения общего
способа действия и соответствующего
ему понятия в его сопоставлении с целью.
Благодаря действию оценки ребенок определяет,
действительно ли им решена учебная задача,
действительно ли он овладел требуемым
способом действия настолько, чтобы затем
использовать его при решении многих частных
практических задач.
Л.Леонтьев отмечал, что самоконтроль
и самооценка представляют часть целостной
учебной деятельности, значит их надо
формировать (и рассматривать) в комплексе.[4]
Виды самоконтроля, которые присутствуют на уроках:
1.Контроль по результату
или так называемый итоговый
контроль (это первоначальная и
простейшая форма самоконтроля,
которая осваивается учащимися.
Его функция состоит в сличении результата
с заданным образцом, т.е. совершается
проверка. В процессе проверки дети убеждаются,
что ответ удовлетворяет всем исходным
условиям, в противном случае решение
проведено неверно)
2.Пошаговый или по образцу (функция пооперационного
контроля состоит в выявлении полноты,
правильности и последовательности произведенных
действий. Этот вид контроля в первую очередь
обращает внимание учащихся на способ
осуществляемого ими действия)
3.Предваряющий (прогнозирующий) контроль (дает учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования). [5]
2.Особенности самоконтроля и самооценки младших школьников
Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля - в выработке его критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
Отличительной чертой зрелой личности является дифференцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны. [10]
Для того чтобы ребенок
чувствовал себя счастливым, был способен
лучше адаптироваться и преодолевать
трудности, ему необходимо иметь положительное
представление о себе, адекватную самооценку.
Самооценка играет важную роль для маленьких
детей, потому что она является ключевым
фактором во всех отношениях жизни. Чем
увереннее себя чувствуют дети в отношении
своих общественных, физических и умственных
успехов, тем скорее они сумеют их достичь.
И наоборот, чем неувереннее себя ощущают
дети, тем больше вероятность их неудачи.
[5]
Формирование самооценки связано с активными
действиями ребенка, с самонаблюдением
и самоконтролем. Игры, занятия, общение
постоянно обращают его внимание на самого
себя, ставят его в ситуации, когда он должен
как-то отнестись к себе – оценить свои
умения что-то делать, подчиняться определенным
требованиям и правилам, проявлять те
или иные качества личности.
Информация о работе Универсальные Учебные действия самоконтроля и самооценки младших школьников