Умственная отсталость

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 19:06, реферат

Краткое описание

Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.
Умственно отсталым называют ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.
С 18 в. внимание таких психиатров, как Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на исследовании и анализе выраженных нарушений умственного развития.
Главной трудностью было определение умственной отсталости с духовными, психическими заболеваниями и оценка глубины этих нарушений.
С середины 19 века, когда практически во всех европейских странах стало вводиться всеобщее изначальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьных знаний, интересует не только врачей, и учителей, но и психологов. К этому времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения.
В русской науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, олигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевных заболеваний прогрессирующего (прогредиентного) характера, началось несколько позже, сначала 20 века и стало предметом исследования не только лишь в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо), да и в дефектологии, появившейся в 20-е годы 20 века усилиями Л.С.Выготского, объединившей исследования медиков, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей известного психолога.
Целью данного реферата является изучение умственной отсталости.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть понятие и сущность умственной отсталости, изучить классификацию и причины его возникновения, а также рассмотреть вопрос о диагностике и лечении умственной отсталости.

Оглавление

Введение 3
1. Определение понятия "Умственная отсталость" 5
2. Классификация умственной отсталости 8
3. Причины умственной отсталости
4. Диагноз и лечение умственной отсталости 13
14
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

умственная отсталостьнов.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Во всех случаях умственной отсталости постоянно определяются различные физические и неврологические стигмы заболевания.

Общими симптомами являются различные пороки развития черепа - микроцефалия (уменьшается в размерах головы), макроцефалия, гидроцефалия особенно (мозговой череп резко преобладает над лицевой). Там тоже скафоцефалия (ладьевидный череп), долихоцефальный (удлинение черепа в переднезаднем отделе), брахицефалия (укорочение черепа Размер), ягодичных мышц черепа, тригоноцефалия (треугольный череп).

Так, отклонения от правильного строения лица. Например, там часто прогнатизм (заметное выстояние вперед нижней челюсти), сморщенные ушные раковины оттопыренные ушные раковины.

Аномалии глаз выражаются в виде резкой асимметрии глазниц, слишком далеком или слишком близком положении глазниц, иногда наблюдается эпикантус (кожная складка с внутренней стороны глазницы), неправильности формы зрачка, дефекты радужной оболочки, неодинаковая окраска обоих глаз.

Такие пороки развития, как расщелина твердого и мягкого неба (волчья пасть) расщелина губы, являются довольно частыми соматическими дефектами, а также аномалий зубов.

Неврологические стигмы умственной отсталости различные нарушения ликвородинамики, парезы и параличи черепных нервов (птоз, нистагм, косоглазие, поражения слуха и зрения), судорожные явления, расстройства чувствительности, патологические рефлексы, арефлексия.

При исследовании мозга олигофренов обнаруживают несоразмерности в развитии различных его отделов, иногда отсутствие извилин (агирия) или их укорочение, отсутствие мозолистого тела, изменения со стороны глии, извращение архитектоники коры.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Причины умственной  отсталости.

 

Возможные причины:

1. Генетические;

2.Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физическго (ионизирующее излучение), химического или инфекционного (цитомегаловирус, сифилис и другие) характера;

3. Значительная недоношенность;

4. Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);

5. Травмы головы, гипоксия мозга, инфекции с поражением центральной  нервной системы;

6. Педагогическая запущенность впервые годы жизни у детей из неблагополучных семей.

7. Умственная отсталость неясной этиологии5.

Генетические причины умственной отсталости.

Расположени FMR1 гена, мутация которого приводит к синдрому хрупкой Х-хромосомы.

Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию.

Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности включают:

1. Хромосомные аномалии, которые  нарушают радиационного баланса  генов, таких как анеуплоидия, делеции, дупликации. Примеры включают трисомии  хромосомы 21 (синдром Дауна).

2. Дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом. Этим механизмом обусловлены такие заболевания, как синдром Ангельмана и синдром Прадера-Вилли.

3. Дисфункция отдельных генов. Число  генов, мутации в которых вызывают  определенную степень умственной  отсталости превышает 10006.

4. Диагноз и лечение умственной отсталости.

 

Диагноз умственная отсталость в степени идиотии и имбецильности не представляет особых трудностей, поскольку характеристики грубоего снижения интеллектуальной сферы и психического недоразвития таких детей обнаруживаются довольно рано и является очевидным.

Труднее диагностировать умственную отсталость в стадии имбецильности. Для точного диагноза необходимо комплексное исследование особенностей развития ребенка, что требует тщательного сбора анамнестических сведений. Необходимо выяснить, нет ли среди родственников больных психическими заболеваниями, тяжелого алкоголизма, аномалии психического развития. Очень важная информация о том, как протекала беременность матери, не было ли в это время у нее инфекционных заболеваний, не подвергалась ли она влиянию экзогенных вредностей (токсичность, принимаете сильнодействующие лекарства, облучения), как она ела. Не менее важны детали в процессе родов (срочные роды, затяжные роды, время отхождения вод). Уточняются сведения об условиях в которых находился ребенок, как он ел, какой был у него сон. Если ребенок посещал детские учреждения, желательно иметь информацию о его поведении, характере общения, психического развития.

При подозрении на олигофрению необходимо проводить всестороннее клиническое обследование с выявлением физических, неврологических, психических нарушений, особое внимание уделяется развитию интеллектуальных и речевых функций. Обязательным является лабораторное тестирование, психологическое тестирование, генетические исследования при подозрении на некоторые формы умственной отсталости.

Олигофрению следует отличать от случаев педагогическая запущенность, когда медленное умственное развитие ребенка связано с дефектами воспитания, отсутствием получения необходимой информации для облегчения расширения понятийного аппарата, расширению кругозора.

Создание влияния таких факторов и их устранение приводит к нормализации психического развития и исключает олигофрениию.

Выраженная длительная астенизация ребенка вследствие какого-либо соматического заболевания может приводить к некоторой задержке развития, при этом обнаруживается нарушение внимания, ухудшение памяти, что внешне может создавать впечатление известного нарушения умственной деятельности. Однако при астении отмечаются признаки раздражительной слабости, нарушения сна. Лечение соматических заболеваний улучшает общее состояние здоровья ребенка и одновременно активирует его умственную деятельность, улучшает внимание и память. Это позволяет нам полностью исключить наличие умственной отсталости. 
Лечение.

В случаях установления умственной отсталости вследствие воздействия экзогенных факторов, терапия направлена на коррекцию и устранение (применение антибиотиков, различные методы детоксикации).

В целях восстановления когнитивных функций используют ноотропы, препараты, такие как гаммалон, кислота, энцефабол, пантогам, фенибут, Церебролизин, акатинол-мемантин и др.

Гораздо более значимы реабилитация, тренировка памяти, развитие навыков самообслуживания, расширение кругозора ребенка, проведение психотерапии, применение методов обучения. Системность, последовательность, методичность при этом имеют решающее значение и дают во многих случаях выраженный результат вследствие формирования положительной эволютивной динамики умственной отсталости.

 

 

 

Заключение

 

Умственно отсталые - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Теоретическая значимость данного определения заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию аномального психического развития детей.

Каждая наука заинтересована в правильности определения предмета ее исследования. Непонятно определение предмета приводит к двусмысленности, неопределенности научных исследований в области этой науки. Ошибочное толкование термина "умственная отсталость" неправильно ориентирует ход научных изысканий и исследований в патофизиологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.

Нарушения и особенности психического развития у детей могут быть очень разнообразны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Большой психологический словарь // Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003.
  2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч., т. 5. - М., 1983.
  3. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М., 2001.
  4. Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. -- М., 2002.
  5. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М., 1999.
  6. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. О-75 Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

1 Большой психологический словарь // Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003.

 

2 Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч., т. 5. - М., 1983.

 

3 Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М., 2001.

 

4 Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. -- М., 2002.

 

5 Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М., 1999.

 

6 Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. О-75 Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

 

 


 



Информация о работе Умственная отсталость