Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:25, курсовая работа
Цель нашего исследования – рассмотреть особенности мышления младших школьников с интеллектуально недостаточностью.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развитии мышления умственно отсталых младших школьников;
2. Организовать и провести исследование уровня развития детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
3. Проанализировать результаты обследования с точки зрения подтверждения гипотезы.
Введение
Глава 1 Особенности развития и формирования мышления младших школьников с умственной отсталостью
1.1.Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход развития форм мыслительной деятельности
1.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме
1.3. Развитие мышления умственно отсталых школьников
Глава 2 Организация и методики исследования развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
2.1.Общая структура исследования, краткая характеристика выборки
2.2.Сравнительный анализ психологических особенностей мышления умственно отсталых младших школьников
Заключение
Библиографический список
Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Специальность 050716 – Специальная психология
Особенности мышления младших школьников с умственной отсталостью
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентки 4 курса 461 группы заочной формы обучения
факультета педагогики
начального и специального образования, обучающейся
по специальности «Специальная психология»
Кутлуяровой Елены Евгеньевны
Научный руководитель
Зав. кафедрой
Кандидат психологических
наук, доцент
САРАТОВ 2012
Содержание
Введение
Глава 1 Особенности развития и формирования мышления младших школьников с умственной отсталостью
1.1.Мышление
как психический процесс.
1.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме
1.3. Развитие мышления умственно отсталых школьников
Глава 2 Организация и методики исследования развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
2.1.Общая структура исследования, краткая характеристика выборки
2.2.Сравнительный
анализ психологических
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Труды и исследования многих ученых посвящены мышлению человека – Пинский Б.И., Дульнева Г.М., Шиф Ж.И., Л.В.Занков, А.И.Липкина, Е.М.Кудрявцева, И. М. Соловьев, М.С.Певзнер и многие другие. Но данные исследования мало востребованы и малоизвестны, что и послужило выбором темы исследования.
Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления [14, с. 23]:
- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
- наглядно-образное
(познание с помощью
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
В самом определении умственной отсталости содержится указание на то, что первейшим ее признаком является нарушение познавательной деятельности.
Проблема развития
мышления умственно отсталых учащихся
получает свою теоретическую и
В структуре познавательной деятельности умственно отсталых школьников мышление занимает особое место, поскольку, с одной стороны, именно в мышлении наиболее отчетливо проявляются своеобразие и недостатки всей их познавательной деятельности, а с другой стороны, как подчеркивал Л.С. Выготский, "...центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления".
К настоящему моменту
мышление является одним из самых
исследованных в коррекционной
психологии психических процессов
/Л.С. Выготский /1930/, П.П. Блонский
/1935/, Л.В. Занков /1940/, А.И. Липкина /1953/, В.Я.
Василевская /1955/, Т.Н. Головина /1961/, Б.И.
Пинский /1962/, Ж.И. Шиф /1965/, И.М.Соловьев/1966/,
Г. Петрова/1968/,И.М. Бгажнокова/1975/, В.Н. Синев/1976/,
Т.В Розанова /1978/, Н.М. Стадненко /1980/, Е.А.
Стребелева /1992/ и др./, но тем не менее оно
продолжает привлекать к себе исследовательский
интерес как сложная многоуровневая деятельность,
реализуемая в единстве нескольких взаимосвязанных
компонентов: мотивационного, индивидуально-
Цель нашего исследования – рассмотреть особенности мышления младших школьников с интеллектуально недостаточностью.
Объектом исследования является мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – своеобразие процесса мышления младших школьников, имеющих умственную отсталость.
Выдвинута гипотеза о том, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развитии мышления умственно отсталых младших школьников;
2. Организовать
и провести исследование
3. Проанализировать
результаты обследования с
Экспериментальная база – государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) образовательная школа № 2 VIII вида г. Саратова.
Глава 1 Особенности развития и формирования мышления младших школьников с умственной отсталостью
1.1. Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход развития форм мыслительной деятельности.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [4, с.30].
С физиологической точки
зрения процесс мышления представляет
собой сложную аналитико-
Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи, ассоциации, и составляют физиологическую основу процесса мышления.
При этом мышление обеспечивается системами, функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. коды.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
1. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление глубже познает её сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях [20, с. 305].
2. Мышление опирается
на имеющиеся у человека
3. Мышление всегда имеет опосредованный характер. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.
4. Мышление всегда есть
отражение связей и отношений
между предметами в словесной
форме. Мышление и речь
5. Мышление, как познавательная
теоретическая деятельность, теснейшим
образом связано с действием.
Человек познаёт
6. Мышление имеет
целенаправленный характер. Начальным
моментом мыслительного
Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.
Анализ – это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
Анализ и синтез – взаимосвязанные процессы. Анализ всегда предполагает синтез, так как опирается на соотношение с другими свойствами объектов. Всякое сопоставление или соотнесение является синтезом.
Формы анализа и синтеза меняются в зависимости от формы познания действительности. С.Л. Рубинштейн, описывая основные компоненты мышления, прослеживает изменение характера анализа и синтеза. Он различает как два разных уровня две формы анализа и синтеза – анализ и синтез чувственных образов и вещей и мыслительный анализ "словесных образов". Основная закономерность движения этих процессов, их развития состоит в их первоначальной широкой иррадиации и последующей концентрации [20, 177]. Например, на первых порах анализу подвергается все поле проблемной ситуации. Затем постепенно все несущественное для решения задания отпадает, и анализ сосредоточивается на боли узкой сфере, имеющей непосредственное отношение к решению. Происходит постепенное отсеивание неудачных решений, все большая концентрация анализа.
Сравнение – установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими – либо признаками.
Обобщение –
это мысленное объединение
Абстракция состоит в вычленении, каких – либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Таким путем выделяются форма, цвет, величина, движение и другие свойства предметов.
Процессы абстракции и обобщения необходимы для образования понятий. Так, для того чтобы у человека образовались понятия о растении, животном, минерале, необходимо абстрагировать характерные признаки, присущие всем растениям, всем животным, всем минералам, а затем обобщить ряд воспринятых ранее предметов на основе существующего между ними сходства [1, с. 110].
Все мыслительные процессы: анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также суждения и умозаключения – происходят у человека при помощи языка, при помощи внешней или внутренней речи. Л. А. Венгер утверждает, что именно словесная сигнализация позволяет производить отвлечение отдельных свойств от других свойств, присущих данному предмету, и вместе с тем обобщать сходные непосредственные раздражители, что и составляет физиологическую основу процессов мышления [2, с. 29—38].
Информация о работе Особенности мышления младших школьников с умственной отсталостью