Особенности мышления младших школьников с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – рассмотреть особенности мышления младших школьников с интеллектуально недостаточностью.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развитии мышления умственно отсталых младших школьников;
2. Организовать и провести исследование уровня развития детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
3. Проанализировать результаты обследования с точки зрения подтверждения гипотезы.

Оглавление

Введение
Глава 1 Особенности развития и формирования мышления младших школьников с умственной отсталостью
1.1.Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход развития форм мыслительной деятельности
1.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме
1.3. Развитие мышления умственно отсталых школьников
Глава 2 Организация и методики исследования развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
2.1.Общая структура исследования, краткая характеристика выборки
2.2.Сравнительный анализ психологических особенностей мышления умственно отсталых младших школьников
Заключение
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая полностью №2 17.0412_.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

 

При подсчете результатов  исследования уровня развития мыслительной деятельности детей экспериментальной  группы по итогам всех трех методик  были получены данные, отраженные в  диаграмме (Рис.1).

Рис. 1. Анализ результатов  исследования уровня развития мыслительной деятельности детей экспериментальной группы

Диаграмма показывает, что по результатам методик в  исследуемой группе не обнаружилось ни одного ребенка с наивысшим  уровнем развития мыслительной деятельности. Большинство детей имеют низкий уровень развития наглядно-образного, словесно-логического мышления и уровня обобщения на уровне представлений.

Результаты  исследования по методике "Матрица  Равена", направленные на выяснение  уровня развития наглядно-образного  мышления показали, что у детей  с недостатками интеллекта младшего школьного возраста вызывают большие трудности. Дети в большинстве случаев не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно. Задания этой методики детьми либо выполнялись в наглядно-действенном плане (вариант с передвижными вкладышами), либо не выполнялись совсем. Детей с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления и со средним уровнем в экспериментальной группе оказалось 40% (5 детей со средним уровнем и 3 с высоким).

Большую сложность  для детей, участвующих в обследовании оказались задания, выполнение которых основывалось на словесно-логическом мышлении и установлении причинно-следственных связей, отношений между объектами и событиями. Эти задания требовали также определенного уровня развития устной связной речи. Детей с высоким уровнем развития данного вида мышления не было выявлено, большинство детей показали низкий уровень развития (85%).

Деятельность  некоторых детей при выполнении задания напоминала не столько процесс  мышления, сколько припоминания.

Анализируя  общие результаты исследования, необходимо обратить внимание на качественный разброс  результатов детей одного возраста и посещающих одну и ту же группу. Это еще раз подтверждает тот  факт, что категория детей с  умственной отсталостью весьма неоднородна, как неоднородны причины и степень повреждения, которые привели к умственной отсталости ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по 2 главе

Экспериментальное исследование особенностей мыслительной деятельности умственно отсталых младших  школьников было организовано на базе специальной коррекционной  образовательной школы № 2 VIII вида г. Саратова.

В исследовании использовались диагностические тестовые методики, направленные на выявление  уровня наглядно-образного и словесно-логического  мышления детей, а также исследование мыслительных процессов анализа, обобщения, сравнения, изучение соотношения уровней развития и речи.

По результатам методик в исследуемой группе не обнаружилось ни одного ребенка с наивысшим уровнем развития мыслительной деятельности. Большинство детей имеют низкий уровень развития наглядно-образного, словесно-логического мышления и уровня обобщения на уровне представлений.

В результате исследования, гипотеза о том, что мышление детей  младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием была подтверждена.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с поставленными задачами исследования было выяснено, что мышление – это  сложный познавательный психический процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Мышление имеет целенаправленный характер, то есть непременно направлено на решение какой-либо задачи. При этом средствами решения этой задачи выступают мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

Исходя из формы  мыслительной деятельности (с помощью  практических действий, на уровне оперирования представлениями или во внутреннем плане, при помощи слов) выделяют виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Переход от низших к высшим генетическим ступеням развития мышления выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении уровня всех тех, которые возникли на предшествующих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того как он поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления. В ходе дальнейшего исследования, было выяснено, что мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Далее было выяснено, что развитие мышления детей с интеллектуальной недостаточностью подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития этого процесса у умственно отсталых детей. В целом, мышление детей этой категории характеризуется тугоподвижностью, которая проявляется в трудностях актуализации и привлечения знаний, необходимых для решения задач.

В соответствии с задачами исследования было организовано и проведено обследование уровня развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью. Для этого были подобраны методики, направленные на изучение уровня развития всех видов мыслительной деятельности, выбор методик обусловлен особенностями психического и речевого развития детей данной категории.

Проведенное обследование уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что мышление детей этой категории отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Венгер Л. А. Восприятие и обучение [Текст] / Л.А. Венгер. – М., 1969. – 340с.
  2. Венгер Л. А. Основные закономерности психического развития ребенка [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание – 1973. - № 5. – с. 29-38,  № 6. – с. 32-39.
  3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] / В.В. Воронкова. – М., 1994. – 200 с.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский: Собр. соч. в 6 т. – Т.2.  М., 1982. – 361 с.
  5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
  6. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов [Текст] : сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М., 1987. – 134 с.
  7. Как учить и развивать умственно отсталых детей [Текст] / Сост. К. Грюневальд. – СПб., 2000. – 136 с.
  8. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издат. центр «Академия», 1998. – 144 с.
  9. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 144 с.
  10. Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ю.Т. Матасов.  – Л., 1986. – 73 с.
  11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М., 1999. – 456 с.
  12. Мухина В. С. Психология детства и отрочества [Текст] / В.С. Мухина. – М., 1998. – 488 с.
  13. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной   школы [Текст] / Под ред.  Ж. И. Шиф. – М., 1965. – 340 с.
  14. Пантина Н.С. Исследование строения детской деятельности // Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – 172 с.
  15. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей [Текст] /  Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624с.
  16. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе [Текст] / Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. – М., 1980. – 176 с.
  17. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. – 160 с.
  18. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей [Текст] / Т.В. Розанова. – М., 1978. – 109 с.
  19. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1958. – 142 с.
  20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1946. – 704 с.
  21. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 416 с.
  22. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева. – М., 2004. – 184 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица результатов  обследования ученика 2 «А» класса специальной коррекционной  образовательной школы № 2 VIII вида г. Саратова Андрея С.

Таблица 4. Результаты обследования Андрея С.

Оценка результатов

Методика №1

Методика №2

Методика №3

баллы

5,25

2

1

%

15

6

10


 


Информация о работе Особенности мышления младших школьников с умственной отсталостью