Умственная отсталость

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 19:06, реферат

Краткое описание

Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.
Умственно отсталым называют ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.
С 18 в. внимание таких психиатров, как Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на исследовании и анализе выраженных нарушений умственного развития.
Главной трудностью было определение умственной отсталости с духовными, психическими заболеваниями и оценка глубины этих нарушений.
С середины 19 века, когда практически во всех европейских странах стало вводиться всеобщее изначальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьных знаний, интересует не только врачей, и учителей, но и психологов. К этому времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения.
В русской науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, олигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевных заболеваний прогрессирующего (прогредиентного) характера, началось несколько позже, сначала 20 века и стало предметом исследования не только лишь в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо), да и в дефектологии, появившейся в 20-е годы 20 века усилиями Л.С.Выготского, объединившей исследования медиков, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей известного психолога.
Целью данного реферата является изучение умственной отсталости.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть понятие и сущность умственной отсталости, изучить классификацию и причины его возникновения, а также рассмотреть вопрос о диагностике и лечении умственной отсталости.

Оглавление

Введение 3
1. Определение понятия "Умственная отсталость" 5
2. Классификация умственной отсталости 8
3. Причины умственной отсталости
4. Диагноз и лечение умственной отсталости 13
14
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

умственная отсталостьнов.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Стр.

Введение

             3

  1. Определение понятия "Умственная отсталость"

             5

  1. Классификация умственной отсталости

             8

  1. Причины умственной отсталости
  2. Диагноз и лечение умственной отсталости

             13

14

Заключение

             16

Список используемой литературы

             17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.

Умственно отсталым называют ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.

С 18 в. внимание таких психиатров, как Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на исследовании и анализе выраженных нарушений умственного развития.

Главной трудностью было определение умственной отсталости с духовными, психическими заболеваниями и оценка глубины этих нарушений.

С середины 19 века, когда практически во всех европейских странах стало вводиться всеобщее изначальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьных знаний, интересует не только врачей, и учителей, но и психологов. К этому времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения.

В русской науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, олигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевных заболеваний прогрессирующего (прогредиентного) характера, началось несколько позже, сначала 20 века и стало предметом исследования не только лишь в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо), да и в дефектологии, появившейся в 20-е годы 20 века усилиями Л.С.Выготского, объединившей исследования медиков, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей известного психолога.

Целью данного реферата является изучение умственной отсталости.

Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть понятие и сущность умственной отсталости, изучить классификацию и причины его возникновения, а также рассмотреть вопрос о диагностике и лечении умственной отсталости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение понятия "Умственная  отсталость"

 

Понятие "Умственная отсталость" является относительно новым, впервые оно появилась в середине 19 в. До этого индивидуальные различия в уровне интеллекта не привлекали к себе особого внимания. В конце 17 века, наблюдатели стали замечать разницу между психически больных и умственно отсталых людей.

Французский ученый Эскироль постулировал, что основное различие между умственной отсталостью и помешательством заключается в том, что первый связан с развитием личности.

Умственная отсталость (малоумие, олигофрения; с древнегреческого-малый ум) - врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации1. Проявляется в первую очередь в отношении разума, также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.

Термин "олигофрения" предложил Эмиль Крепелин. Во многом он является синонимом современного понятия "умственная отсталость". В то же время, последнее понятие является более широким, поскольку оно включает в себя не только задержку психического развития, вызванную органической патологией, а, например, социально-педагогическую запущенность и диагностируется в первую очередь на основе определения степени недоразвития интеллекта без указания этиологического и патогенетического механизма.

Умственную отсталость как врожденный психический дефект отличают от приобретённого слабоумия, или деменции. Приобретенное слабоумие - потеря интеллекта от нормального уровня (соответствующие возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически в своем развитии так и не достигает нормального уровня и она является непрогредиентым процессом.

Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью прогностического коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Степень поражения может быть разной в зависимости от тяжести заболевания, локализации и времени возникновения, что вызывает индивидуальные особенности развития умственно отсталого ребенка.

Умственная отсталость-это не просто недостаток интеллекта, но качественное изменение психики, всей личности в целом, которая является результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

Для умственно отсталых детей создана специальная система образования, специальных школ и детских домов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определения понятия "умственная отсталость" – зависит судьбы многих детей. Если определение вынесено ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, что ребенок должен быть классифицирован как умственно отсталый. Это значит, что трудно будет решить и то, в какую школу его направить в массовую, вспомогательную или еще какую-нибудь, например, в школу для алаликов, тугоухих и т. д.

Ребенок, отличившийся даже серьезными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, но который легко усваивает обучение и трудоустройство программу государственных школ, не считается умственно отсталым. Поэтому при определении умственной отсталости на первый план выступает нарушение (или очень плохое развитие) именно познавательной деятельности. Это не значит, что у умственно отсталых детей недоразвита или нарушена только познавательная деятельность, а эмоционально-волевая сфера такая же, как у здоровых детей2.

Распространенность умственной отсталости до конца не изучена. Распространенность олигофрении в полной мере не изучена. Максимальные значения данного показателя приходятся на возраст 10-19 лет, именно в этом возрасте предъявляются особенные требования к уровню познавательных способностей (школьное образование, поступление в институт, призыв на военную службу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация умственной  отсталости

 

Олигофрения характеризуется различной глубины психического недоразвития, в этой связи он подразделяется в зависимости от степени умственной отсталости на дебильность (легкая степень нарушения интеллекта), имбецильность (средняя степень) и идиотию. В типичных случаях эти клинические варианты определяются без труда, но граница между легкой идиотии и глубокой имбецильностью выраженной дебильностью и нерезкими проявлениями имбецильности являются в известной степени условными3.

Степени умственной отсталости:

1. Дебильность (умственная отсталость легкой степени) - (от латинского слова «дебилис» - немощный, слабый) - это умственная отсталость легкой степени, которая обладает низкой степенью психического недоразвития.

Основной особенностью психически нездоровых явлений слабоумия является утрата способности к развитию сложных понятий. Это нарушает способность сложных обобщений, предотвращает формирование абстрактного мышления. У больных преобладает конкретно упрощенное мышление, поэтому сложно понять всю ситуацию, улавливается лишь внешняя сторона событий, их внутренняя сущность непостижима. Конечно, все это затрудняет приспособление в социальной среде, подавляет рост личности, прежде всего креативность, умение предвидеть ход событий, принимать оперативные прогностические решения. Все же нарушение абстрактного мышления дебилов-постоянный симптом. В связи с тем, что механическая память не страдает, дебилы могут учиться в школе, хотя усвоение материала занимает у них много времени. Естественно, наиболее трудные для понимания предметы: математика, физика. Потому что у них не хватает творческого потенциала, они пытаются принять то, что они слышат от окружающих. У некоторых из них можно отметить даже склонность учить других, говорить о том, что они просто не понимают. Наряду с отсутствием способности к тонкому анализу ситуации, обобщению фактов при легкой степени дебильности эти лица могут хорошо ориентироваться в обычной конкретной ситуации, обнаруживают хорошую практическую осведомленность, в некоторых случаях хитрость и изворотливость.

При вполне очевидной умственной отсталости дебилов, у некоторых из них могут даже появиться признаки частичная одаренность (абсолютный музыкальный слух, умение рисовать, запоминать механически огромное количество информации, и другие).

Наряду с нарушением абстрактного мышления облигатный признак дебилов-это внушаемость, доверчивость, они легко попадают под чужое влияние. Последнее свойство таит в себе опасность, что они могут стать орудием в руках других людей.

Основные личностные характеристики дебилов, как и у Имбецилов, могут определять их характер или как добродушно-ласковый, приветливый, или, напротив, как агрессивный с упрямством, злобностью, недоверчивостью. Двигательные навыки могут быть разные, у одних поведение становится возбудимым, для других характерна вялость, малоподвижность.

2. Имбецильность (от латинского слова «имбециллист» — слабый, незначительный)- средней степени тяжести умственной отсталости, в которой пациенты могут составить мнение, но формирование понятий невозможно для них. Способность к абстрактному мышлению утрачена, так же как и к обобщению, но имбецилы могут приобретать навыки самообслуживания (сами одеваются, едят, следят за собой). Они приучаются и к простому труду, вырабатывая эти навыки путем тренировки (могут помогать в уборке помещения, изготовлять бумажные пакеты).

Словарный запас их ограничен, они могут только понимать простые слова. Речь Имбецилов - это стандартная фраза, состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого, иногда с включением прилагательных.

Адаптация Имбецилов возможна только в стандартной, привычной атмосфере. Их интересы примитивны. Они очень внушаемы. Имбицилы жадные и неаккуратные в еде. По поведению выделяют подвижных, активных, непоседливых и вяло-апатичных, равнодушных ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей.

Как дебилы, Имбецилы могут иметь либо добродушный, либо агрессивный характер. Самостоятельная жизнь сложна для них, они нуждаются в постоянной квалифицированной помощи. Это делается в общеобразовательных школах, в лечебно-трудовых мастерских или в специальных школах-интернатах.

3. Идиотия (от греческого «Идиотия» - невежество) по степени умственной отсталости это наиболее тяжелая степень задержки психического развития. Познавательная деятельность у глубоких идиотов напрочь отсутствует. Они не реагируют на свое окружение, даже громкий звук и яркий свет не привлекает их внимания, идиоты даже не знают свою мать, но могут различать горячее и холодное.

Больные идиотией не приобретает никаких навыков самообслуживания, не платье, не могу пользоваться ложкой и вилкой, их нужно кормить и постоянно за ними ухаживать. У большинства идиотов имеется понижение всех видов чувствительности.

Идиоты, не умеют плакать, смеяться, радоваться чаще демонстрируют злобу, гнев.

Двигательные реакции этих больных бедны, скучны, примитивны, часто, их движения хаотичны, непоследовательны, отмечали однообразное монотонное покачивание всего тела, применение с ноги на ногу, они часто издают звуки, такие как рычание, речь у них полностью отсутствует.

При легкой степени идиотии могут быть замечены элементарные навыки самообслуживания, они способны привязываться к окружающим, ухаживающим за ними.

Динамика олигофрений определяется наличием эволюционных изменений (эволютивная динамика) и декомпенсаций, причиной которых служат дополнительные неблагоприятные внешние факторы.

Эволютивная динамика при олигофрении оценивается как положительная. По мере взросления пациенты постепенно накапливают несколько больший запас навыков, умений, каких-то элементарных знаний, что с возрастом может несколько улучшить адаптацию (например, при нерезко выраженной дебильности) с некоторым сглаживанием психической дефицитарности в отдельных случаях.

Отрицательная динамика. В наиболее тяжелой форме бывают психозы, возникающие, правда, довольно редко. Симптоматика при этом крайне разнообразна, она может напоминать проявления шизофрении с бредовыми, кататоническими симптомами, или характеризуется аффективными расстройствами. Клиническая картина психозов характеризуется рудиментарностью, фрагментарностью продуктивной симптоматики. Вероятность возникновения психозов возрастает в период пубертатного криза вследствие гормональной перестройки. Появлению психоза часто предшествуют мучительные головные боли, нарушения сна, резкая утомляемость, истощаемость, раздражительность. Психотические эпизоды в отличие от шизофрении непродолжительны (одна-две недели). С течением времени их продолжительность, как правило, уменьшается4.

Информация о работе Умственная отсталость