Умственная отсталость

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:33, доклад

Краткое описание

Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы.
Умственная отсталость представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развития. Характерной особенностью психического дефекта является недоразвитие наиболее дифференцированных фило- и онтогенетически молодых функций мозга и относительная сохранность элементарных, эволюционно более старых.

Файлы: 1 файл

умственная отсталость.docx

— 13.72 Кб (Скачать)

Термином «умственная  отсталость» обозначают стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического  поражения центральной нервной  системы.

 Умственная отсталость  представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз  для данной аномалии развития. Характерной особенностью психического  дефекта является недоразвитие  наиболее дифференцированных фило- и онтогенетически молодых функций мозга и относительная сохранность элементарных, эволюционно более старых.

 Формы умственной  отсталости чрезвычайно многообразны  и различаются по этиологии,  патогенезу, клиническим и психическим  проявлениям, времени возникновения  и особенностям протекания. Однако  объединяющим признаком для всех  без исключения форм является  тотальность и иерархичность  нервно-психического недоразвития  из-за необратимого поражения  ЦНС ребенка до двухлетнего  возраста с последующим прекращением  заболевания (Лебединский В.В., 1985). Дальнейшее физическое и психическое  развитие протекает на дефектной  основе. Таким образом, умственная  отсталость — не однородное  состояние, она имеет множество  проявлений, обусловленных врожденными  и приобретенными причинами, в  том числе и неблагоприятными  условиями воспитания, которые могут  усилить дефект.

 Этиологические  факторы умственной отсталости  делятся на эндогенные (генетические) и экзогенные (внешнесредовые). Генетически обусловлены около 50—70% дифференцированных форм умственной отсталости. Около 1500 нервных и психических заболеваний, в том числе и умственная отсталость, связаны с неблагоприятными генетическими мутациями и около 300 — с хромосомными мутациями. Генетические факторы могут выступать самостоятельно и в сложном взаимодействии со средой.

 К экзогенным  факторам относятся прежде всего внутриутробные инфекции. Наиболее опасен в этом отношении вирус краснухи. Аномалии физического и психического развития, часто сочетающиеся с врожденными аномалиями зрения и слуха, наблюдаются у 25% детей, матери которых перенесли краснуху в первые 12 недель беременности. Почти также опасен вирус эпидемического паротита (свинки). У женщин, перенесших эпидемический паротит в первом триместре беременности, в 20—22% случаев рождается неполноценное потомство. На более поздних стадиях беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и к возникновению у него внутриутробных энцефалитов.

 Алкоголизм и  наркомания могут быть причиной  умственной отсталости как экзогенного,  так и эндогенного характера.  В первом случае продукты распада  алкоголя и наркотиков (токсины), благодаря общей системе кровообращения  матери и плода, отравляют развивающийся  плод. Во втором случае длительное  употребление алкоголя и наркотиков (и их заменителей) вызывает  необратимые патологические изменения  в генетическом аппарате родителей  и является причиной хромосомных  и эндокринных заболеваний ребенка.

 Неблагоприятное  влияние на развитие мозга  плода оказывают хронические  инфекционные болезни, заболевания  сердечно-сосудистой системы, почек, печени, нарушения обмена веществ у матери, влияние радиоактивного и рентгеновского облучения на половые клетки родителей и сам плод (Лебединский В.В., 1985).

 Клиническая картина  нарушений познавательной деятельности  складывается из особенностей  психопатологических, неврологических  и соматических симптомов. Те  формы, при которых отмечается четко очерченные специфические симптомы, позволяющие установить диагноз, называются дифференцированными формами умственной отсталости. Все остальные случаи умственной отсталости относятся к группе клинически недифференцированных нарушений.

 По клиническим  проявлениям все случаи умственной  отсталости делятся на неосложненные, осложненные и атипичные. Неосложненные формы характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, в частности, эмоционально-волевой сферы (нарушение эмоционального контакта с окружающими, эмоциональная возбудимость, немотивированные колебания настроения). К атипичным формам относятся нарушения познавательной деятельности с частыми эпилептическими припадками, прогрессирующей гидроцефалией, эндокринными расстройствами, нарушениями зрения и слуха. Для педагогического прогноза наиболее перспективны дети с неосложенными формами умственной отсталости.

 По времени  воздействия этиологического фактора  выделяют пренатальные, интернатальные и постнатальные поражения ЦНС. Чем ближе к моменту рождения реализуется действие патогенного фактора, тем разнороднее может быть картина психического дефекта. В период родов патогенный фактор связан с травматизмом, асфиксиями, нарушениями внутриутробного кровообращения. Наиболее частой причиной нарушений постнатального генеза являются экзогенные вредности.

 В соответствии с международной классификацией болезней, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Информация о работе Умственная отсталость