Термином «умственная
отсталость» обозначают стойкое, выраженное
нарушение познавательной деятельности
вследствие диффузного (разлитого) органического
поражения центральной нервной
системы.
Умственная отсталость
представляет собой не нозологический,
а обобщенный групповой диагноз
для данной аномалии развития.
Характерной особенностью психического
дефекта является недоразвитие
наиболее дифференцированных фило-
и онтогенетически молодых функций мозга
и относительная сохранность элементарных,
эволюционно более старых.
Формы умственной
отсталости чрезвычайно многообразны
и различаются по этиологии,
патогенезу, клиническим и психическим
проявлениям, времени возникновения
и особенностям протекания. Однако
объединяющим признаком для всех
без исключения форм является
тотальность и иерархичность
нервно-психического недоразвития
из-за необратимого поражения
ЦНС ребенка до двухлетнего
возраста с последующим прекращением
заболевания (Лебединский В.В., 1985).
Дальнейшее физическое и психическое
развитие протекает на дефектной
основе. Таким образом, умственная
отсталость — не однородное
состояние, она имеет множество
проявлений, обусловленных врожденными
и приобретенными причинами, в
том числе и неблагоприятными
условиями воспитания, которые могут
усилить дефект.
Этиологические
факторы умственной отсталости
делятся на эндогенные (генетические)
и экзогенные (внешнесредовые). Генетически
обусловлены около 50—70% дифференцированных
форм умственной отсталости. Около 1500
нервных и психических заболеваний, в
том числе и умственная отсталость, связаны
с неблагоприятными генетическими мутациями
и около 300 — с хромосомными мутациями.
Генетические факторы могут выступать
самостоятельно и в сложном взаимодействии
со средой.
К экзогенным
факторам относятся прежде всего внутриутробные
инфекции. Наиболее опасен в этом отношении
вирус краснухи. Аномалии физического
и психического развития, часто сочетающиеся
с врожденными аномалиями зрения и слуха,
наблюдаются у 25% детей, матери которых
перенесли краснуху в первые 12 недель
беременности. Почти также опасен вирус
эпидемического паротита (свинки). У женщин,
перенесших эпидемический паротит в первом
триместре беременности, в 20—22% случаев
рождается неполноценное потомство. На
более поздних стадиях беременности острые
инфекционные заболевания матери могут
привести к внутриутробному заражению
плода и к возникновению у него внутриутробных
энцефалитов.
Алкоголизм и
наркомания могут быть причиной
умственной отсталости как экзогенного,
так и эндогенного характера.
В первом случае продукты распада
алкоголя и наркотиков (токсины),
благодаря общей системе кровообращения
матери и плода, отравляют развивающийся
плод. Во втором случае длительное
употребление алкоголя и наркотиков
(и их заменителей) вызывает
необратимые патологические изменения
в генетическом аппарате родителей
и является причиной хромосомных
и эндокринных заболеваний ребенка.
Неблагоприятное
влияние на развитие мозга
плода оказывают хронические
инфекционные болезни, заболевания
сердечно-сосудистой системы, почек, печени,
нарушения обмена веществ у матери, влияние
радиоактивного и рентгеновского облучения
на половые клетки родителей и сам плод
(Лебединский В.В., 1985).
Клиническая картина
нарушений познавательной деятельности
складывается из особенностей
психопатологических, неврологических
и соматических симптомов. Те
формы, при которых отмечается
четко очерченные специфические симптомы,
позволяющие установить диагноз, называются
дифференцированными формами умственной
отсталости. Все остальные случаи умственной
отсталости относятся к группе клинически
недифференцированных нарушений.
По клиническим
проявлениям все случаи умственной
отсталости делятся на неосложненные,
осложненные и атипичные. Неосложненные
формы характеризуются отсутствием дополнительных
психопатологических расстройств. Осложненные
формы характеризуются наличием дополнительных
психопатологических расстройств, в частности,
эмоционально-волевой сферы (нарушение
эмоционального контакта с окружающими,
эмоциональная возбудимость, немотивированные
колебания настроения). К атипичным формам
относятся нарушения познавательной деятельности
с частыми эпилептическими припадками,
прогрессирующей гидроцефалией, эндокринными
расстройствами, нарушениями зрения и
слуха. Для педагогического прогноза наиболее
перспективны дети с неосложенными формами
умственной отсталости.
По времени
воздействия этиологического фактора
выделяют пренатальные, интернатальные
и постнатальные поражения ЦНС. Чем ближе
к моменту рождения реализуется действие
патогенного фактора, тем разнороднее
может быть картина психического дефекта.
В период родов патогенный фактор связан
с травматизмом, асфиксиями, нарушениями
внутриутробного кровообращения. Наиболее
частой причиной нарушений постнатального
генеза являются экзогенные вредности.
В соответствии с
международной классификацией болезней,
умственная отсталость включает четыре
степени снижения интеллекта: легкую,
умеренную, тяжелую и глубокую.