Развитие вычислительных навыков у умственно отсталых младших школьников на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 21:26, аттестационная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать систему задач и упражнений на формирование вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: особенности математических знаний у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Предмет исследования:содержание работы учителя по формированию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Оглавление

Введение
3
Глава I.Теоретические основы формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

I.1. Понятие «вычислительный навык» и его основные характеристики …………………………………………………………

6
I.2. Значение формирования математических представлений для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ….

8
I.3. Психолого-педагогические особенности усвоения математических знаний детьми с нарушением интеллекта …………

17
Глава II. Изучение формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

II.1. Общая характеристика экспериментального исследования ……
27
II.2. Методика изучения чисел первого десятка ……………………..
31
II.3.Рекомендации для педагогов по формированию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ………………………………………………


45
Заключение
57
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 108.35 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра коррекционной педагогики

 

 

 

 

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

 

 

 

 

                                                    Выполнил: слушатель профессиональной

                                                          переподготовки «Олигофренопедагогика»

                                                          Смирнова Ольга Витальевна

                                                          Научный руководитель: старший

                                                          преподаватель Уромова С.Е.

 

 

 

 

 

Н. Новгород

2013

Оглавление

 

Введение

3

Глава I.Теоретические основы формирования вычислительных навыков  у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

 

I.1. Понятие «вычислительный навык» и его основные характеристики …………………………………………………………

 

          6

I.2. Значение формирования математических представлений для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ….

 

          8

I.3. Психолого-педагогические особенности усвоения математических знаний детьми с нарушением интеллекта …………

 

        17

Глава II. Изучение формирования вычислительных навыков  у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

 

II.1. Общая характеристика экспериментального исследования ……

        27

II.2. Методика изучения чисел первого десятка ……………………..

        31

II.3.Рекомендации для педагогов по формированию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ………………………………………………

 

 

        45

Заключение

57

Литература

59


 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования.Добиться овладения учащимися с нарушением интеллекта доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь-главная задача обучения математике.

В специальных исследованиях В.А. Крутецкого показано, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).

Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся.

Следует отметить, что для детей с нарушением интеллекта характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, ее некритичность.

Наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

Внимание детей характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной сконцентрированностью на объекте. Наблюдается сравнительно низкий уровень восприятия. Об этом свидетельствует прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире.

Обучая математике учащихся вспомогательных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить механического заучивания и тренировок.

Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной наглядной основы, следует переходить к формированию доступных математических понятий. Вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.

Многие ученые (А.А. Хилько, А.Н. Лященко, М.И. Согатов и др.) убедительно показывают необходимость заданий репродуктивного характера для воспитания уверенности в самостоятельных действиях и формированию прочных знаний и умений.

Однако по мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые и нестандартные ситуации, а также заданий практического характера (несложное моделирование, дидактические игры, экскурсии и т.д.).

В своих исследованиях Ю.Ю. Помпутис пришел к выводу, что когда действия учеников мотивированы, когда они могут полученные на уроках знания применять в своей бытовой или трудовой деятельности, качество усвоения математического материала возрастает.

Поиски наиболее эффективных путей коррекции дефектов детей с нарушением интеллекта происходили во все времена. Актуальность этой проблемы не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения учащихся во вспомогательной школе.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта».

Цель исследования: разработать систему задач и упражнений на формирование вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Объект исследования: особенности математических знаний у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предмет исследования:содержание работы учителя по формированию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Гипотеза:трудности усвоения математических знаний детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта обусловлено не только нарушениями в их познавательной деятельности. Характер обучения не способствует в должной мере формированию необходимых обобщений и развитию пространственного мышления учеников.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по проблеме формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

2. Выявить особенности формирования  математических представлений и  знаний у детей с нормальным  интеллектом.

3. Разработать систему задач  и упражнений на формирование  вычислительных навыков у детей  младшего школьного возраста  с нарушениями интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

 

I.1. Понятие «вычислительный навык» и его основные характеристики

Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математике, который предусматривает формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приемов вычисления. Последнее становится возможным благодаря тому, что в программу включено знакомство с некоторыми важнейшими свойствами арифметических действий и вытекающими из них следствиями.

         М.А.Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приемами. «Приобрести вычислительные навыки – для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро».

          Вычислительные  навыки рассматриваются как один  из видов учебных навыков, функционирующих  и формирующихся в процессе  обучения. Они входят в структуру  учебно – познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций.

            Полноценный вычислительный навык  имеет следующие характеристики: правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность.

            Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.

Осознанность – ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это для ученика своего рода доказательство правильности выбора системы операции. Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. Это, конечно, не значит, что ученик всегда должен объяснять решение каждого примера. В процессе овладения навыком объяснение должно постепенно свертываться.

Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т.е. выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Разумеется, что это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приемы нахождения результата, и ученик, используя различные знания, может сконструировать несколько приемов и выбрать более рациональный. Как видим, рациональность непосредственно связана с осознанностью навыка.

 Обобщенность – ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т.е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи. Обобщенность так же, как и рациональность, теснейшим образом связана с осознанностью вычислительного навыка, поскольку общим для различных случаев вычисления будет прием, основа которого – одни и те же теоретические положения

Автоматизм (свернутость) – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операции. Осознанность и автоматизм вычислительных навыков не являются противоречивыми качествами. Они всегда выступают в единстве: при свернутом выполнении операции осознанность сохраняется, но обоснование выбора системы операции происходит свернуто в плане внутренней речи. Благодаря этому ученик может в любой момент дать развернутое обоснование выбора системы операции. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям. Здесь должен быть достигнут уровень, характеризующийся тем, что ученик сразу же соотносит с двумя данными числами третье число, которое является результатом арифметического действия, не выполняя отдельных операций. По отношению к другим случаям арифметических действий происходит частичная автоматизация вычислительных навыков: ученик предельно быстро выделяет и выполняет систему операций, не объясняя, почему выбрал эти операции и как выполнял каждую из них.

 Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Таким образом, формирование вычислительных навыков, обладающих названными качествами, обеспечивается построением курса математики и использованием соответствующих методических приемов. Вместе с тем, ученик при выполнении вычислительного приема должен отдавать отчет в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, т.е. постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом – системой операций. О сформированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам, без вмешательства со стороны, выполняет все операции приводящие к решению. Умение осознанно контролировать выполняемые операции позволяет формировать вычислительные навыки более высокого уровня, чем без наличия этого умения.

 

I.2. Значение формирования математических представлений для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. При определении задач обучения математике учащихся школы VIII вида необходимо исходить из этих главных задач.

Информация о работе Развитие вычислительных навыков у умственно отсталых младших школьников на уроках математики