Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 21:26, аттестационная работа
Цель исследования: разработать систему задач и упражнений на формирование вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: особенности математических знаний у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Предмет исследования:содержание работы учителя по формированию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Введение
3
Глава I.Теоретические основы формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
I.1. Понятие «вычислительный навык» и его основные характеристики …………………………………………………………
6
I.2. Значение формирования математических представлений для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ….
8
I.3. Психолого-педагогические особенности усвоения математических знаний детьми с нарушением интеллекта …………
17
Глава II. Изучение формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
II.1. Общая характеристика экспериментального исследования ……
27
II.2. Методика изучения чисел первого десятка ……………………..
31
II.3.Рекомендации для педагогов по формированию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ………………………………………………
45
Заключение
57
Литература
Упражнение №6
«Рыбалка».Даны три удочки с цифрами (например, 1,2,3,4,5,) и рыбки с примерами (1+1, 1+2, 2+1….). Детям дается установка:«Сегодня у наших друзей необычная рыбалка. Отгадайте, кто из рыбаков самый удачливый? Решите примеры, которые написаны на рыбках. Если ответ совпадает с цифрами на поплавке, значит, рыбка попадается на эту удочку».
Упражнение 7
Расставьте пропущенные числа на прямой
1 4 8
Упражнение 8
Соедини цифры по порядку
1 3 5 7 9
2 4 6 8 10
Упражнение 9
Нарисуй ответы
а) + =
б) -=
в) - =
Упражнение 10
Заполни домики (на все случаи от 3 до 10)
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение 11
Поставь пропущенные знаки «+» или «-»
а) … =
б) … =
Упражнение 12
Вставить пропущенные числа
123 987
234 876
34 76
4 6
Выводы по главе:
Результаты
исследования контрольной
Заключение
Методика обучения математике строит модель учебной деятельности, опираясь на психологические, дидактические концепции деятельности и учитывая специфику творческой математической деятельности. Чтобы деятельность привела к формированию личности, ее нужно организовать и разумно ею управлять. Деятельностный подход предопределяет такую модель, которая «имитирует» творческую математическую деятельность, что позволяет приобщить учащихся к этой деятельности, овладеть соответствующим опытом на уровне своих индивидуальных способностей.
Важно отметить так же, что трудности в закреплении математических представлений испытывают все учащиеся с нарушением интеллекта не только в начальных классах, но и старших.
Анализ математической подготовки учащихся с нарушением интеллекта в ходе эксперимента, а также организации и содержания обучения математики в специальной (коррекционной) школе VIII видапо данным литературы позволяет сделать следующие выводы:
Обобщая сказанное, можно утверждать, что плохое усвоение математических знаний школьниками с нарушением интеллекта обусловлено не только нарушениями в их познавательной деятельности. Характер обучения не способствует в должной мере формированию необходимых обобщений и развитию пространственного мышления учеников.Тем самым выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась в ходе теоретико-прикладного исследования, а поставленные задачи решены.
Литература
1. Алышева Т.В. Изучение арифметических действий с обыкновенными дробями учащимися вспомогательной школы //Дефектология. -- 1992. -- № 4.
2. Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2005. - 136 с.
3. Горскин Б.Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе //Дефектология. -- 1994. -- № 4.
4. Истомина Н.Б. Методика преподавания
математики в начальных
5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. – М: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЕК, 1998. (серия «Психологи отечества») - 416 с.
6. Матасов Ю.Г. Особенности восприятия и понимания основ наглядной геометрии учениками младших классов вспомогательной школы //Дефектология. -- 1972. -- № 5.
7. Менчинская Н. А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. -М., 1965.
8. Метлина Л. С. Математика в детском саду. -- М., 1977.
9. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова.-- М.: Изд. центр «Академия», 2000. -- 267 с.
10. Отто Шпек. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. -- М.: Изд. центр «Академия», 2003. --432 с.
11. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. -- М.: Изд. центр «Академия», 1999. --512 с.
12. Перова М.И., Эк В.В. Программа по математике для 5--9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. / Под ред. В. В. Воронковой. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. --С. 29--43.
13. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. -- М., 1997.
14. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.--2-е изд., перераб.--М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.--144 с.
15. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. вузов. -- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. --408 с.
16. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. -- М., 1989.
17. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение
элементам геометрии во
18. Программы для 0--4-х классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). -- М., 1997.
19. Программы специальных
20. Розанова Т.В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики //Дефектология. -- 1985. -- № 3.
21. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. Вузов и ун-тов: М.: Просвещение, 2002.
22. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой.-- М.: Изд. центр «Академия», 2000. -- 390 с.
23. Учебники математики для
24. Шеина И.М. Трудности выполнения
умственно отсталыми
25. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. -- М., 1990.
http://nsportal.ru/shkola/