Развитие вычислительных навыков у умственно отсталых младших школьников на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 21:26, аттестационная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать систему задач и упражнений на формирование вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: особенности математических знаний у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Предмет исследования:содержание работы учителя по формированию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Оглавление

Введение
3
Глава I.Теоретические основы формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

I.1. Понятие «вычислительный навык» и его основные характеристики …………………………………………………………

6
I.2. Значение формирования математических представлений для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ….

8
I.3. Психолого-педагогические особенности усвоения математических знаний детьми с нарушением интеллекта …………

17
Глава II. Изучение формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

II.1. Общая характеристика экспериментального исследования ……
27
II.2. Методика изучения чисел первого десятка ……………………..
31
II.3.Рекомендации для педагогов по формированию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ………………………………………………


45
Заключение
57
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 108.35 Кб (Скачать)

 

Упражнение №6

«Рыбалка».Даны три удочки с цифрами (например, 1,2,3,4,5,) и рыбки с примерами (1+1, 1+2, 2+1….). Детям дается установка:«Сегодня у наших друзей необычная рыбалка. Отгадайте, кто из рыбаков самый удачливый? Решите примеры, которые написаны на рыбках. Если ответ совпадает с цифрами на поплавке, значит, рыбка попадается на эту удочку».

 

Упражнение 7

Расставьте пропущенные числа на прямой


        1               4                     8

 

Упражнение 8

Соедини цифры по порядку

1          3          5         7          9



       2         4          6          8         10

 

Упражнение 9

Нарисуй ответы

а)       +     =


б)                      -=


в)            -    =


 

Упражнение 10

Заполни домики (на все случаи от 3 до 10)


5

 

 

 

 

 

 

Упражнение 11

Поставь пропущенные знаки «+» или «-»


а)                          …         =

б)          …     =


 

Упражнение 12

Вставить пропущенные числа

123                     987

234                     876

34                       76

4                         6

 

Выводы по главе:

        Результаты  исследования контрольной работы  второклассников показали, что у  учащихся недостаточно сформированы  вычислительные  навыки  и практически не развито наглядно-образное мышление, они с трудом представляют образ того геометрического объекта, о котором идет речь. Следовательно, работу нужно начинать  уже в с обучающимися первого класса: сформировать представления о числе, счете, дать понятия о некоторых первоначальных свойствах натурального ряда чисел, образы геометрических понятий, соответствующих действительному образу геометрического объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Методика обучения математике строит модель учебной деятельности, опираясь на психологические, дидактические концепции деятельности и учитывая специфику творческой математической деятельности. Чтобы деятельность привела к формированию личности, ее нужно организовать и разумно ею управлять. Деятельностный подход предопределяет такую модель, которая «имитирует» творческую математическую деятельность, что позволяет приобщить учащихся к этой деятельности, овладеть соответствующим опытом на уровне своих индивидуальных способностей.

Важно отметить так же, что трудности в закреплении математических представлений испытывают все учащиеся с нарушением интеллекта не только в начальных классах, но и старших.

Анализ математической подготовки учащихся с нарушением интеллекта в ходе эксперимента, а также организации и содержания обучения математики в специальной (коррекционной) школе VIII видапо данным литературы позволяет сделать следующие выводы:

  1. У учеников практически не развито наглядно-образное мышление, они с трудом представляют образ того геометрического объекта, о котором идет речь.
  2. В отличие от нормально развивающихся учащихся, у них нет потребности в составлении чертежа при выполнении определенных заданий, уже составленный чертеж не является для них необходимым.
  3. Образы геометрических понятий нечетки, расплывчаты и обычно не соответствуют действительному образу геометрического объекта.
  4. Школьники плохо владеют действиями по преобразованию, моделированию геометрических фигур.
  5. Учащиеся не могут дать четкого определения понятия, затрудняются указать в определении существенные признаки понятия, при воспроизведении определения понятия и рассмотрении соответствующего ему образца в большинстве случаев не могут установить связи между ними.
  6. Для школьников с нарушением интеллекта является типичным неумение пользоваться чертежными и измерительными инструментами. Ученики испытывают затруднения при построении при помощи линейки и чертежного угольника параллельных и перпендикулярных прямых, с трудом измеряют транспортиром градусную меру углов и др.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что плохое усвоение математических знаний школьниками с нарушением интеллекта обусловлено не только нарушениями в их познавательной деятельности. Характер обучения не способствует в должной мере формированию необходимых обобщений и развитию пространственного мышления учеников.Тем самым выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась в ходе теоретико-прикладного исследования, а поставленные задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Алышева Т.В. Изучение арифметических действий с обыкновенными дробями учащимися вспомогательной школы //Дефектология. -- 1992. -- № 4.

2. Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2005. - 136 с.

3. Горскин Б.Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе //Дефектология. -- 1994. -- № 4.

4. Истомина Н.Б. Методика преподавания  математики в начальных классах. -- М., 1992.

5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. – М: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЕК, 1998. (серия «Психологи отечества») - 416 с.

6. Матасов Ю.Г. Особенности восприятия  и понимания основ наглядной  геометрии учениками младших  классов вспомогательной школы //Дефектология. -- 1972. -- № 5.

7. Менчинская Н. А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. -М., 1965.

8. Метлина Л. С. Математика в детском саду. -- М., 1977.

9. Обучение детей с нарушениями  интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова.-- М.: Изд. центр «Академия», 2000. -- 267 с.

10. Отто Шпек. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. -- М.: Изд. центр «Академия», 2003. --432 с.

11. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. -- М.: Изд. центр «Академия», 1999. --512 с.

12. Перова М.И., Эк В.В. Программа по математике для 5--9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. / Под ред. В. В. Воронковой. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. --С. 29--43.

13. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. -- М., 1997.

14. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.--2-е изд., перераб.--М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.--144 с.

15. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. вузов. -- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. --408 с.

16. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. -- М., 1989.

17. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение  элементам геометрии во вспомогательной  школе. -- М., 1992.

18. Программы для 0--4-х классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). -- М., 1997.

19. Программы специальных общеобразовательных  школ для умственно отсталых  детей. -- М., 1991.

20. Розанова Т.В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики //Дефектология. -- 1985. -- № 3.

21. Саранцев Г. И. Методика обучения  математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. Вузов и ун-тов: М.: Просвещение, 2002.

22. Специальная педагогика / Под  ред. Н. М. Назаровой.-- М.: Изд. центр «Академия», 2000. -- 390 с.

23. Учебники математики для учащихся  школ VIII вида.

24. Шеина И.М. Трудности выполнения  умственно отсталыми школьниками  вычислительных операций с многозначными  числами // Дефектология. -- 1994. -- № 4.

25. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. -- М., 1990.

http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika



Информация о работе Развитие вычислительных навыков у умственно отсталых младших школьников на уроках математики