Тренинг профессионально-личностного роста психолога

Автор: Оля Куксова, 05 Октября 2010 в 17:42, реферат

Краткое описание

Цель игры - формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.
В процессе игры участникам предлагается для ознакомления несколько профессиограмм наиболее востребованных профессий на рынке труда г.Москвы. Каждый участник должен выбрать одну из них, внимательно изучить ее функциональные обязанности и представить себя (возможно, в юмористической и игровой форме) успешным профессионалом в этой сфере, но спустя 10 лет.
Придумав краткую историю-выступление о своем карьерном пути в течение этих 10 лет, на пресс-конференции каждый участник выступает с сообщением о собственной удачной карьере, ее основных этапах и трудностях.
Остальные участники являются представителями прессы или средств массовой информации и могут задавать выступающим любые, вплоть до каверзных, вопросы.
Игра «Пресс-конференция: 10 лет спустя», чаще всего, проходит в дружеской и веселой обстановке, что, несомненно, способствует включению механизмов творческой адаптивности личности в процессе построения индивидуального перспективного плана профессионального развития каждого участника игры.

Файлы: 1 файл

Московская Государственная Техналогическая Академия.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Цель  упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.  
Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.  
По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.  
На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение  №13 
"На какой я ступеньке?"

Цель  упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку  
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".  
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:  
- 1-4 ступенька - самооценка занижена  
- 5-7 ступенька - самооценка адекватна  
- 8-10 ступенька - самооценка завышена

Упражнение  №14 
"Называем чувства"

Цель  упражнения: обогащение словаря эмоций у участников.  
- Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана  
Информация для ведущего:  
Можно проводить это упражнение как соревнование между двумя командами или же как общегрупповой <мозговой штурм>. Результат работы группы - лист ватмана с написанными на нем словами можно использовать на протяжении всего занятия. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова - это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы.  
Обсуждение:  
Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?

Упражнение  №15 
"Развитие семантических движений"

Ставится  задача — поиск двигательных мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Нужно найти пантомимические и мимические средства выражения этих требований.

Упражнение  №16 
"Ценности"

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:  
- интересная работа  
- хорошая обстановка в стране  
- общественное признание  
- материальный достаток  
- любовь  
- семья  
- удовольствия, развлечения  
- самосовершенствование  
- свобода  
- справедливость  
- доброта  
- честность  
- искренность  
- вера  
- целеустремленность  
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

Упражнение  №17 
"Что в нем нового?"

Цель  упражнения: развитие наблюдательности.  
- Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 мин.  
Пауза в 3 мин.  
А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить".

Упражнение  №18 
"Я в будущем"

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.  

Упражнение  №19"Шприц"

Цель  упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.  
У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел "посвящение": сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.  
Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго - отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.  

Упражнение  №20 
"Чемодан в дорогу"

Группа садится  по кругу.  
Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.  

Упражнение  №21"Фоторобот"

Цель  упражнения: - формирование творческого воображения; - формирование умения абстрагироваться.  
Один из участников должен составить портрет группы. Для этого нужно распределить между участниками группы следующие части тела: голову, шею, глаза, уши. рот, руки, ноги, плечи и т.д.  
На упражнение отводится 15 минут.
 
 
 
 

Литература. 

1. Большаков В.Ю. Психотренинг.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.Н. Атлас по психологии.

3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники.  

4. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении.

5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг.

6. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В.  Петрусинского.  

7. Кондрашенко В.Т, Донской Д.И, Общая психотерапия.

8. Мелибруда Е.Я. Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения .

9. Пиз А. Язык телодвижений.  
 
10. Петровская Л.А.  Компетентность в общении.  Социально-психологический тренинг.

11. Практикум  по социально-психологическому тренингу .

12. Прихожан А. Психологический справочник неудачника.

13. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.

14. Рудестам К. Групповая психотерапия.

15. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии.

16. Сатир В. Как строить себя и свою семью.

17. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях.

18. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.

19. Юнг К.Г. Психологические типы.

Информация о работе Тренинг профессионально-личностного роста психолога