Автор: Оля Куксова, 05 Октября 2010 в 17:42, реферат
Цель игры - формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.
В процессе игры участникам предлагается для ознакомления несколько профессиограмм наиболее востребованных профессий на рынке труда г.Москвы. Каждый участник должен выбрать одну из них, внимательно изучить ее функциональные обязанности и представить себя (возможно, в юмористической и игровой форме) успешным профессионалом в этой сфере, но спустя 10 лет.
Придумав краткую историю-выступление о своем карьерном пути в течение этих 10 лет, на пресс-конференции каждый участник выступает с сообщением о собственной удачной карьере, ее основных этапах и трудностях.
Остальные участники являются представителями прессы или средств массовой информации и могут задавать выступающим любые, вплоть до каверзных, вопросы.
Игра «Пресс-конференция: 10 лет спустя», чаще всего, проходит в дружеской и веселой обстановке, что, несомненно, способствует включению механизмов творческой адаптивности личности в процессе построения индивидуального перспективного плана профессионального развития каждого участника игры.
Цель
упражнения: - формирование навыков
самоанализа, самопонимания и самокритики;
- выявление значимых личностных качеств
для совместной тренинговой работы; - углубление
знаний друг о друге через раскрытие качеств
каждого участника.
Предлагается поиграть в комиссионный
магазин. Товары, которые принимает продавец
- это человеческие качества, например:
доброта, глупость, открытость. Участники
записывают на карточку черты своего характера,
как положительные, так и отрицательные
Затем предлагается совершить торг, в
котором каждый из участников может избавиться
от какого-то ненужного качества, или его
части, и приобрести что-либо необходимое.
Например, кому-то не хватает для эффективной
жизни красноречия, и он может предложить
за него какую-то часть своего спокойствия
и уравновешенности.
По окончании задания подводятся итоги
и обсуждаются впечатления.
На упражнение отводится 20-25 минут.
Цель
упражнения: помочь участникам выстраивать
адекватную самооценку
Участникам раздается бланк с нарисованной
на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция:
"Нарисуйте себя на той ступеньке, на
которой, как вы считаете, сейчас находитесь".
После того, как все нарисовали, ведущий
сообщает ключ к этой методике:
- 1-4 ступенька - самооценка занижена
- 5-7 ступенька - самооценка адекватна
- 8-10 ступенька - самооценка завышена
Цель
упражнения: обогащение словаря эмоций
у участников.
- Давайте посмотрим, кто может назвать
больше слов, обозначающих разные чувства.
По очереди называйте слова и записывайте
их на лист ватмана
Информация для ведущего:
Можно проводить это упражнение как соревнование
между двумя командами или же как общегрупповой
<мозговой штурм>. Результат работы
группы - лист ватмана с написанными на
нем словами можно использовать на протяжении
всего занятия. По ходу работы в этот список
можно вносить новые слова - это словарь,
отражающий эмоциональный опыт группы.
Обсуждение:
Какое из названных чувств тебе нравится
больше других? Какое, по-твоему, самое
неприятное чувство? Какое из названных
чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?
Ставится задача — поиск двигательных мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Нужно найти пантомимические и мимические средства выражения этих требований.
Участникам группы
раздаются списки возможных человеческих
ценностей:
- интересная работа
- хорошая обстановка в стране
- общественное признание
- материальный достаток
- любовь
- семья
- удовольствия, развлечения
- самосовершенствование
- свобода
- справедливость
- доброта
- честность
- искренность
- вера
- целеустремленность
Затем каждому предлагается выбрать из
списка пять самых главных для него ценностей
и две ценности, которые не очень значимы
в данный момент. После этапа индивидуальной
работы участники объединяются в малые
подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают
свои варианты. Затем происходит общегрупповое
обсуждение, во время которого участники
делятся своими впечатлениями.
Цель
упражнения: развитие наблюдательности.
- Внимательно посмотрите друг на друга.
Постарайтесь увидеть каждого, обратив
внимание на то, как выглядит сегодня этот
человек, в каком он состоянии, как он себя
проявляет. Для этого у нас будет 3 мин.
Пауза в 3 мин.
А сейчас вы будете бросать мяч друг другу,
сообщая при этом человеку, которому адресован
мяч, что нового по сравнению со вчерашним
днем вы в нем увидели. Будьте внимательны
и старайтесь никого не пропустить".
Каждый участник
рисует себя в будущем. Происходит защита
участниками своего рисунка.
Цель
упражнения: помочь участникам более
глубоко почувствовать и пережить ситуацию
уговоров, выработать "иммунитет"
к психологическому воздействию.
У каждого подростка существует естественный
психологический барьер по отношению
к наркотикам, особенно внутривенным.
Не так-то просто в первый раз решиться
на то, чтобы проколоть себе вену или ввести
в организм вещество, действие которого
непредсказуемо. Именно на этом этапе,
до того как подросток прошел "посвящение":
сделал первую инъекцию или выкурил первую
сигарету, необходимо выработать у него
навыки самозащиты.
Упражнение делается по кругу. Инструкция:
тот, у кого в руках находится шприц, должен
предложить соседу справа уколоться якобы
имеющимся в шприце наркотиком; задача
второго - отказаться; делается 3 попытки,
после чего шприц передается тому, кто
отказывается, и так по кругу. В конце проводится
короткое обсуждение, отмечаются те варианты
отказа, которые были наиболее убедительными,
и те случаи, когда у "искусителя"
сохранялось настойчивое желание продолжать
уговоры.
Группа садится
по кругу.
Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый
из вас по очереди будет ставить перед
собой этот стул (ведущий ставит стул в
центр круга). Все участники группы в том
порядке, в котором вам будет удобно, будут
подходить к вам, садиться на стул и называть
одно качество, которое, на их взгляд помогает
вам, и одно, которое мешает. При этом надо
помнить, сто называть следует те качества,
которые проявились в ходе работы группы
и поддаются коррекции. После того, как
все выскажут свое мнение, следующий участник
берет стул и ставит напротив себя. Упражнение
повторяется и т.д.
Цель
упражнения: - формирование творческого
воображения; - формирование умения абстрагироваться.
Один из участников должен составить портрет
группы. Для этого нужно распределить
между участниками группы следующие части
тела: голову, шею, глаза, уши. рот, руки,
ноги, плечи и т.д.
На упражнение отводится 15 минут.
Литература.
1. Большаков В.Ю. Психотренинг.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.Н. Атлас по психологии.
3. Гиппиус
С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой
психотехники.
4. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении.
5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг.
6. Игры: обучение,
тренинг, досуг / Под ред. В.В.
Петрусинского.
7. Кондрашенко В.Т, Донской Д.И, Общая психотерапия.
8. Мелибруда Е.Я. Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения .
9. Пиз
А. Язык телодвижений.
10. Петровская Л.А. Компетентность
в общении. Социально-психологический
тренинг.
11. Практикум по социально-психологическому тренингу .
12. Прихожан А. Психологический справочник неудачника.
13. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.
14. Рудестам К. Групповая психотерапия.
15. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии.
16. Сатир В. Как строить себя и свою семью.
17. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях.
18. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.
19. Юнг К.Г. Психологические типы.
Информация о работе Тренинг профессионально-личностного роста психолога