Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:26, реферат
Личность формируется на базе врожденных биологических предпосылок и обретенного в процессе жизни общественного опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, сразу, она меняется в итоге адаптации к постоянно меняющейся среде. Поскольку и биологические предпосылки, и личный опыт неповторимы, любая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет неповторимую структуру, в которой объединяются все психологические характеристики данного человека. Но имеются и общие закономерности, позволяющие изучить, понимать и частично изменять личность.
Личность и личностный рост
Личность формируется на базе врожденных биологических предпосылок и обретенного в процессе жизни общественного опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, сразу, она меняется в итоге адаптации к постоянно меняющейся среде. Поскольку и биологические предпосылки, и личный опыт неповторимы, любая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет неповторимую структуру, в которой объединяются все психологические характеристики данного человека. Но имеются и общие закономерности, позволяющие изучить, понимать и частично изменять личность. В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о её зрелости:
1) Познавательная
составляющая — включает
-оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность;
-принимает остальных людей как неповторимых и равноправных участников процесса жизнедеятельности;
-принимает мир как постоянно изменяющееся, а потому постоянно новое и увлекательное пространство для реализации собственных возможностей.
2) Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:
способность доверять своим ощущениям и разглядывать их как базу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир вправду таков, каким представляется и сам человек способен воспринимать и осуществлять правильные решения;
-принятие себя и остальных, искренний энтузиазм к иным людям;
-заинтересованность в восприятии мира, до этого всего — его положительных сторон;
способность переживать сильнейшие положительные и отрицательные эмоции, соответствующие настоящей ситуации.
3) Поведенческая
составляющая состоит из
-деяния ориентированы на самопознание, саморазвитие, самореализацию;
-по отношению к иным поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;
-по отношению к миру поведение ориентировано на преумножение, а время от времени и восстановление его ресурсов за счет собственной творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.
В строении личности можно выделить четыре уровня:
Низший уровень составляет биологическая база, в которую входят возрастные, половые характеристики психики, врожденные характеристики нервной системы и характер. Этот уровень практически не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.
Следующий уровень организации личности включает личные особенности психологических действий человека, т. Е. Личные проявления памяти, восприятия, чувств, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от личного опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих свойств.
Третий уровень личности составляет её личный социальный опыт, в который входят обретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.
Высший
уровень личности, внутренний стержень,
составляют её ценностные ориентации.
Самое обычное определение
Ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают смысл и направление публичной позиции личности. Устойчивая и непротиворечивая их структура обусловливает такие свойства личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих эталонов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Разумеется, что ценностные ориентации независящей личности могут не совпадать с некоторыми из ценностей, имеющихся в публичном сознании.
Противоречивость в системе ценностей порождает непоследовательность в суждениях и поведении. Неразвитость, неопределенность ценностных ориентации являются признаками инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними побуждениями в структуре личности. Таковым личностям относительно просто внушить все, что угодно, и их просто склонить к какому угодно поведению под видом личной либо публичной полезности.
Ценностные ориентации оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, эталонов и взглядов, а также на убеждения человека, его мировоззрение, самооценку и особенности характера. Ценностные ориентации формируются на основании всего жизненного опыта человека, но осознаются лишь частично. Их целенаправленная коррекция возможна в итоге серьезного тренинга и влечет за собой перестройку всей личности.
В обществе поведение человека развертывается не стихийно, а в рамках социальных ролей. Роли — это устойчивые места в системе отношений с другими людьми (к примеру: студент, преподаватель, супруга, клиент и т. Д.). Представления о внешних проявлениях ролей основаны на социально-культурных нормах, ограничениях и ожиданиях. По другому , в согласовании с социальными нормами, принятыми в данной культуре, каждый человек, находящийся в какой или иной роли, получает определенные права, на него накладываются некие ограничения и от него ждут определенного поведения. К примеру, врач в собственном кабинете может просить пациента откровенно говорить о себе, раздеваться и т. П. При этом он обязан носить белый халат и вести себя корректно. От него ожидаются внимание к пациенту и довольно высокий уровень профессиональных знаний. Этот же человек после работы, зайдя в магазин, оказывается в роли покупателя с совсем другими правами, ограничениями и ожиданиями.
Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их — из принципа (дети), по незнанию либо из-за особенностей характера. Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют базу бесконфликтности и социальной адаптации человека. Умение взять на себя полезную роль и удачно сопротивляться навязыванию ненужной роли являются необходимыми социальными навыками, которые могут быть выработаны в процессе тренинга.
Хотя личность представляет собой нечто целостное, в различных жизненных ситуациях появляются разные её черты. Черта — это расположенность человека вести себя сходным образом в разных обстоятельствах. Черта личности — это то, что обусловливает неизменные, устойчивые, обычные особенности поведения человека. К примеру, застенчивый человек либо с лидерскими наклонностями сумеют проявить эти черты, лишь находясь в обществе остальных людей, но будут обнаруживать их постоянно, когда это может быть. Человек не является пассивным «носителем»тех либо других черт, он не просто реагирует определенным, присущим ему образом на ситуацию, быстрее напротив, ситуации, в которых человек оказывается почаще всего, — это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть (хотя, может быть, и не понимает этого). к примеру, общительный человек ищет общения и находит его, а человек, склонный к риску, попадает в «неожиданные» приключения. Черты личности «выстраивают» деяния индивида.
любая черта личности только относительно независима от других. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, которые появляются в различных ситуациях. К примеру, человек может быть хорошим, мягким и тактичным с близкими, но твердым и грубым с другими людьми.
В поведении человека, в его отношениях с другими определенные, более значительные и устойчивые черты его личности постоянно выходят на первый план. Эти более выраженные, тесновато взаимосвязанные свойства личности называют характером. Характер отчетливо проявляется в разных видах деятельности, определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Характер взрослого человека очень устойчив. Значительно изменить его с помощью тренинга тяжело. Но человека можно научить, во-первых — осознать черты собственного характера, во-вторых — анализировать ситуацию и проявлять либо сдерживать его определенные черты, т. Е. Сделать поведение более адаптивным.
Выраженность
у человека тех либо других черт
личности проявляется не лишь в повседневном
общении, но и в профессиональной
деятельности. Наличие у человека
мастерски принципиальных свойств
во многом определяют его удачливость
и удовлетворенность
Для того
чтоб в обыденной жизни понять
характер человека, а тем более
личность в целом, необходимо совсем
долгое время следить за ним в
разных ситуациях («съесть с ним
пуд соли»). Для того чтобы существенно
ускорить этот процесс, сделаны разнообразные
способы исследования личности. Личность
можно обрисовать методом измерения её
личных черт, с внедрением разнообразных
источников информации: наблюдений, бесед,
анализа дневников и писем и т. П. Но более
комфортным (как с технической, так и с
этической точек зрения), является способ
психологического тестирования. Тест
представляет собой набор вопросов либо
обычных заданий (к примеру, нарисовать
дерево). Ответы на вопросы и результаты
выполнения заданий обрабатываются по
строго определенным правилам и дают представление
о выраженности у человека тех черт личности,
на которые ориентирован тест. Профессиональные
психологические испытания (в различие
от неких фаворитных подделок) могут дать
много полезной информации.
Я-образ
Наблюдения и тестирование дают взор на личность со стороны, более либо менее объективный. Для самого человека совсем важен его собственный взор на себя, тем более, что, как правило, человек, в особенности юный, плохо понимает черты своей личности, свой характер. Самосознание — осознание и оценка человеком самого себя как личности, собственных интересов, ценностей и мотивов поведения. Развитие самосознания — это одна из задач тренинга личного роста.
На базе самосознания у человека формируется «Я-образ» («Я-концепция») — то, как индивидум себя видит и желает созидать. «Я-образ» включает представление личности о себе, собственных физических и психологических особенностях: внешности, способностях, интересах, склонностях, самоуважении, уверенности в себе и т.Д. На основании «Я-образа» человек различает себя от внешнего мира и от остальных людей.
не считая того, в «Я-образ» входят представления о собственных возможностях и самооценка собственной личности. «Я-образ» может быть адекватным (т.Е. Более либо менее соответствовать реальности) либо значительно искаженным, что самому человеку найти очень трудно. В любом случае человек стремится к стабильности собственного «Я-образа». Люди склонны игнорировать либо считать ложной информацию, если она не соответствует их представлениям о себе и соглашаться с ошибочными либо даже ложными данными, соответствующими «Я-образу».
большущее значение «Я-образа» в жизни человека состоит в том, что он является центром его внутреннего мира, той «начальной точкой», исходя из которой человек принимает и оценивает весь окружающий мир и планирует собственное поведение. К примеру, отлично понятно, что один и тот же цвет может быть «ярким и веселым» для одного человека и «тусклым и скучным» — для другого; звуки любимой музыки могут казаться очень тихими,но человек, который не любит эту же музыку, может счесть её очень громкой; то либо другое событие может оцениваться как не плохое либо нехорошее в зависимости от того, полезно оно человеку либо вредно и т. Д. «Объективное суждение» является, как правило, мифом, заблуждением. Хоть какое суждение человека преломляется через его «Я-концепцию».
«Я-образ» в целом включает три основных измерения: наличное «Я» (каким человек видит себя в данный момент), хотимое «Я» (каким хотел бы себя созидать), представляемое «Я» (каким он указывает себя иным). Все три измерения сосуществуют в личности, обеспечивая её целостность и развитие. Полное совпадение меж ними нереально, но очень мощное расхождение приводит к тяжелому внутриличностному конфликту, несогласию с самим собой. Человек с большим фурором и наслаждением выполняет ту социальную роль, в которой он может в большей степени сблизить эти три измерения «Я-образа». В частности, любовь к профессии, тяга к профессиональной роли появляются, если человек убеждается, что может удачно делать свои обязанности, видит перспективы профессионального роста и его деяния положительно оцениваются окружающими. Если хотя бы один их компонентов отсутствует, человек не испытывает психологического ублажения и стремится изменить ситуацию — поменять место работы либо профессию.