Личность и личностный рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:26, реферат

Краткое описание

Личность формируется на базе врожденных биологических предпосылок и обретенного в процессе жизни общественного опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, сразу, она меняется в итоге адаптации к постоянно меняющейся среде. Поскольку и биологические предпосылки, и личный опыт неповторимы, любая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет неповторимую структуру, в которой объединяются все психологические характеристики данного человека. Но имеются и общие закономерности, позволяющие изучить, понимать и частично изменять личность.

Файлы: 1 файл

Реферат псих (5).docx

— 27.90 Кб (Скачать)

В психологии принято выделять две формы «Я-образа» — реальную и идеальную. В данном случае «реальная форма» не означает, что этот образ соответствует действительности. Это представление личности о себе, о том, «какой я есть тут и сейчас». Идеальный же «Я-образ» — это представление личности о себе в согласовании с желаниями, «каким я хотел бы быть». Эти формы в большинстве случаев различаются. Расхождение меж настоящим и идеальным «Я-образами» может иметь разные последствия. Оно может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, но, с другой стороны, оно же является стимулом для самосовершенствования личности и рвения к развитию. Все зависит от того, как оценивает это рассогласование сам человек: как перспективу, надежду либо несбыточную мечту.

Несмотря  на то, что «Я-образ» является довольно устойчивым, в течение жизни он не остается неизменным. Его формирование, развитие и изменение могут быть соединены как с внутренними причинами, так и с внешними действиями социальной среды. Внутренний фактор — рвение человека к саморазвитию. Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на может быть более полную реализацию себя как личности. Оно предполагает наличие ясно осознанных жизненных целей, эталонов и личных установок.

Внешнее действие на изменение «Я-образа» оказывают бессчетные формальные и неформальные группы, в которые включена личность. Источником информации, на основании которой личность сформировывает свой «Я-образ» в значимой степени является восприятие того, как о ней думают, как её оценивают остальные. Человек как бы очами остальных глядит на свое поведение и свой внутренний мир.

но не все люди, с которыми общается человек, оказывают на него однообразное влияние. Особая роль принадлежит «значимым  другим». «Значимый другой» — это та личность, внимание и одобрение либо неодобрение которой принципиально для человека. Более очевидно заметно влияние положительного «значимого другого», которому человек желает подражать, чьи указания и роли он готов принять. Но есть и отрицательные «значимые другие» — люди, сходства с которыми человек старается избежать. В качестве «значимых других» могут выступать родители, наставники, некие участники детских игр и, может быть, популярные личности. Таковым образом, происходит процесс социализации через «значимого другого». (Отметим, что некие «значимые другие» могут физически не находиться, а быть героями книг либо кинофильмов, историческими личностями, известными спортсменами и т. Д. Тогда их реакции являются воображаемыми, но от этого не менее действенными.)

Общение и совместная деятельность в процессе тренинга личного роста обязаны  содействовать изменению, гармонизации «Я-образа». 

Понятие о личностном росте 

Личностный  рост человека заключается в неизменном, неуклонном развитии его личного  потенциала.

Личностный  потенциал — это обобщенная, системная  черта индивидуально-психологических  особенностей личности, лежащая в  базе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев  и ориентиров в собственной жизнедеятельности  и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем  давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). по другому говоря, личностный потенциал — это комплекс психологических параметров, дающий человеку возможность воспринимать решения и регулировать свое поведение, беря во внимание и оценивая ситуацию, но исходя до этого всего из собственных внутренних представлений и критериев.

различные авторы дают разные характеристики личного  потенциала: личностная автономия и  независимость, внутренняя свобода; осмысленность  жизни; жизнестойкость в сложных  обстоятельствах; готовность к внутренним изменениям; способность принимать  новенькую неопределенную информацию; неизменная готовность к действию; особенности планирования деятельности; временная перспектива личности. Несложно заметить, что все эти  характеристики не противоречивы, а  дополняют друг друга. Воспоминания людей, переживших затяжные тяжелейшие жизненные ситуации (Ленинградскую блокаду, концлагеря, природные и техногенные катастрофы и т. П.) Свидетельствуют о том, что самыми стойкими, сохраняющими способность к эффективным решениям и действиям, оказывались не более физически прочные, а те, кто имел «внутренний стержень», не изменял своим основополагающим внутренним принципам, не терял человеческого достоинства.

Личностный  рост зависит до этого всего от усилий самого человека, но лишь их не довольно. Полноценный личностный рост возможен только в том случае, если человек опирается на доброжелательное роль окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими». Это просто понять, поскольку личностный потенциал тесновато связан с «Я-образом», который, как мы уже знаем, формируется в совместной деятельности с другими людьми.

принципиально различать личностный рост от обширно  распространенного понятия «гармоническое развитие человека», под которым  понимается традиционно приобретение человеком некой суммы знаний и умений, усвоение морально-этических  норм и правил поведения.

При личностном росте происходят конфигурации как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих конфигураций состоит в том, что человек равномерно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» её с целью защиты собственного «Я-образа» и может «жить настоящим». При этом он становится более открытым для новой наружной информации и, сразу, лучше соображает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои способности и взять на себя ответственность конкретно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь конкретно как свою, а не в согласовании с чужими, навязанными извне стереотипами.

Более полное восприятие действительности, жизнь «с открытыми глазами», разрешают  такому человеку лучше понимать остальных, воспринимать их таковыми, какие они  есть, освобождаться от иллюзий и  предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах  с другими он становится все более  открытым и естественным, но при  этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать  межличностные противоречия.

Личностный  рост способствует формированию целостной  личности, у которой нет неразрешимых противоречий меж рвениями, желаниями  и возможностями, между требованиями жизни и морали, меж реальностью и планами и т. П. Это не означает, что таковая личность не переживает кризисов. Они возможны и неизбежны, поскольку постоянно сохраняются различия меж «Я-реальным» и «Я-идеальным». Но личностный рост дает человеку принципиальное средство преодоления кризисов — личностный смысл, чувство внутренней осмысленности (а не наружной обусловленности) всех собственных мыслей, чувств и действий. Попадая в тяжелую, даже кризисную ситуацию, он не задает себе вопросы типа: «Почему? За что? Откуда это взялось?» и, тем более: «Кто виноват?» Он спрашивает: «Зачем? Какую пользу я могу извлечь из преодоления данной ситуации? Какой опыт получу для себя и остальных?» Существует много способов неконструктивного защитного поведения. Человек может просто не направить внимания на критику, отбросить её и забыть, но затаить зло на того, кто критиковал. Он может, напротив, потратить много усилий на то, чтоб доказать себе и иным, что критик не прав. Он может отомстить критику. Список способов реактивного поведения того же рода можно продолжать. Но все эти методы неконструктивны, так как мешают человеку извлечь положительный опыт из ситуации.

Более развитая личность до этого всего  попытается вдуматься в критику  и поискать в ней рациональное зерно. Не считая того, следует проанализировать, чем вызвана критика и почему с ней выступил конкретно данный человек и в данный момент. Может  быть, критикуемые деяния были неправильно  поняты другими людьми, и необходимо как-то изменить свое поведение либо дать разъяснения. Сам критик рассматривается  не как неприятель, а как источник ценной информации. Даже если человек  придет к выводу, что критика его  действий была совсем неконструктивной, он получит неоценимый опыт.

Процесс личного роста непрерывен. Он может  быть более медленным в спокойные  периоды жизни, когда не приходится решать сложных жизненных задач и общение не совсем интенсивно. Он может быть более интенсивным в периоды жизненных кризисов и/либо при интенсивном общении — содействии с другими людьми.

Для личного  роста важен сам факт движения. Процесс личного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном  «личностном измерении» способствует продвижению в остальных. Открытие и обретение себя дают возможность  человеку становиться все более  свободным и ответственным, дружелюбным  и открытым, мощным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способным принимать мир (внешний  и внутренний) не как опасность, а  как условия для собственной  жизни.

Информация о работе Личность и личностный рост