Психология профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Психологические основы профессионального самоопределения. Классификация профессий по Е.А.Климову, К.М.Гуревичу. Психологические требования професий.
Вопрос 2. Теории профессионального развития З.Фрейда, Д.Сьюпера, Эли Гинзберга, «Сценарная теория» Э.Берна

Файлы: 1 файл

СРМП 8----.docx

— 64.79 Кб (Скачать)
 

на тему: Психология профессионального образования 

Вопрос 1. Психологические  основы профессионального  самоопределения. Классификация  профессий по Е.А.Климову, К.М.Гуревичу. Психологические  требования професий.

     Выступая  отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования  исследует психологические механизмы  обучения и воспитания в системе  профессионального образования. Под  термином "профессия" понимается род трудовой деятельности, требующий  определенной подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения  существования человека. Профессия  также характеризуется как система  знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Понятие "профессиональное образование" отождествляется со специальным образованием и может  быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных  учреждениях. Профессиональное образование  связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии  и специальности. Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов в образовательных  заведениях начального, среднего и  высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального  образования.

     Профессиональное  образование должно быть ориентировано  на получение профессии, что делает необходимым исследование таких  проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение  или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального  развития субъекта и связанных с  ним психологических проблем  сопровождения профессиональной деятельности;

Организация профессионального  образования должна подчиняться ряду принципов:

• принцип соответствия профессионального образования  современным мировым тенденциям специального образования;

• принцип фундаментализация  профессионального образования  требует связи его с психологическими процессами приобретения знаний, формирования образа мира (Е.А. Климов), с постановкой  проблемы приобретения системных знаний;

• принцип индивидуализации профессионального образования  требует изучения проблемы формирования профессионально важных качеств, необходимых  представителю той или иной профессии.

Исходя из этих положений, предметная область психологии профессионального образования включает в себя:

- изучение возрастных  и индивидуальных особенностей  личности в системе профессионального  образования;

- изучение человека  как субъекта профессиональной  деятельности, его жизненного и  профессионального пути;

- изучение психологических  основ профессионального обучения  и профессионального воспитания;

- изучение психологических  аспектов профессиональной деятельности.

     Будучи  призванной изучать строение, свойства и закономерности процессов профессионального  обучения и профессионального воспитания, психология профессионального образования  использует в своем арсенале те же методы, что и в других ветвях психологической науки: наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности.

     Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической  и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о  профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В  результате профессиограммирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и  его организации, а также психограммы  профессий. Психограммы представляют собой "портрет" профессии, составленный на основе психологического анализа  конкретной трудовой деятельности, в  состав которого входят профессионально  важные качества (ПВК) и ПСИхологические  и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью  и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии и психологии профессионального образования  объясняется тем, что он позволяет  моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств  личности, заданных той или иной профессией и строить процесс  их развития, исходя из данных науки.

     Профессиональное  образование, выполняющее функции  профессиональной подготовки, отождествляемое  с понятием "специальное образование", предполагает два пути его получения - самообразование или обучение в  образовательных учреждениях профессионального  образования. Важным психологическим  моментом, определяющим успех профессионального  образования, является своеобразная "готовность" (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Выбор  профессии, осуществляемый человеком  в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения  их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений  в жизни. Выбор профессии в  психологическом плане представляет собой двухаспектное явление: с  одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что  выбирают (объект выбора). Обладая множеством характеристик, и субъект и объект выбора определяют неоднозначность  выбора профессии. Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность  которых зависит от внешних условий  и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. 

     Возникновение профессионального самоопределения  охватывает старший школьный возраст, однако ему предшествуют этапы:

- первичного  выбора профессии, для которого  характерны ма-лодифференцированные  представления о мире профессий,  ситуативные представления о  внутренних ресурсах, необходимых  для данного рода профессий,  неустойчивость профессиональных  намерений. Этот этап характерен  для учащихся младшего школьного  возраста, когда еще не возникает  вопросов о содержании профессии,  условиях работы. Иногда на этой  стадии задерживаются и подростки;

- профессионального  самоопределения (старший школьный  возраст). На этом этапе возникают  и формируются профессиональные  намерения и первоначальная ориентировка  в различных сферах труда;

- профессиональное  обучение как освоение выбранной  профессии осуществляется после  получения школьного образования;

- профессиональная  адаптация характеризуется формированием  индивидуального стиля деятельности  и включением в систему производственных  и социальных отношений;

- самореализация  в труде (частичная или полная) связана с выполнением или  невыполнением тех ожиданий, которые  связаны с профессиональным трудом.

     Итак, профессиональное самоопределение  рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени  он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими  этапами профессионального самоопределения.

     В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению  психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд  исследователей придерживаются точки  зрения на выбор профессии как  на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается  при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания  профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного  выбора является профессиональный интерес  или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживаются взгляда  на выбор профессии как на частный  случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии - социально  заданное явление, определяемое прежде всего социальными характеристиками профессии.

     Наиболее  продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших  событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс  профессионального самоопределения  простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа "Я" человека, определяя течение его  жизни. 

     Рассматривая  выбор профессии как систему  субъект объектных отношений, необходимо остановиться на характеристике как  самого объекта выбора профессии - того, что выбирают, так и субъекта - выбирающего.

Традиционно общая  схема описания профессии подразумевает четыре аспекта:

- социально-экономический  (краткая история профессии, ее

Психология профессионального  образования роль в системе народного  хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);

- производственно-технический  (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем  месте, формах организации труда);

- санитарно-гигиенический  (информация о климатических условиях, характере освещения и других  санитарных факторах, режиме и  ритме труда, медицинских противопоказаниях);

- психофизический  (требования профессии к особенностям  психических процессов и свойствам  личности).

Е.А. Климовым предложена четырехъярусная обзорная классификация  профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда.

Первый ярус выделяет типы профессий.

По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей), по А. Н. Леонтьеву. Соответственно Е. А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: "Человек-природа", "Человек-техника", "Человек-знак", "Человек-образ", "Человек-человек".:

1. "Человек  - живая природа" (П). Представители  этого типа профессий имеют  дело с растительными и животными  организмами, микроорганизмами и  условиями их существования (мастер-плодоовощевод,  агроном, зоотехник, ветеринар,  микробиолог).

2. "Человек  - человек" (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования  здесь являются социальные системы,  сообщества, группы населения, люди  разного возраста (продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель, социальный работник).

3. "Человек  - техника" (Т) и неживая природа.  Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда  (слесарь-сборщик, техник-механик,  электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог).

4. "Человек  - знаковая система" (3). Естественные  и искусственные языки, условные  знаки, символы, цифры, формулы  - вот предметные миры, которыми  занимаются представители этого  типа профессий (оператор фотонаборного  автомата, программист, чертежник-картограф,  математик, редактор издательства, языковед). 

5. "Человек  - художественный образ" (X). Явления,  факты художественного отображения  действительности - вот что занимает  представителей профессий этого  типа (художник-декоратор, художник-реставратор,  настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист  балета, актер драматического театра).

     Таким образом, условно обозначим 5 типов  профессий ПТЧЗХ. В пределах каждого  типа профессий Е.А.Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус):

- гностические  профессии (Г);

- преобразующие  (П);

- изыскательные  (И).

     По  признаку основных орудий, средств  труда в рамках каждого класса выделяют четыре отдела (3-й ярус):

- профессии ручного  труда (Р);

- профессии машинного  труда (М) (машины с ручным управлением  используются для обработки, перемещения,  преобразования предметов труда,  поэтому типичными профессиями  в этом подразделении являются  водитель, машинист и т.д.);

- профессии,  связанные с применением автоматизированных  и автоматических систем (А) - операторы машин с ЧПУ и т.д.;

- профессии,  связанные с преобладанием функциональных  средств труда (Ф).

     По  условиям труда профессии можно  разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):

- работа с  условиями микроклимата, близкими  к бытовым, "комнатным" (Б): лаборанты,  бухгалтеры, операторы ЭВМ;

- работа, связанная  с пребыванием на открытом  воздухе в любую погоду (О): агроном,  монтажник стальных и железобетонных  конструкций, инспектор госавтоинспекции;

- работа в  необычных условиях (на высоте, под  землей, под водой, при повышенных  и пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный);

Информация о работе Психология профессионального образования