Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:34, контрольная работа
Вопрос 1. Психологические основы профессионального самоопределения. Классификация профессий по Е.А.Климову, К.М.Гуревичу. Психологические требования професий.
Вопрос 2. Теории профессионального развития З.Фрейда, Д.Сьюпера, Эли Гинзберга, «Сценарная теория» Э.Берна
на тему: Психология профессионального образования
Вопрос 1. Психологические основы профессионального самоопределения. Классификация профессий по Е.А.Климову, К.М.Гуревичу. Психологические требования професий.
Выступая
отраслью педагогической психологии,
психология профессионального образования
исследует психологические
Профессиональное образование должно быть ориентировано на получение профессии, что делает необходимым исследование таких проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем сопровождения профессиональной деятельности;
Организация профессионального образования должна подчиняться ряду принципов:
• принцип соответствия профессионального образования современным мировым тенденциям специального образования;
• принцип фундаментализация
профессионального образования
требует связи его с
• принцип индивидуализации профессионального образования требует изучения проблемы формирования профессионально важных качеств, необходимых представителю той или иной профессии.
Исходя из этих положений, предметная область психологии профессионального образования включает в себя:
- изучение возрастных
и индивидуальных особенностей
личности в системе
- изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;
- изучение психологических
основ профессионального
- изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.
Будучи
призванной изучать строение, свойства
и закономерности процессов профессионального
обучения и профессионального
Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессий. Психограммы представляют собой "портрет" профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и ПСИхологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии и психологии профессионального образования объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией и строить процесс их развития, исходя из данных науки.
Профессиональное
образование, выполняющее функции
профессиональной подготовки, отождествляемое
с понятием "специальное образование",
предполагает два пути его получения
- самообразование или обучение в
образовательных учреждениях
Возникновение
профессионального
- первичного
выбора профессии, для
- профессионального
самоопределения (старший
- профессиональное
обучение как освоение
- профессиональная
адаптация характеризуется
- самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.
Итак,
профессиональное самоопределение
рассматривается как процесс, охватывающий
весь период профессиональной деятельности
личности: от возникновения профессиональных
намерений до выхода из трудовой деятельности.
Он пронизывает весь жизненный путь
человека. Пиком этого процесса,
переломным моментом в жизни является
акт выбора профессии. По времени
он обычно совпадает с окончанием
школы и тесно связан с предшествующими
этапами профессионального
В
психологической литературе существуют
разнообразные подходы к
Наиболее
продуктивным является подход к выбору
профессии как одному из важнейших
событий в целостном
Рассматривая выбор профессии как систему субъект объектных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии - того, что выбирают, так и субъекта - выбирающего.
Традиционно общая схема описания профессии подразумевает четыре аспекта:
- социально-экономический (краткая история профессии, ее
Психология профессионального образования роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);
- производственно-технический
(данные о технологическом
- санитарно-гигиенический
(информация о климатических
- психофизический
(требования профессии к
Е.А. Климовым предложена четырехъярусная обзорная классификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда.
Первый ярус выделяет типы профессий.
По предмету
труда все профессии
1. "Человек
- живая природа" (П). Представители
этого типа профессий имеют
дело с растительными и
2. "Человек
- человек" (Ч). Предметом интереса,
обслуживания, распознавания, преобразования
здесь являются социальные
3. "Человек
- техника" (Т) и неживая природа.
Работники имеют дело с
4. "Человек
- знаковая система" (3). Естественные
и искусственные языки,
5. "Человек
- художественный образ" (X). Явления,
факты художественного
Таким образом, условно обозначим 5 типов профессий ПТЧЗХ. В пределах каждого типа профессий Е.А.Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус):
- гностические профессии (Г);
- преобразующие (П);
- изыскательные (И).
По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса выделяют четыре отдела (3-й ярус):
- профессии ручного труда (Р);
- профессии машинного
труда (М) (машины с ручным управлением
используются для обработки,
- профессии,
связанные с применением
- профессии,
связанные с преобладанием
По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):
- работа с условиями микроклимата, близкими к бытовым, "комнатным" (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;
- работа, связанная
с пребыванием на открытом
воздухе в любую погоду (О): агроном,
монтажник стальных и
- работа в
необычных условиях (на высоте, под
землей, под водой, при повышенных
и пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик,
водолаз, машинист горного
Информация о работе Психология профессионального образования