Психология профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Психологические основы профессионального самоопределения. Классификация профессий по Е.А.Климову, К.М.Гуревичу. Психологические требования професий.
Вопрос 2. Теории профессионального развития З.Фрейда, Д.Сьюпера, Эли Гинзберга, «Сценарная теория» Э.Берна

Файлы: 1 файл

СРМП 8----.docx

— 64.79 Кб (Скачать)

1. Стадия фантазии  продолжается у ребенка до 11-летнего  возраста. В этот период дети  воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подготовки, возможности  получить работу по данной  специальности или иных реалистических  соображений.

2. Гипотетическая  стадия длится с 11- до 17-летнего  возраста и подразделяется на 4 периода. В период интереса, с  11 до 12 лет, дети делают свой  выбор, главным образом руководствуясь  своими склонностями и интересами. Второй период способностей, с  13 до 14 лет, характеризуется тем,  что подростки больше узнают  о требованиях, предъявляемых  данной профессией, приносимых ею  материальных благах, а также  о различных способах обучения  и подготовки, и начинают думать  о своих способностях применительно  к требованиям той или иной  профессии. В течение третьего  периода, периода оценки, от 15 до 16 лет, молодые люди пытаются "примерить"  те или иные профессии к  собственным интересам и ценностям,  сопоставляют предъявляемые данной  профессией требования со своей  ценностной ориентацией и реальными  возможностями. Последний, четвертый  период, - переходный (около 17 лет), в  течение которого осуществляется  переход от гипотетического подхода  к выбору профессии к реалистическому,  под давлением школы, сверстников,  родителей, коллег и прочих  обстоятельств на момент окончания  среднего учебного заведения.

3. Реалистическая  стадия (от 17 лет и старше) характеризуется  тем, что подростки стараются  принять окончательное решение  - выбрать профессию. Эта стадия  делится на период исследования (17-18 лет), когда прилагаются активные  усилия для приобретения более  глубоких знаний и понимания;  период кристаллизации (между 19 и  21 годами), во время которого значительно  сужается диапазон выбора и  определяется основное направление  будущей деятельности, и период  специализации, когда общий выбор,  например профессии физика, уточняется  выбором конкретной узкой специализации.

     У подростков из менее обеспеченных семей  период кристаллизации наступает раньше. Первые два периода - фантазии и гипотетический - протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее материально  обеспеченных юношей, но планы девушек  отличаются большой гибкостью и  разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения  трудно установить - существуют большие  индивидуальные вариации: некоторые  молодые люди определяются в выборе еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. А некоторые  продолжают менять профессии в течении  всей жизни. Гинзберг признал, что выбор  карьеры не заканчивается с выбором  первой профессии и что некоторые  люди меняют род профессий на протяжении всей трудовой деятельности. Причем представители  малоимущих социальных групп, национальных меньшинств менее свободны в выборе профессии, чем выходцы из более  обеспеченных социальных групп. Ряд  людей вынуждены по социальным и  прочим причинам менять свои профессии  в течение всей жизни, но существует группа людей, которые самопроизвольно  меняют профессии из-за особенностей личности или из-за того, что слишком  ориентированы на удовольствия и  это не позволяет пойти на необходимый  компромисс.

Исследуя проблему, кто влияет на выбор профессии, следует  рассмотреть множество факторов:

1 - влияние родителей,  которые разными способами оказывают  свое воздействие: прямое наследование  профессии родителей, продолжение  семейного бизнеса; родители оказывают  влияние, обучая своей профессии;  родители влияют на интересы  и занятия детей с самого  раннего возраста, поощряя или  осуждая их интересы и увлечения,  воздействуя своей семейной атмосферой; родители воздействуют своим  примером; родители направляют, или  ограничивают выбор своих детей,  настаивая на продолжении или  прекращении обучения, на определенной  школе или вузе, определенной  специализации (внутренние мотивы  родителей могут быть при этом  различны: неосознанное желание  родителей осуществить свои профессиональные  мечты через детей; неверие  в возможности ребенка; материальные  соображения; желание, чтобы ребенок  достиг более высокого социального  статуса и пр.); на выбор детей  оказывает влияние также то, как  родители оценивают тот или  иной вид деятельности, определенные  профессии. Когда уровень образования  матери или профессиональный  статус отца достаточно высоки, это способствует согласию детей  с их мнением по поводу выбора  профессии.

2 - влияние друзей  и учителей. Фактически большинство  молодых людей согласуют свои  профессиональные планы и с  родителями, и с друзьями (под  влиянием друзей могут за компанию  идти в то или иное учебное  профессиональное учреждение). 39% опрошенных  отмечают, что на их профессиональный  выбор оказали влияние учителя  в старших классах. Но влияние  родителей сильнее, чем влияние учителей.

3 - полоролевые  стетертипы. На выбор молодыми  людьми специальности в значительной  степени влияют ожидания общества  по поводу того, какую работу  должны осуществлять мужчины,  а какую - женщины. Полоролевые  стереотипы могут способствовать  тому, что юноши проявляют больший  интерес к научно-техническим  дисциплинам, а девушки более  склонны к сфере искусства  или обслуживания.

4 - уровень умственных  способностей. Важным фактором профессионального  выбора являются умственные способности,  уровень интеллекта молодого  человека, который определяет его  способность принимать решения.  Многие юноши делают нереалистические  выборы, мечтают о высокопрестижных  профессиях, для которых у них  нет необходимых данных. Способность  человека достичь успеха в  выбранной работе зависит от  уровня его интеллекта. Ряд специалистов  считают, что для каждой профессии  существуют свои критические  параметры интеллекта, поэтому люди  с более низким интеллектом  успешно справиться с данной  профессией не смогут. Но высокий  коэффициент интеллекта еще не  гарантия профессионального успеха. Интерес, мотивация, другие способности  и личные качества определяет  его успех не в меньшей степени,  чем интеллект. Различные профессии  требуют специфических способностей. Наличие определенных способностей  может оказаться решающим фактором  для достижения быстрого успеха  в избранной сфере деятельности, дает возможность получить хорошие  результаты после соответствующего  обучения и приобретения необходимого опыта.

5 - структура  интересов человека. Интерес является  еще одним важным фактором  успеха в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что чем  более люди заинтересованы в  выполняемой ими работе, тем лучше  будут результаты их труда.  Вероятность успеха при прочих  равных условиях выше у тех  из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в большей степени подобны интересам тех, кто уже добился призвания в данной области. На этом основано тестирование интереса к профессии: для предсказания успеха оценивается сходство групп интересов тестируемых с интересами людей, добившихся успеха в какой-либо области. С интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности, и другие факторы. Например, заинтересованность в той или иной деятельности еще не означает, что существуют вакансии, позволяющие ею заниматься, т.е. наличие интереса и свободных рабочих мест не всегда совпадают. В условиях рыночной экономики необходимо учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессшо, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее материальную и социальную значимость. Чем выше социально-экономический статус обучаемых, тем более престижными профессиями они намереваются овладеть. Профессиональные устремления зависят как от социального статуса, так и от интеллектуальных способностей и школьной успеваемости молодого человека. Следует учесть, что и уровень взаимозависимости между интересом и пригодностью к той или иной профессии относительно невысок.

     Правильное  выявление профессиональных интересов  и склонностей является важнейшим  прогностическим фактором профессиональной удовлетворенности. Причиной неадекватного  выбора профессии могут быть как  внешние (социальные) факторы, связанные  с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные  с недостаточным осознанием своих  профессиональных склонностей или  с неадекватным представлением о  содержании будущей профессиональной деятельности. Часто исследования профессиональных интересов студентов показывают, что у 70% учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной  и осваиваемой ими профессии. Совершенно очевидно, что это скажется не только на уровне профессионального  обучения, но и впоследствии на эффективности  профессиональной деятельности.

Вопрос 3. Психологическая  коррекция личности студента при компромиссном  выборе профессии.

     Студент, сделавший компромиссный профессиональный выбор, - это в будущем плохой работник, жертвами непроработан-ной личностной позиции которого становятся окружающие, он сам, результаты его деятельности. Ясно, что такие студенты требуют  специального к себе внимания и психологической  помощи, поскольку сами, в силу эмоциональной  остроты переживаний, связанных  с компромиссным выбором профессии, не всегда в состоянии осознать свои проблемы и далеко идущие последствия. Эти последствия чаще всего просматриваются  в отношении к себе и своей  работе тех людей, которые не смогли реализовать свои профессиональные амбиции. Можно выделить ряд типичных признаков этого отношения, признаков, за которыми просматривается компромиссность  профессиональной ориентации:

1. В работе  выделяются аспекты, связанные  с профессией, от которой пришлось  отказаться. Для девочки-отличницы  из предыдущего примера: "Можно  совершенствоваться в знании  языка, ведь никто не мешает  мне этим заниматься, а часы  в школе, хоть и отвлекают,  все же служат языковой практикой".

2. Человек находит  во внешних атрибутах, так или  иначе связанных с его работой,  нечто привлекательное и ценное: "Зато времени свободного много"  или "Зато в моем распоряжении  автомашина".

3. Вынужденная  профессия воспринимается как  временная: "Ладно, поработаю пока  здесь, потом найду то, что хочу".

4. Неудачи на  работе объясняются внешними  причинами: "Этим детям совершенно  не нужен английский, вот они  и хулиганят. Они думают, что  кроме этого десятка слов я  больше ничего не знаю. Глаза  бы мои вас не видели!"

       Можно предположить, что компромиссный  выбор чаще всего делается  в области, сходной с той,  в которой первоначально стремился  работать человек. Нередко учителя-предметники  - это несостоявшиеся филологи, историки, математики. Инженеры - бывшие школьники,  мечтавшие о научной карьере  физика, химика. Однако чем меньше  похожа выбранная профессия на  ту, от которой пришлось отказаться, тем больше у человека шансов  адаптироваться, переориентироваться,  избавиться от мучительного переживания вынужденного компромисса.

     У людей, постоянно не удовлетворенных  своей работой, в конечном итоге  могут развиться такие формы  компенсаций, как:

1. Смещение жизненных  ценностей во внепрофессиональную  сферу: "Для женщины главное  - семья..." или "Только в горах  я человек, а на работе - робот..."

2. "Уход в  болезнь". Преувеличенная забота  о своем здоровье, как правило,  связанная с реальным угнетением  соматического состояния под  влиянием хронической депрессии.  Невротическое развитие.

3. Образование  сверхценных идей, в том числе  связанных с работой. Избирательное  отношение к профессиональной  деятельности, вызванное стремлением  вытеснить все, что напоминает  о компромиссе, о неудаче, может  привести к тому, что человек  начинает неадекватно преувеличивать  значимость тех сторон своей  работы, которые, как ему кажется,  позволяют реализовать первоначальные  ценности: "Пусть мои ученики  меня не понимают и не слушают,  я заставлю их относиться к  математике как к основе всех предметов и наук".

     Как помочь людям, сделавшим в свое время  компромиссный профессиональный выбор  и страдающим от этого? В работе некоторых  авторов предлагается психологический  подход, разработанный авторами на стыке гештальттерапии и трансактного анализа*. Психотерапию следует проводить  в гомогенной по профессиональному признаку группе.

       Выделяются следующие уровни  психотерапевтической работы с  указанной группой студентов:

1. Возбуждение  энергии. Для психотерапевтической  работы необходимо актуализировать  у студента энергию любого  рода: враждебность, любовь, тревожность  и др. Например, энергию можно  выделить, обсуждая в группе причины  компромиссного выбора. Возможно, первоначальная  профессиональная установка выбора  профессии базировалась на представлении  об идеале: работа филолога интересна,  престижна и нужна людям. Работа  библиотекаря, чем занимается в  настоящее время несостоявшийся  филолог, не так престижна и  интересна, дает скромные средства  к существованию. Таким образом,  компромисс, на который пришлось  идти при выборе второй профессии,  соединил две несовместимые системы  ценностей: ценности, связанные с  реализацией мечты, и ценности, связанные с необходимостью жить  в реальном мире. В психологическом  плане первую систему реализовал  компонент Дитя, а вторую - Родитель. Такая постановка вопроса должна  вызвать у членов группы диаметрально  противоположные суждения, споры,  что дает выход психологической энергии.

2. Фокусирование.  Освободившаяся психологическая  энергия (во время спора) вскрывает  внутренний диалог и базовую  психологическую установку выбора  профессии.

3. Овладение.  По существу это означает принятие  ответственности за свой профессиональный  и жизненный выбор. Участники  группы должны осознать у себя  наличие установки неблагополучного  Дитя как действительного источника  своих проблем. "Ну вот, теперь  мне ясно, почему я так несчастен", - так, вероятно, звучал голос внутреннего  самооправдания. Гораздо сложнее  принять мысль, что неблагополучное  Дитя - это результат работы нашего  воображения: в окружающей нас  действительности мы видим признаки  неблагополучия и отбрасываем  малейшие намеки на наше совершенство.

Вопрос 4. Психология профессионального становления личности. Этапы профессионального пути по Д.Сьюперу, Хейвигхерсту, Е.А.Климову.

Информация о работе Психология профессионального образования