1. Стадия фантазии
продолжается у ребенка до 11-летнего
возраста. В этот период дети
воображают, кем они хотят быть,
независимо от реальных потребностей,
способностей, подготовки, возможности
получить работу по данной
специальности или иных реалистических
соображений.
2. Гипотетическая
стадия длится с 11- до 17-летнего
возраста и подразделяется на
4 периода. В период интереса, с
11 до 12 лет, дети делают свой
выбор, главным образом руководствуясь
своими склонностями и интересами.
Второй период способностей, с
13 до 14 лет, характеризуется тем,
что подростки больше узнают
о требованиях, предъявляемых
данной профессией, приносимых ею
материальных благах, а также
о различных способах обучения
и подготовки, и начинают думать
о своих способностях применительно
к требованиям той или иной
профессии. В течение третьего
периода, периода оценки, от 15 до
16 лет, молодые люди пытаются "примерить"
те или иные профессии к
собственным интересам и ценностям,
сопоставляют предъявляемые данной
профессией требования со своей
ценностной ориентацией и реальными
возможностями. Последний, четвертый
период, - переходный (около 17 лет), в
течение которого осуществляется
переход от гипотетического подхода
к выбору профессии к реалистическому,
под давлением школы, сверстников,
родителей, коллег и прочих
обстоятельств на момент окончания
среднего учебного заведения.
3. Реалистическая
стадия (от 17 лет и старше) характеризуется
тем, что подростки стараются
принять окончательное решение
- выбрать профессию. Эта стадия
делится на период исследования
(17-18 лет), когда прилагаются активные
усилия для приобретения более
глубоких знаний и понимания;
период кристаллизации (между 19 и
21 годами), во время которого значительно
сужается диапазон выбора и
определяется основное направление
будущей деятельности, и период
специализации, когда общий выбор,
например профессии физика, уточняется
выбором конкретной узкой специализации.
У
подростков из менее обеспеченных семей
период кристаллизации наступает раньше.
Первые два периода - фантазии и гипотетический
- протекают одинаково у юношей
и девушек, а переход к реализму
наступает раньше у менее материально
обеспеченных юношей, но планы девушек
отличаются большой гибкостью и
разнообразием. Исследования показывают,
что точные возрастные границы периодов
профессионального самоопределения
трудно установить - существуют большие
индивидуальные вариации: некоторые
молодые люди определяются в выборе
еще до окончания школы, к другим
зрелость профессионального выбора
приходит лишь к 30 годам. А некоторые
продолжают менять профессии в течении
всей жизни. Гинзберг признал, что выбор
карьеры не заканчивается с выбором
первой профессии и что некоторые
люди меняют род профессий на протяжении
всей трудовой деятельности. Причем представители
малоимущих социальных групп, национальных
меньшинств менее свободны в выборе
профессии, чем выходцы из более
обеспеченных социальных групп. Ряд
людей вынуждены по социальным и
прочим причинам менять свои профессии
в течение всей жизни, но существует
группа людей, которые самопроизвольно
меняют профессии из-за особенностей
личности или из-за того, что слишком
ориентированы на удовольствия и
это не позволяет пойти на необходимый
компромисс.
Исследуя проблему,
кто влияет на выбор профессии, следует
рассмотреть множество факторов:
1 - влияние родителей,
которые разными способами оказывают
свое воздействие: прямое наследование
профессии родителей, продолжение
семейного бизнеса; родители оказывают
влияние, обучая своей профессии;
родители влияют на интересы
и занятия детей с самого
раннего возраста, поощряя или
осуждая их интересы и увлечения,
воздействуя своей семейной атмосферой;
родители воздействуют своим
примером; родители направляют, или
ограничивают выбор своих детей,
настаивая на продолжении или
прекращении обучения, на определенной
школе или вузе, определенной
специализации (внутренние мотивы
родителей могут быть при этом
различны: неосознанное желание
родителей осуществить свои профессиональные
мечты через детей; неверие
в возможности ребенка; материальные
соображения; желание, чтобы ребенок
достиг более высокого социального
статуса и пр.); на выбор детей
оказывает влияние также то, как
родители оценивают тот или
иной вид деятельности, определенные
профессии. Когда уровень образования
матери или профессиональный
статус отца достаточно высоки,
это способствует согласию детей
с их мнением по поводу выбора
профессии.
2 - влияние друзей
и учителей. Фактически большинство
молодых людей согласуют свои
профессиональные планы и с
родителями, и с друзьями (под
влиянием друзей могут за компанию
идти в то или иное учебное
профессиональное учреждение). 39% опрошенных
отмечают, что на их профессиональный
выбор оказали влияние учителя
в старших классах. Но влияние
родителей сильнее, чем влияние учителей.
3 - полоролевые
стетертипы. На выбор молодыми
людьми специальности в значительной
степени влияют ожидания общества
по поводу того, какую работу
должны осуществлять мужчины,
а какую - женщины. Полоролевые
стереотипы могут способствовать
тому, что юноши проявляют больший
интерес к научно-техническим
дисциплинам, а девушки более
склонны к сфере искусства
или обслуживания.
4 - уровень умственных
способностей. Важным фактором профессионального
выбора являются умственные способности,
уровень интеллекта молодого
человека, который определяет его
способность принимать решения.
Многие юноши делают нереалистические
выборы, мечтают о высокопрестижных
профессиях, для которых у них
нет необходимых данных. Способность
человека достичь успеха в
выбранной работе зависит от
уровня его интеллекта. Ряд специалистов
считают, что для каждой профессии
существуют свои критические
параметры интеллекта, поэтому люди
с более низким интеллектом
успешно справиться с данной
профессией не смогут. Но высокий
коэффициент интеллекта еще не
гарантия профессионального успеха.
Интерес, мотивация, другие способности
и личные качества определяет
его успех не в меньшей степени,
чем интеллект. Различные профессии
требуют специфических способностей.
Наличие определенных способностей
может оказаться решающим фактором
для достижения быстрого успеха
в избранной сфере деятельности,
дает возможность получить хорошие
результаты после соответствующего
обучения и приобретения необходимого
опыта.
5 - структура
интересов человека. Интерес является
еще одним важным фактором
успеха в профессиональной деятельности.
Исследования показывают, что чем
более люди заинтересованы в
выполняемой ими работе, тем лучше
будут результаты их труда.
Вероятность успеха при прочих
равных условиях выше у тех
из начинающих свою карьеру работников,
чьи интересы в большей степени подобны
интересам тех, кто уже добился призвания
в данной области. На этом основано тестирование
интереса к профессии: для предсказания
успеха оценивается сходство групп интересов
тестируемых с интересами людей, добившихся
успеха в какой-либо области. С интересом
к избранной области должны сочетаться
и интеллект, и способности, и возможности,
и другие факторы. Например, заинтересованность
в той или иной деятельности еще не означает,
что существуют вакансии, позволяющие
ею заниматься, т.е. наличие интереса и
свободных рабочих мест не всегда совпадают.
В условиях рыночной экономики необходимо
учитывать социально-экономический спрос
на ту или иную профессшо, реальные возможности
обучения и трудоустройства по данной
профессии, ее материальную и социальную
значимость. Чем выше социально-экономический
статус обучаемых, тем более престижными
профессиями они намереваются овладеть.
Профессиональные устремления зависят
как от социального статуса, так и от интеллектуальных
способностей и школьной успеваемости
молодого человека. Следует учесть, что
и уровень взаимозависимости между интересом
и пригодностью к той или иной профессии
относительно невысок.
Правильное
выявление профессиональных интересов
и склонностей является важнейшим
прогностическим фактором профессиональной
удовлетворенности. Причиной неадекватного
выбора профессии могут быть как
внешние (социальные) факторы, связанные
с невозможностью осуществить профессиональный
выбор по интересам, так и внутренние
(психологические) факторы, связанные
с недостаточным осознанием своих
профессиональных склонностей или
с неадекватным представлением о
содержании будущей профессиональной
деятельности. Часто исследования профессиональных
интересов студентов показывают,
что у 70% учащихся доминирующие профессиональные
интересы лежат вне сферы избранной
и осваиваемой ими профессии.
Совершенно очевидно, что это скажется
не только на уровне профессионального
обучения, но и впоследствии на эффективности
профессиональной деятельности.
Вопрос 3.
Психологическая
коррекция личности
студента при компромиссном
выборе профессии.
Студент,
сделавший компромиссный профессиональный
выбор, - это в будущем плохой работник,
жертвами непроработан-ной личностной
позиции которого становятся окружающие,
он сам, результаты его деятельности.
Ясно, что такие студенты требуют
специального к себе внимания и психологической
помощи, поскольку сами, в силу эмоциональной
остроты переживаний, связанных
с компромиссным выбором профессии,
не всегда в состоянии осознать свои
проблемы и далеко идущие последствия.
Эти последствия чаще всего просматриваются
в отношении к себе и своей
работе тех людей, которые не смогли
реализовать свои профессиональные
амбиции. Можно выделить ряд типичных
признаков этого отношения, признаков,
за которыми просматривается компромиссность
профессиональной ориентации:
1. В работе
выделяются аспекты, связанные
с профессией, от которой пришлось
отказаться. Для девочки-отличницы
из предыдущего примера: "Можно
совершенствоваться в знании
языка, ведь никто не мешает
мне этим заниматься, а часы
в школе, хоть и отвлекают,
все же служат языковой практикой".
2. Человек находит
во внешних атрибутах, так или
иначе связанных с его работой,
нечто привлекательное и ценное:
"Зато времени свободного много"
или "Зато в моем распоряжении
автомашина".
3. Вынужденная
профессия воспринимается как
временная: "Ладно, поработаю пока
здесь, потом найду то, что хочу".
4. Неудачи на
работе объясняются внешними
причинами: "Этим детям совершенно
не нужен английский, вот они
и хулиганят. Они думают, что
кроме этого десятка слов я
больше ничего не знаю. Глаза
бы мои вас не видели!"
Можно предположить, что компромиссный
выбор чаще всего делается
в области, сходной с той,
в которой первоначально стремился
работать человек. Нередко учителя-предметники
- это несостоявшиеся филологи, историки,
математики. Инженеры - бывшие школьники,
мечтавшие о научной карьере
физика, химика. Однако чем меньше
похожа выбранная профессия на
ту, от которой пришлось отказаться,
тем больше у человека шансов
адаптироваться, переориентироваться,
избавиться от мучительного переживания
вынужденного компромисса.
У
людей, постоянно не удовлетворенных
своей работой, в конечном итоге
могут развиться такие формы
компенсаций, как:
1. Смещение жизненных
ценностей во внепрофессиональную
сферу: "Для женщины главное
- семья..." или "Только в горах
я человек, а на работе - робот..."
2. "Уход в
болезнь". Преувеличенная забота
о своем здоровье, как правило,
связанная с реальным угнетением
соматического состояния под
влиянием хронической депрессии.
Невротическое развитие.
3. Образование
сверхценных идей, в том числе
связанных с работой. Избирательное
отношение к профессиональной
деятельности, вызванное стремлением
вытеснить все, что напоминает
о компромиссе, о неудаче, может
привести к тому, что человек
начинает неадекватно преувеличивать
значимость тех сторон своей
работы, которые, как ему кажется,
позволяют реализовать первоначальные
ценности: "Пусть мои ученики
меня не понимают и не слушают,
я заставлю их относиться к
математике как к основе всех предметов
и наук".
Как
помочь людям, сделавшим в свое время
компромиссный профессиональный выбор
и страдающим от этого? В работе некоторых
авторов предлагается психологический
подход, разработанный авторами на
стыке гештальттерапии и трансактного
анализа*. Психотерапию следует проводить
в гомогенной по профессиональному
признаку группе.
Выделяются следующие уровни
психотерапевтической работы с
указанной группой студентов:
1. Возбуждение
энергии. Для психотерапевтической
работы необходимо актуализировать
у студента энергию любого
рода: враждебность, любовь, тревожность
и др. Например, энергию можно
выделить, обсуждая в группе причины
компромиссного выбора. Возможно, первоначальная
профессиональная установка выбора
профессии базировалась на представлении
об идеале: работа филолога интересна,
престижна и нужна людям. Работа
библиотекаря, чем занимается в
настоящее время несостоявшийся
филолог, не так престижна и
интересна, дает скромные средства
к существованию. Таким образом,
компромисс, на который пришлось
идти при выборе второй профессии,
соединил две несовместимые системы
ценностей: ценности, связанные с
реализацией мечты, и ценности,
связанные с необходимостью жить
в реальном мире. В психологическом
плане первую систему реализовал
компонент Дитя, а вторую - Родитель.
Такая постановка вопроса должна
вызвать у членов группы диаметрально
противоположные суждения, споры,
что дает выход психологической энергии.
2. Фокусирование.
Освободившаяся психологическая
энергия (во время спора) вскрывает
внутренний диалог и базовую
психологическую установку выбора
профессии.
3. Овладение.
По существу это означает принятие
ответственности за свой профессиональный
и жизненный выбор. Участники
группы должны осознать у себя
наличие установки неблагополучного
Дитя как действительного источника
своих проблем. "Ну вот, теперь
мне ясно, почему я так несчастен",
- так, вероятно, звучал голос внутреннего
самооправдания. Гораздо сложнее
принять мысль, что неблагополучное
Дитя - это результат работы нашего
воображения: в окружающей нас
действительности мы видим признаки
неблагополучия и отбрасываем
малейшие намеки на наше совершенство.
Вопрос 4.
Психология профессионального
становления личности.
Этапы профессионального
пути по Д.Сьюперу, Хейвигхерсту,
Е.А.Климову.