Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:34, контрольная работа
Вопрос 1. Психологические основы профессионального самоопределения. Классификация профессий по Е.А.Климову, К.М.Гуревичу. Психологические требования професий.
Вопрос 2. Теории профессионального развития З.Фрейда, Д.Сьюпера, Эли Гинзберга, «Сценарная теория» Э.Берна
- работа в
условиях повышенной моральной
ответственности за жизнь и
здоровье людей (М) - взрослых или
детей, связанная с большими
материальными ценностями (воспитатель
детского сада, учитель, врач, следователь).
Анализируя состав действий
1. Двигательные
(действия перемещения,
2. Познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия.
3. Действия межличностного
общения; диагностирующие,
4. Действия по согласованию усилий.
Что же определяет выбор профессии ? Отвечая на этот вопрос, Е. А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); 4) личные профессиональные и жизненные планы; 5) способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности.
В
ряду основных факторов выбора профессии
психологи обычно называют следующие:
интересы (познавательный, профессиональный
интерес к профессии, склонности);
способности (как психологические
механизмы, необходимые для успеха
в определенном виде деятельности);
темперамент; характер. Эти факторы
часто относятся к
К.М. Гуревич выделил три типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:
- профессии,
где каждый здоровый человек
может достичь общественно
- профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности;
- профессии,
которые по своей сущности
требуют достижения высших
Каждый
тип профессии предъявляет
Психологические требования профессий типа "человек- природа" к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.
Большинство
профессий "Человек-техника" связано:
1) с созданием, монтажом, сборкой
технических устройств (специалисты
проектируют, конструируют технические
системы, устройства, разрабатывают
процессы их изготовления. Из отдельных
узлов, деталей собирают машины, механизмы,
приборы, регулируют и налаживают их);
2) с эксплуатацией технических
устройств (специалисты работают на
станках, управляют транспортом, автоматическими
системами); 3) с ремонтом технических
устройств (специалисты выявляют, распознают
неисправности технических
Психологические требования профессий "Человек-техника" к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.
Большинство профессий типа "Человек-знаковая система" связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик); 3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий "человек-знаковая система" к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.
"Человек-художественный
образ". Большинство профессий
этого типа связано: 1) с созданием,
проектированием
Психологические
требования профессий этого типа
к человеку: художественные способности;
развитое зрительное восприятие; наблюдательность,
зрительная память; наглядно-образное
мышление; творческое воображение; знание
психологических законов
"Человек-человек".
Большинство профессий этого
типа связано: 1) с воспитанием,
обучением людей (воспитатель,
учитель, спортивный тренер); 2) с
медицинским обслуживанием (
Психологические
требования профессий этого типа
к человеку: стремление к общению;
умение легко вступать в контакт
с незнакомыми людьми; устойчивое
хорошее самочувствие при работе
с людьми; доброжелательность, отзывчивость;
выдержка; умение сдерживать эмоции; способность
анализировать поведение
Выбор
профессии отражает определенный уровень
личных притязаний, основанных на оценке
своих способностей и возможностей.
Кроме того, выбор профессии, профессиональное
самоопределение требует
- способность
адекватно оценивать свои
- способность
изучать мир профессий,
- способность
выделять главное для себя
при выборе профессии, т.е.
Вопрос 2. Теории профессионального развития З.Фрейда, Д.Сьюпера, Эли Гинзберга, «Сценарная теория» Э.Берна
Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.
Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.
Психодинамическое
направление, имея своей теоретической
основой работы З.Фрейда, обращается
к решению вопросов детерминации
профессионального выбора и удовлетворенности
личности в профессии, исходя из признания
определяющего влияния на всю
последующую судьбу человека его
раннего детского опыта. Профессиональный
выбор и последующее
«Сценарная теория», развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.
В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека.
Для
того, чтобы "хорошие" карьерные
сценарии действительно имели место,
необходимо выполнение ряда условий: родители
желают передать, а ребенок готов,
предрасположен к принятию этого
сценария; у ребенка должны быть
развиты соответствующие
В
структурном разделе сценарной
теории дается объяснение содержанию
профессиональных выборов в связи
со строением личности субъекта и
доминированием одного из состояний "Я"
(Родителя, Взрослого, Ребенка). Для
некоторых людей доминирующее состояние
"Я" становится "главной характеристикой
их профессии: священники - в основном
Родители; диагносты - Взрослые; клоуны
- Дети". Личность, ведущая себя как
догматический Родитель - напряженно
работающий и обладающий чувством долга
человек, осуждающий, критикующий других
и манипулирующий другими, как правило,
выбирает профессии, связанные с
реализацией власти над другими
людьми (военные, домохозяйки, политики,
президенты компаний, священнослужители).
Личность, ведущая себя как постоянный
Взрослый, беспристрастна, сосредоточена
на фактах и логике, стремится обработать
и классифицировать информацию в
соответствии с предыдущим опытом.
Такие личности выбирают профессии,
где не надо иметь дело с людьми,
где ценится абстрактное
Теория компромисса с реальностью Гинзберга.
В
своей теории Эли Гинзберг обращает
особое внимание на тот факт, что
выбор профессии - развивающийся
процесс, все происходит не мгновенно,
а в течение длительного
Информация о работе Психология профессионального образования