Психология профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Психологические основы профессионального самоопределения. Классификация профессий по Е.А.Климову, К.М.Гуревичу. Психологические требования професий.
Вопрос 2. Теории профессионального развития З.Фрейда, Д.Сьюпера, Эли Гинзберга, «Сценарная теория» Э.Берна

Файлы: 1 файл

СРМП 8----.docx

— 64.79 Кб (Скачать)

- работа в  условиях повышенной моральной  ответственности за жизнь и  здоровье людей (М) - взрослых или  детей, связанная с большими  материальными ценностями (воспитатель  детского сада, учитель, врач, следователь). Анализируя состав действий для  каждого типа профессий, Е.  А. Климов наметил четыре их группы:

1. Двигательные (действия перемещения, расположения, поворота и т.д.).

2. Познавательные (гностические) действия, куда входят  действия восприятия, воображения  и логические действия.

3. Действия межличностного  общения; диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управлению партнером.

4. Действия по  согласованию усилий.

     Что же определяет выбор профессии ? Отвечая  на этот вопрос, Е. А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция  сверстников; 3) позиция школьного  педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); 4) личные профессиональные и жизненные планы; 5) способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или  иной профессиональной деятельности; 8) склонности.

     В ряду основных факторов выбора профессии  психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный интерес к профессии, склонности); способности (как психологические  механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы  часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно  назвать объективными) включает в  себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность  о мире профессий. Выделяют также  социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный  уровень родителей. Особое место  занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают  с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

     К.М. Гуревич выделил три типа профессий  в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:

- профессии,  где каждый здоровый человек  может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

- профессии,  в которых далеко не каждый  человек может добиться нужной  эффективности;

- профессии,  которые по своей сущности  требуют достижения высших степеней  мастерства, они предъявляют специфические  требования к индивидуальным  особенностям человека (профессии,  требующие абсолютной профессиональной пригодности).

     Каждый  тип профессии предъявляет определенные требования к тем или иным способностям и качествам человека.

     Психологические требования профессий типа "человек- природа" к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая  зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать  изменчивые природные факторы; поскольку  результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым  работать вне коллективов, иногда в  трудных погодных условиях, в грязи  и т.п.

     Большинство профессий "Человек-техника" связано: 1) с созданием, монтажом, сборкой  технических устройств (специалисты  проектируют, конструируют технические  системы, устройства, разрабатывают  процессы их изготовления. Из отдельных  узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); 2) с эксплуатацией технических  устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими  системами); 3) с ремонтом технических  устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

     Психологические требования профессий "Человек-техника" к человеку: хорошая координация  движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое  восприятие; развитое техническое и  творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать  внимание; наблюдательность.

     Большинство профессий типа "Человек-знаковая система" связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном  языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик); 3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

     Психологические требования профессий "человек-знаковая система" к человеку: хорошая оперативная  и механическая память; способность  к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее  распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

     "Человек-художественный  образ". Большинство профессий  этого типа связано: 1) с созданием,  проектированием художественных  произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист,  хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением  различных изделий по образцу  (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 3) с  размножением художественных произведений  в массовом производстве (мастер  по росписи фарфора, шлифовщик  по камню и хрусталю, маляр, печатник).

     Психологические требования профессий этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

     "Человек-человек". Большинство профессий этого  типа связано: 1) с воспитанием,  обучением людей (воспитатель,  учитель, спортивный тренер); 2) с  медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым  обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информационным  обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод,  лектор); 5) с защитой общества  и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности: директор, бригадир, начальник цеха - связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа "Человек-человек".

     Психологические требования профессий этого типа к человеку: стремление к общению; умение легко вступать в контакт  с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность  анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения  и настроение других людей, способность  разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между  ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого  человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность  находить общий язык с разными  людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

     Выбор профессии отражает определенный уровень  личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требует высокой  активности субъекта, зависит от уровня сформированности осознанной психической  саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной  сферы. Важными факторами в профессиональном самоопределении являются:

- способность  адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии;

- способность  изучать мир профессий, опираясь  на неслучайные факторы, формировать  адекватное представление о нем;

- способность  выделять главное для себя  при выборе профессии, т.е. сформировывать  индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценить ситуацию выбора профессии.

Вопрос 2. Теории профессионального развития З.Фрейда, Д.Сьюпера, Эли Гинзберга, «Сценарная теория» Э.Берна

     Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального  выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального  поведения на работе, наличие удовлетворенности  от профессионального труда, эффективность  образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.

     Рассмотрим  некоторые направления, теории профессионального  развития личности, в которых обсуждается  сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.

     Психодинамическое направление, имея своей теоретической  основой работы З.Фрейда, обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности  личности в профессии, исходя из признания  определяющего влияния на всю  последующую судьбу человека его  раннего детского опыта. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека объясняются  как обусловленные рядом факторов: 1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией  как общественно полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей; 4) проявлением комплекса маскулинности (З.Фрейд, К. Хорни), "зависти к материнству" (К.Хорни), комплекса неполноценности (А.Адлер).

     «Сценарная теория», развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.

     В сценарной теории утверждается, что  сравнительно малое число людей  достигает полной автономии в  жизни; в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии  и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека.

     Для того, чтобы "хорошие" карьерные  сценарии действительно имели место, необходимо выполнение ряда условий: родители желают передать, а ребенок готов, предрасположен к принятию этого  сценария; у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события; оба родителя должны иметь собственные  сценарии "победителей" (т.е. их собственные  сценарии и антисценарии совпадают).

     В структурном разделе сценарной  теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи  со строением личности субъекта и  доминированием одного из состояний "Я" (Родителя, Взрослого, Ребенка). Для  некоторых людей доминирующее состояние "Я" становится "главной характеристикой  их профессии: священники - в основном Родители; диагносты - Взрослые; клоуны - Дети". Личность, ведущая себя как  догматический Родитель - напряженно работающий и обладающий чувством долга  человек, осуждающий, критикующий других и манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, связанные с  реализацией власти над другими  людьми (военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужители). Личность, ведущая себя как постоянный Взрослый, беспристрастна, сосредоточена  на фактах и логике, стремится обработать и классифицировать информацию в  соответствии с предыдущим опытом. Такие личности выбирают профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (экономика, вычислительная техника, химия, физика, математика). Согласно теории профессионального развития Д. Сьюпера, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию, представленную всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для его общей Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции, образуют словарь понятий, который может быть использован для предсказания профессионального выбора. Так, например, если субъект думает о себе как об активном, общительном, деловом и ярком человеке и если он думает о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом.

Теория компромисса с реальностью Гинзберга.

     В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что  выбор профессии - развивающийся  процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии:

Информация о работе Психология профессионального образования