Психология профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Психологические основы профессионального самоопределения. Классификация профессий по Е.А.Климову, К.М.Гуревичу. Психологические требования професий.
Вопрос 2. Теории профессионального развития З.Фрейда, Д.Сьюпера, Эли Гинзберга, «Сценарная теория» Э.Берна

Файлы: 1 файл

СРМП 8----.docx

— 64.79 Кб (Скачать)

     Необходимо  рассматривать профессиональное становление  как процесс, длящийся всю жизнь. Профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.

Этапы профессионального пути по Сьюперу

Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В  первую очередь автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей  и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную "Я-концепцию".

1. ЭТАП РОСТА  (от рождения до 14 лет). В детстве  начинает развиваться "Я-концепция". В своих играх дети проигрывают  различные роли, затем пробуют  себя в разных занятиях, выясняя,  что им нравится и что у  них хорошо получается. У них  проявляются какие-то интересы, которые  могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

2. ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки  пытаются разобраться и определиться  в своих потребностях, интересах,  способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого  самоанализа, они прикидывают  возможные варианты профессиональной  карьеры. К концу этого этапа  молодые люди обычно подбирают  подходящую профессию и начинают  ее осваивать.

3. ЭТАП УПРОЧЕНИЯ  КАРЬЕРЫ (от 25 до 44 лет). Теперь работники  стараются занять прочное положение  в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой  жизни они еще могут менять  место работы или специальность,  но во второй половине этого  этапа наблюдается тенденция  к сохранению выбранного рода  занятий. В трудовой биографии  человека эти годы часто оказываются  наиболее творческими.

4. ЭТАП СОХРАНЕНИЯ  ДОСТИГНУТОГО (от 45 до 64 лет). Работники  стараются сохранить за собой  то положение на производстве  или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5. ЭТАП СПАДА  (после 65 лет). Физические и умственные  силы теперь уже пожилых работников  начинают убывать. Характер работы  меняется, с тем чтобы он мог  соответствовать снизившимся возможностям  человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается.

Этапы профессионального  пути по Хейвигхерсту

Приобретение  установок и трудовых навыков, которые  позволяют людям стать полноценными работниками, являются критериями определения этапов профессионального пути:

1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ  С РАБОТНИКОМ (от 5 до 10 лет). Дети  идентифицируются со своими работающими  отцами и матерями, и намерение  работать в будущем становится  частью их "Я-концепции".

2. ПРИОБРЕТЕНИЕ  ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И  ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ (от 10 до 15 лет). Школьники учатся организовывать  свое время и усилия для  выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы  по дому. Они также начинают  в определенных обстоятельствах  следовать принципу: вначале работа, а потом - игра.

3. ПРИОБРЕТЕНИЕ  КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (от 15 до 25 лет). Человек выбирает  профессию и начинает себя  к ней подготавливать. Он приобретает  определенный трудовой опыт, который  помогает ему сделать выбор  и начать карьеру.

4. СТАНОВЛЕНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛА (от 25 до 45 лет). Взрослые  совершенствуют свои профессиональные  способности и мастерство в  рамках возможностей, предоставляемых  работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.

5. РАБОТА НА  БЛАГО ОБЩЕСТВА (от 40 до 70 лет). Работники  достигают пика своей профессиональной  карьеры. Они реализуют свою  гражданскую и социальную ответственность,  с которой сопряжен их труд, и выполняют свои обязательства  перед обществом.

6. РАЗМЫШЛЕНИЯ  О ПРОДУКТИВНОМ ПЕРИОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (после 70 лет). Выйдя  в отставку или на пенсию, люди  окидывают взглядом пройденный  путь и с удовлетворением вспоминают  о своих профессиональных достижениях.

Этапы профессионального  пути по Е. А. Климову

     В профессиональной деятельности становление  личности происходит особенно интенсивно, поскольку она концентрирует  на себе основную активность субъекта. Формирование личности здесь представляет собой процесс образования особого  типа системных отношений. Е. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном  жизненном пути и о системных  отношениях, характеризующих личность. Оптант (фаза оптанта, оптации). Это  период, когда человек обретает озабоченность  вопросами выбора профессии или  ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку  они задаются условиями жизни, культурой.

     Если  в роли оптанта оказывается профессионал (частично утративший трудоспособность или оказавшийся без работы и  вынужденный переменить профессию), то календарный возраст здесь  может быть любым в интервале  трудоспособности. Фазе оптации предшествует профессиональная ориентация. Ее возрастные границы определяются социальными  факторами (дети из неблагополучных  семей, воспитывающиеся в школах-интернатах, относительно рано, уже в подростковом возрасте, определяют свое профессиональное будущее, поступая в профессиональные училища; оканчивая кратковременные  курсы, приступают к работе на производстве).

     Адепт (или фаза адепта), так называемая "заспинная" подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий  ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через  систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве - слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии  фаза адепта может быть многолетней  или совсем кратковременной (простой  инструктаж).

     Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой  специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает  решать разнообразные профессиональные задачи.

     Интервал (или фаза интернала) - это уже  опытный, что называется "наторевший" в своем деле работник, который  устойчиво любит свое дело, может  самостоятельно справляться с основными  профессиональными функциями.

     Мастер (или фаза мастерства, которая будет  продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются  к ее характеристикам). Работник может  решать и простые, и самые трудные  профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой  ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел  свой индивидуальный, неповторимый стиль  деятельности, его результаты стабильно  хороши, и он имеет основания считать  себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).

     Авторитет (или фаза авторитета). Он, как и  фаза мастерства, суммируется также  с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или  даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

     Наставник (фаза наставничества, наставника в  широком смысле слова как человека, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, последователями.

     Кризисные моменты, отмечаемые в периодизациях  возрастного развития, частично совпадают  с кризисами профессионального  развития. Особенно отчетливо это  обстоятельство проявляется при  анализе нормативных кризисов взрослой жизни. Так, первый нормативный кризис взрослой жизни, выпадающий на период ранней взрослости, связан с задачей  перехода к самостоятельной жизни  и независимости от родителей. На этот же период выпадает и начало самостоятельной  профессиональной деятельности, по сути, "кризис рождения профессионала". Он включает в себя целый ряд сложностей: трудность вхождения в жесткий  режим, неуверенность в своих  возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации  к профессиональным взаимоотношениям.

     После завершения периода адаптации молодому специалисту требуется некоторое  реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки в зарплате, повышения статуса или предложения  интересных перспектив. Если этого  не происходит после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом  более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса - кризиса 30-летия, одного из самых острых кризисов нормативного развития. С  профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность  в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность  в некоторых ощутимых переменах. Возможны 5 основных путей разрешения этого кризиса: 1 - прекращение профессионального  роста; 2 - стабилизация на достигнутом  уровне; 3 - ограничение профессиональных притязаний; упрочение одной из сторон профессиональной деятельности; 4 - поиск новых путей развития, выводящих на более высокий профессиональный уровень; 5 - деструктивное разрешение-конфликт, смена работы, попытка начать все сначала.

     Нормативный кризис середины жизни (40-44 года) в профессиональной деятельности воспринимается как возможность  последнего рывка в достижении желаемого  профессионального уровня. В целом  прохождение кризисов профессионального  развития оказывает существенное влияние  на весь профессиональный цикл.

     Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой  системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных  условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального  развития, имеющем свое психологическое  содержание.

  Вопрос 5. Психологические особенности обучения студентов. Концепция обучения по В.В.Давыдову, В.Я.Ляудису.

     Жизнь человека - это прежде всего непрерывная  адаптация к условиям непрерывно меняющейся среды, это выработка  новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, это  разнообразное научение. Научение может  осуществляться на разных уровнях: выработка  реактивного поведения, оперантного  поведения, когнитивное научение, концептуальное научение. В студенческом возрасте наиболее выражены различные формы  когнитивного научения.

     Обучение  студентов - это воздействие на их психику и деятельность с целью  вооружения знаниями, умениями, навыками. Однако последние не исчерпывают  результатов обучения. В ходе обучения на основе его содержания развиваются  различные стороны психики студентов, формируется личность будущего специалиста  в целом. Обучение имеет непосредственное значение для совершенствования  научного мировоззрения, развития интеллектуальных и профессиональных качеств.

     Характер  и количество знаний определяются требованиями современного производства, трудовой деятельности к уровню подготовленности и развития личности специалиста  определенного профиля.

     Знания, умения, навыки в области своей  профессии - стержневая часть подготовки и развития студента.

     Оригинальную  концепцию учебной деятельность предложил В. В. Давыдов. В процессе освоения учебной деятельности человек  воспроизводит не только знания и  умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе  развития общества.

     В учебной деятельности в отличие  от деятельности исследовательской  человек начинает не с рассмотрения чувственно конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким  образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

     Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего  на смену мышлению эмпирическому, зависит  характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Формирование теоретического мышления требует специальных  педагогических приемов и способов построения учебной деятельности, в противном случае оно может оказаться (и часто оказывается) несформированным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые последствия для вузовского обучения. Поэтому существует особая проблема диагностики уровня мышления.

     В. Я. Ляудис считает, что учебную деятельность нужно анализировать не саму по себе, а как составляющую учебной ситуации, системообразующей переменной которой  выступают социальные взаимодействия студентов с преподавателями  и между собой. Характер этих взаимодействий в свою очередь зависит от форм сотрудничества преподавателя со студентами.

     Совместная  учебная деятельность - это некая  общность, возникающая в процессе учения. В своем становлении она  проходит ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к  формированию единого смыслового поля у всех участников обучения, которое  и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию  индивидуальной деятельности всех участников.

     Центральное место В. Я. Ляудис отводит совместной продуктивной деятельности (СПД), возникающей  при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как "единицу  анализа становления личности в  процессе учения".

Информация о работе Психология профессионального образования