Автор: Оля Куксова, 05 Октября 2010 в 17:42, реферат
Цель игры - формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.
В процессе игры участникам предлагается для ознакомления несколько профессиограмм наиболее востребованных профессий на рынке труда г.Москвы. Каждый участник должен выбрать одну из них, внимательно изучить ее функциональные обязанности и представить себя (возможно, в юмористической и игровой форме) успешным профессионалом в этой сфере, но спустя 10 лет.
Придумав краткую историю-выступление о своем карьерном пути в течение этих 10 лет, на пресс-конференции каждый участник выступает с сообщением о собственной удачной карьере, ее основных этапах и трудностях.
Остальные участники являются представителями прессы или средств массовой информации и могут задавать выступающим любые, вплоть до каверзных, вопросы.
Игра «Пресс-конференция: 10 лет спустя», чаще всего, проходит в дружеской и веселой обстановке, что, несомненно, способствует включению механизмов творческой адаптивности личности в процессе построения индивидуального перспективного плана профессионального развития каждого участника игры.
Цель
упражнения: помощь участникам в овладении
ранжированием ценностей, выстраивании
их в иерархии.
Участников просят придумать 10 заповедей
- неких общечеловеческих законов, обязательных
для соблюдения каждым человеком. Ведущий
на этом этапе записывает каждое поступившее
предложение. После того, как 10 заповедей
собраны дается задание проранжировать
их: выбрать сначала наименее ценную заповедь
из десяти, затем наименее ценную из оставшихся
девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует
на доске или ватмане.
- Возьмите лист
бумаги и в течение 5 минут
дайте не менее 5 ответов на
каждый из вопросов:
1. Какие качества и умения помогают Вам
быть предприимчивым [каким -либо другим]
человеком?
2. Какие Ваши привычки и качества мешают
Вам проявлять предприимчивость [что-либо
еще]?
Затем участники объединяются в микро-группы
по 4-5 человек и обсуждают ответы, при необходимости
каждый участник комментирует свои ответы.
Упражнение проводится
в парах. В каждой паре выбирается "слепой"
и "поводырь". Инструкция "повыдырям":
"Вы ведете своего партнера за собой.
Глаза у него закрыты. Познакомьте его
с окружающим миром". Участники в парах
расходятся по комнате (возможен выход
за пределы помещения). "Поводырь"
ведет "слепого" за собой (или поддерживает
его сзади), знакомит его с предметами
окружающего мира, людьми, интерьером.
Через десять минут участники меняются
ролями. После завершения упражнения проводится
обсуждение. Участники рассказывают, как
они себя чувствовали в роли "поводыря"
и "слепого", было ли им удобно в этой
роли, доверяли ли они своему партнеру.
Цель упражнения. Оно рождает много
ассоциаций. Оно позволяетс на собственном
опыте почувствовать, что значит быть
зависимым, кому-то из участников оно может
напомнить отношения в семье, в классе,
в дворовой компании. Упражнение помогает
подростку более отчетливо осознать свои
жизненные роли и свою позицию.
Упражнение в шутливой форме позволяет смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям.
Методика проводится в круге, но может использоваться и при работе с классом. Количество участников — от 6—8 до 15—20 человек. Время проведения—от 30 до 40—50 минут. Методика может быть проведена в разных вариантах. Игровая процедура по первому варианту предполагает следующие этапы:
1. Участникам игры объясняется ее общий смысл — проверить и, по возможности, хоть ненемало повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустройстве. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения... По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором зачисления на работу или поступления на учебу.
2. Каждый участник
на отдельном листочке
3. Все садятся в круг. Ведущий предлагает двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7—10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения.
4. После этого обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный вуз, фирма и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем был и достаточно престижным и, но в то же время реалистичными для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, изображающий руководителя.
5. Другой игрок — претендент — сразу же уточняет, какими основными характеристиками и качествами обладает его герои, например, его возраст, образование, пол, жизненный опыт и т.п.
6. Во время
проигрывания остальные
7. После первою проигрывания всем (включая главных игроков) дается задание: по 5-балльной шкале оценить успешность действий отдельно для претендента и для руководителя.
8. Первое слово
предоставляется главным
9. Перед тем, как начать общую игру, ведущий может зачитать (для общего развития) основные правила для человека, желающего произнести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.
К примеру, чтобы понравиться другим людям ям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделенные Д.Карпеги:
1 — искренне интересуйтесь другими людьми;
2 — улыбайтесь;
3 — помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
4 — будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;
5 — говорите о том, что интересует Вашего собеседника;
6 — внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Для руководителей
можно порекомендовать
1 — не поддаваться
первому впечатлению от
2 — не переоценивать
“красноречие” претендента,
3 — не переоценивать различные дипломы "с отличием” (они достаточно могли быть “купленными” или полученными без особого труда);
4 — при первой
встрече следует поменьше
.5 — даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней секретарю;
6 — руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретном специальности).
10 После этого
ведущий предлагает выйти
11. Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию (специальность) он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего “героя”.
12 Роль руководителей, а точнее— членов Приемной комиссии будут играть все остальные участники, при этом, для большей остроты игры нее делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две Приемные комиссии на конкурсной основе... Каждая комиссия располагается за отдельным столом.
13. Смысл дальнейшего
задания заключается в том,
что члены комиссий будут по
очереди задавать претенденту
различные вопросы, а он
14. Наконец, проводится
итоговое обсуждение. Если у Приемных
комиссий разные мнения, то организуется
небольшая дискуссия, как
Возможны и другие варианты проведения данного игрового упражнения. К примеру, после разыгрывания ситуации собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию и какой по своим качествам человек собирается поступать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих (а может даже, и из числа приглашенных специалистов) специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами Приемных комиссий (в каждой из команд) и т.д. и т.п.
Главное для упражнений такого типа — постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется и самому ведущему лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы.
Это упражнение направлено на отработку умения фиксировать интерес в деловом общении. Одновременно этот ход является полезным при ответе на критические или агрессивные высказывания партнера.
Упражнение организуется следующим образом:
- участники садятся двумя рядами друг напротив друга;
- от первого участника в адрес того, кто сидит напротив, формируется критическое или агрессивное высказывание (игровое или касающееся реальной ситуации, произошедшей на тренинге);
- адресат должен «обработать» высказывание по правилам «Вам важно» и получить от агрессора согласие;
- теперь отвечающий становится автором критического или агрессивного высказывания в адрес следующего участника, сидящего напротив (см. рисунок). Последний в цепочке говорит фразу-провокацию тому, кто начинал упражнение …
Основной принцип таков: нужно исходить изсоображения, что человек сообщает нам некую информацию о том, чего он хотел быизбежать в будущем (что для него важно). Поэтому ответ на критику или агрессию полезнопросто сообщить человеку, что его услышали.
К примеру:
Фраза: «Ваше поведение несколько вызывающе!!!»
Ответ-вопрос: «Вас важно, чтобы люди на работе велисебя в общепринятых рамках?»
Ответ: «Да»
Когда человек говорит «да», уровень агрессии спадает (инаоборот). Задача – не наращивать агрессивный потенциал высказывания, агасить его, переводя в конструктивное обсуждение проблемы. Данная формулахороша тем, что она позволяет получать непосредственно от партнераподтверждения его интересов и презентации ценностей, а это уже не простодомысел, а факт…
Для того, чтобы грамотнообработать фразу, важно:
1. Понять,что внутри человека заставило его среагировать таким образом
2. Говоритьоб общем предмете претензии: не о цвете галстука, а о стиле одежды; не оконкретной поставке, а об обязательности перед партнерами; и т.д.
3. Говоритьтолько в позитивных словах: любые отрицательные частички должны быть убраны,никаких не…; слова с отрицательным звучанием должны быть заменены на антонимы,например, стоит заменить «не быть неаккуратным» на «быть опрятным», и т.п.
4. Говоритьне о себе, а о людях вообще: не «чтобы я выполнил», а «чтобы сотрудникивыполняли…»; не «я громкий», а «люди были корректны» и т.д.
Цель
упражнения: способствовать выработке
у участников более объективной самооценки.
Каждый должен написать 10 положительных
и 10 отрицательных своих качеств, затем
проранжировать их. Следует обратить внимание
на первые и последние качества.
Информация о работе Тренинг профессионально-личностного роста психолога