Тренинг профессионально-личностного роста психолога

Автор: Оля Куксова, 05 Октября 2010 в 17:42, реферат

Краткое описание

Цель игры - формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.
В процессе игры участникам предлагается для ознакомления несколько профессиограмм наиболее востребованных профессий на рынке труда г.Москвы. Каждый участник должен выбрать одну из них, внимательно изучить ее функциональные обязанности и представить себя (возможно, в юмористической и игровой форме) успешным профессионалом в этой сфере, но спустя 10 лет.
Придумав краткую историю-выступление о своем карьерном пути в течение этих 10 лет, на пресс-конференции каждый участник выступает с сообщением о собственной удачной карьере, ее основных этапах и трудностях.
Остальные участники являются представителями прессы или средств массовой информации и могут задавать выступающим любые, вплоть до каверзных, вопросы.
Игра «Пресс-конференция: 10 лет спустя», чаще всего, проходит в дружеской и веселой обстановке, что, несомненно, способствует включению механизмов творческой адаптивности личности в процессе построения индивидуального перспективного плана профессионального развития каждого участника игры.

Файлы: 1 файл

Московская Государственная Техналогическая Академия.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Упражнение №6  
"10 заповедей"

Цель  упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.  
Участников просят придумать 10 заповедей - неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.

Упражнение  №7 
"Cамоанализ"

- Возьмите лист  бумаги и в течение 5 минут  дайте не менее 5 ответов на  каждый из вопросов:  
1. Какие качества и умения помогают Вам быть предприимчивым [каким -либо другим] человеком?  
2. Какие Ваши привычки и качества мешают Вам проявлять предприимчивость [что-либо еще]?  
Затем участники объединяются в микро-группы по 4-5 человек и обсуждают ответы, при необходимости каждый участник комментирует свои ответы.

Упражнение  №8 
"Cлепой-поводырь"

Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "повыдырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.  
Цель упражнения. Оно рождает много ассоциаций. Оно позволяетс на собственном опыте почувствовать, что значит быть зависимым, кому-то из участников оно может напомнить отношения в семье, в классе, в дворовой компании. Упражнение помогает подростку более отчетливо осознать свои жизненные роли и свою позицию.

Упражнение  №9 
"А вот и Я"

Упражнение в  шутливой форме позволяет смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям.

Методика проводится в круге, но может использоваться и при работе с классом. Количество участников — от 6—8 до 15—20 человек. Время проведения—от 30 до 40—50 минут. Методика может быть проведена в разных вариантах. Игровая процедура по первому варианту предполагает следующие этапы:

1. Участникам  игры объясняется ее общий  смысл — проверить и, по возможности, хоть ненемало повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустройстве. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения... По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором зачисления на работу или поступления на учебу.

2. Каждый участник  на отдельном листочке выписывает 5—7 самых главных правил поведения  для поступающего и 5—7 главных  правил проведения беседы для  члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. (Целесообразность включения в игру роли руководителя (члена Приемной комиссии) объясняется тем, что претендент на работу или поступающий в учебное заведение должны понимать позицию руководителей фирмы (заведения), а также лучше осознавать, чего от них ожидают при собеседовании. Все это повышает, шансы претендента произвести хорошее впечатление и быть зачисленным). На это отводится примерно 5—7 минут.

3. Все садятся  в круг. Ведущий предлагает двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7—10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения.

4. После этого  обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный вуз, фирма и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем был и достаточно престижным и, но в то же время реалистичными для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, изображающий руководителя.

5. Другой игрок  — претендент — сразу же  уточняет, какими основными характеристиками и качествами обладает его герои, например, его возраст, образование, пол, жизненный опыт и т.п.

6. Во время  проигрывания остальные участники  внимательно наблюдают за действиями  руководителя и претендента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента.

7. После первою  проигрывания всем (включая главных  игроков) дается задание: по 5-балльной  шкале оценить успешность действий отдельно для претендента и для руководителя.

8. Первое слово  предоставляется главным игрокам.  Сначала они по очереди называют свои оценки (и самооценки), а потом кратко комментируют их, не забыв соотнести свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и для претендента. После этого могут кратко высказываться и остальные участники. Желательно завершить первое обсуждение за 5—7 минут. При наличии большего времени можно даже быстро подсчитать, сколько баллов наорали руководитель и претендент по оценкам остальных игроков.

9. Перед тем, как начать общую игру, ведущий может зачитать (для общего развития) основные правила для человека, желающего произнести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.

К примеру, чтобы  понравиться другим людям ям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделенные Д.Карпеги:

1 — искренне  интересуйтесь другими людьми;

2 — улыбайтесь;

3 — помните,  что имя человека — это самый  сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

4 — будьте  хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;

5 — говорите  о том, что интересует Вашего  собеседника; 

6 — внушайте  Вашему собеседнику сознание  его значительности и делайте это искренне.

Для руководителей  можно порекомендовать следующее 17:

1 — не поддаваться  первому впечатлению от внешности  претендента (важнее для работы  все-таки деловые качества).

2 — не переоценивать  “красноречие” претендента, которое далеко не всегда свидетельствует об организаторских способностях;

3 — не переоценивать различные дипломы "с отличием” (они достаточно могли быть “купленными” или полученными без особого труда);

4 — при первой  встрече следует поменьше говорить  самому руководителю (рассказывать об организации) и побольше слушать претендента;

.5 — даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней секретарю;

6 — руководитель  должен хорошо сам понимать, какой  же работник ему нужен (хотя  бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретном специальности).

10 После этого  ведущий предлагает выйти следующему  добровольцу на более сложную  и интересную роль — претендента, беседующего с целой Приемной комиссией.

11. Доброволец  сам определяет, в какое заведение  и на какую вакансию (специальность)  он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего “героя”.

12 Роль руководителей,  а точнее— членов Приемной комиссии будут играть все остальные участники, при этом, для большей остроты игры нее делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две Приемные комиссии на конкурсной основе... Каждая комиссия располагается за отдельным столом.

13. Смысл дальнейшего  задания заключается в том,  что члены комиссий будут по  очереди задавать претенденту  различные вопросы, а он должен  сразу же на них отвечать. Примерно  через 5—7 минут таких вопросов-ответов  члены комиссий должны будут на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их организацию. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках).

14. Наконец, проводится  итоговое обсуждение. Если у Приемных  комиссий разные мнения, то организуется  небольшая дискуссия, как между  командами-комиссиями, так и между  отдельными игроками. Общим итогом  игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя (члена Приемной комиссии).

Возможны и  другие варианты проведения данного  игрового упражнения. К примеру, после разыгрывания ситуации собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию и какой по своим качествам человек собирается поступать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих (а может даже, и из числа приглашенных специалистов) специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами Приемных комиссий (в каждой из команд) и т.д. и т.п.

Главное для  упражнений такого типа — постараться  меньше фантазировать и быть ближе  к реальности. Для этого требуется  и самому ведущему лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы.

Упражнение  №10 
"Вам важно"

Это упражнение направлено на отработку умения фиксировать  интерес в деловом общении. Одновременно этот ход является полезным при ответе на критические или агрессивные высказывания партнера.

Упражнение организуется следующим образом:

-   участники садятся двумя рядами друг напротив друга;

-   от первого участника в адрес того, кто сидит напротив, формируется критическое или агрессивное высказывание (игровое или касающееся реальной ситуации, произошедшей на тренинге);

-   адресат должен «обработать» высказывание по правилам «Вам важно» и получить от агрессора согласие;

-   теперь отвечающий становится автором критического или агрессивного высказывания в адрес следующего участника, сидящего напротив (см. рисунок). Последний в цепочке говорит фразу-провокацию тому, кто начинал упражнение …  

 

Правила «Вам важно»

Основной принцип таков: нужно исходить изсоображения, что человек сообщает нам некую информацию о том, чего он хотел быизбежать в будущем (что для него важно). Поэтому ответ на критику или агрессию полезнопросто сообщить человеку, что его услышали.

К примеру:

Фраза: «Ваше поведение несколько вызывающе!!!»

Ответ-вопрос: «Вас важно, чтобы люди на работе велисебя в общепринятых рамках?» 

Ответ: «Да»

Когда человек  говорит «да», уровень агрессии спадает (инаоборот). Задача – не наращивать агрессивный потенциал высказывания, агасить его, переводя в конструктивное обсуждение проблемы. Данная формулахороша тем, что она позволяет получать непосредственно от партнераподтверждения его интересов и презентации ценностей, а это уже не простодомысел, а факт…

Для того, чтобы грамотнообработать фразу, важно:

1.   Понять,что внутри человека заставило его среагировать таким образом

2.   Говоритьоб общем предмете претензии: не о цвете галстука, а о стиле одежды; не оконкретной поставке, а об обязательности перед партнерами; и т.д.

3.   Говоритьтолько в позитивных словах: любые отрицательные частички должны быть убраны,никаких не…; слова с отрицательным звучанием должны быть заменены на антонимы,например, стоит заменить «не быть неаккуратным» на «быть опрятным», и т.п.

4.   Говоритьне о себе, а о людях вообще: не «чтобы я выполнил», а «чтобы сотрудникивыполняли…»; не «я громкий», а «люди были корректны» и т.д.

Упражнение  №11 
"Качества"

Цель  упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.  
Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.
 
 

Упражнение  №12 
"Комиссионный магазин"

Информация о работе Тренинг профессионально-личностного роста психолога