Тренинг личностного роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:40, реферат

Краткое описание

Цель: изучение особенностей групповой динамики в тренингах личностного роста.
Задачи:
Рассмотреть особенности групповой динамики.
Представить этапы групповой динамики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Особенности групповой динамики 4
Этапы групповой динамики в работе тренинговой
группы 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Файлы: 1 файл

тренинг личностного роста.docx

— 26.67 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ          3

  1. Особенности групповой динамики      4
  2. Этапы групповой динамики в работе тренинговой   

    группы          7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          10

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ        11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Обучению  навыкам управления групповой динамикой  в тренинге уделяется огромное внимание и в разнообразных курсах, и  в профессиональной печати. Под групповой  динамикой обычно понимаются процессы эмоционального, учебного, профессионального, социального и личного взаимодействия и влияния участников тренинга друг на друга, а также на организаторов  и ведущих тренинга.

    Говоря  об управлении, мы, в первую очередь, подразумеваем работу с так называемым "сопротивлением" - неадекватным или конфликтным поведением группы. Речь идет именно о тех неприятных моментах, когда со стороны участников в тренинге возможны пропуски, срыв или призыв к срыву занятий, подчеркнутое неучастие в работе, громкие критические  комментарии по содержанию заданий, лекций, открытые претензии к организации, методике, содержанию тренинга и так  далее.

    Поскольку от умения "удержать" группу напрямую зависит профессиональная состоятельность  тренера, важность изучения этого вопроса не подвергается сомнению.

    Казалось  бы, если тренер владеет предметом  и методикой интенсивного обучения, доброжелательно настроен, у слушателей не возникает потребности в сопротивлении. Однако опытные специалисты подтвердят, что, личное обаяние тренера, доброжелательность, отсутствие агрессивного давления на участников, не являются гарантией  от конфликтов в тренинге.

    Цель: изучение особенностей групповой динамики в тренингах личностного роста.

    Задачи:

  1. Рассмотреть особенности групповой динамики.
  2. Представить этапы групповой динамики.
 
 
  1. Особенности групповой динамики
 

    Проблемы  в групповой динамике имеет смысл  рассматривать только при условии  полной предварительной подготовки тренинга. А именно: тренер - специалист, подготовлена программа, материалы  лекций, задания для работы в группах, пакет методических материалов, существует сценарий тренинга, определены задачи и ожидаемые результаты, заранее  решены все вопросы логистики. В  этом списке невозможно выделить более  или менее приоритетные моменты. Все они одинаково важны. Итак, рассмотрим последовательно квалификационные, содержательные, методические, организационные  и эмоциональные причины возникновения  групповой динамики в тренинге, их проявления и условия преодоления.

    Первое, на что необходимо обратить внимание, - подготовка тренера.

    Профессиональная  квалификация тренера - самый серьезный  и значимый ресурс в работе с групповой динамикой. Неподготовленный тренер может стать причиной возникновения конфликтов и напряженных ситуаций в тренинге. Профессионал - никогда не позволит ситуации выйти из под контроля. Наряду с образованием, методической подготовкой и опытом работы, есть еще одно обязательное требование к тренеру: умение видеть целое.

    В качестве еще одной обязательной характеристики тренера, позволяющей  предотвратить разрушительную групповую  динамику, назовем отсутствие сомнений в своей квалификации.

    Говоря  о содержательных причинах проявления групповой динамики в тренинге, отметим, что нередко тема тренинга может  трактоваться тренером и участниками  достаточно широко. Например, названия "Секретарь в офисе", "Эффективные  продажи", "Управление персоналом" оставляют простор для маневра  тренеру и фантазии участников. Часто  за популярными понятиями стоят  различные значения и смыслы.

    Для того чтобы определить весь диапазон представлений и еще раз обозначить цели и задачи тренинга, в начале занятий просто попросите участников представиться и рассказать о  своих ожиданиях. Часто простую  процедуру знакомства тренеры упускают, как незначимую. Однако опыт показал, знакомство - один из обязательных элементов тренинга.

    Совершенно  незначительная, на первый взгляд, накладка в организации тренинга, может  критически повлиять на групповую динамику: вызвать сомнения в правильности сделанного участниками выбора и  посеять общую атмосферу нервозности  и недовольства. Поэтому участники  тренинга должны заранее знать все  условия, в которых им работать.

    Как видим, тщательная квалификационная, содержательная, методическая и организационная  подготовка позволяет предотвратить  и преодолеть нежелательное поведение  участников. Однако в тренинге всегда существуют эмоциональные моменты, которые, вне зависимости от подготовки способны вызвать негативные внешние  проявления. Как правило, они связаны  с несоответствием профессиональных, личных, статусных ожиданий и представлений  участников действительной ситуации. Рассмотрим некоторые из них.

      Ожидания участников от тренинга обычно упакованы в нейтральные формулы: "узнать много нового, повысить квалификацию, обменяться опытом, познакомится с новыми людьми". Естественно, большинство специалистов, участвуя в тренингах, планируют расширить круг не только профессионального, но личного и общения. Однако любые попытки со стороны тренера "управлять" межличностным общением (ограничить, запретить или поощрить) могут стать катализатором конфликта. Конструктивное решение вопроса общения лежит в плоскости разработки и проведения групповых занятий, в ходе которых будут реализованы производственные и личные задачи участников тренинга.

    Вторая  причина, влияющая на эмоциональный  настрой участников, имеет отношение  к цели участия. Откровенно говоря, практически никто и никогда не отказывается от возможности принять участие в тренинге за счет организации. Оплата участия демонстрирует уважение руководства и подтверждает высокий статус специалиста. В то же время, существует взаимное отношение руководителей и сотрудников к участию в тренингах в качестве бонуса, премии или отдыха.

    Наиболее  амбициозные участники могут  спровоцировать ситуацию "конкуренции" с ведущим. Однако тренер должен избегать втягивания в конкуренцию, несмотря на высокий интерес остальных  участников к зрелищности подобного  поединка. Поскольку, как бы правдоподобно  это не казалось на первый взгляд, но даже самый эрудированный участник не сможет выполнить чужие профессиональные задачи. Как и в других случаях, здесь, от тренера потребуется подготовленность, уверенность в себе, понимание  смысла и задач своей работы и, конечно же, выдержка.

    Как видим, сопротивление и напряжение группы в тренинге может быть вызвано  противоречиями в ожиданиях и  мотивации участников. Знание и понимание  причин и механизмов групповой динамики позволяет тренеру сконцентрироваться на решении рабочих проблем участников, а не на особенностях их характеров и поведения. А следование программе  дает тренеру возможность вывести  напряженную и, часто конфликтную, ситуацию из уязвимого плана личных взаимоотношений в режим профессиональной деятельности.

    В каждой группе будут "пассивные" и "активные", обязательно найдутся те, кому симпатичен тренер и взгляды  совпадают, также любому тренеру  не избежать пристального внимания самых  недоверчивых и возмущенных выкриков самых невоспитанных.

    В любом случае от тренера потребуется  умение формулировать организационные  и содержательные правила, работать по правилам и восстанавливать правила. Планируя тренинг, не стоит опираться  на тот или иной психологический  тип участников. Просто нужно помнить - правила, процедуры, программа и  цели и задачи тренинга должны быть едины для всех! Это главное правило любого тренинга всегда поможет избежать неприятных проявлений групповой динамики.

    Сразу отметим, что вся групповая динамика – это динамика противостояния и противопоставления, с последующим изменением внутреннего отношения. На разных этапах внутри одного человека противопоставление происходит трансформацию, рост, а так же переход на более высокий уровень. Когда заканчивается внутреннее противостояние, заканчивается и динамика. Динамика противостояния идёт от противостояния окружающей среде в начале к принятию себя самого в конце. 

    2. Этапы групповой  динамики в работе  тренинговой группы 

      На самом первом этапе у участника группового процесса происходит формирование внутреннего чувства «я - ОНИ». Где «я» – это его субъективное ощущение себя, а «ОНИ» – это те люди группы, которые его окружают в рамках замкнутой группы, так же ощущаемые субъективно на уровне некоторого недоверия. При этом «я» ощущается субъективно в противопоставлении малознакомым людям остальной группы. На этом этапе происходит трансформация этого противостояния в формирование образа «МЫ», то есть образа «я» + «ОНИ». Это происходит через знакомство с остальными участниками группы, через какое-либо взаимодействие с ними.

    Когда у участников группы формируется  ощущение себя как части «МЫ», начинается следующий этап групповой динамики миграции отношения - «МЫ - они». Где «МЫ» это уже субъективное ощущение некоторого единство локальной группы, а «они» - это окружающий социум за рамками локальной группы. Группа сплачивается посредством собственного противопоставления себя окружающим людям, находящимся за рамками данной группы, в этом процессе происходит овладение коммуникативными и другими навыками, требуемыми для сплачивания группы. Так же на уровне отдельных участников происходит медленный рост собственного ощущения личной силы, подкреплённой обретёнными навыками.

    Постепенно  противопоставление «МЫ» за счёт роста  личной силы сменяется этапом формирования персонального противопоставления «они – Я (МЫ)». Где «они» - это те же самые люди вне группы (социум) «Я (МЫ)» - это первое выделение подросшего субъективного ощущения себя со стоящей рядом поддержкой группы «(МЫ)». Тут происходит активация персональных сильных качеств в противопоставлении себя большому социуму. Группа стоит в стороне как фактор поддержки этого противостояния на личном уровне. На этом этапе происходит развитие персональной силы и персональной автономности отдельных участников группы. Это уже достаточно высокоуровневая стадия, на которой уже активную роль играет осознанное поведение,

      Когда этот процесс развивается дальше, то наступает следующая стадия - «Я - МЫ». То есть противопоставление уже достаточно развитого «Я» локальной группе, которая то же в этого же время может дробиться на отдельные «Я». На этом этапе группа уже играет на отдельных своих представителей, проверяя и закрепляя полученные ранее навыки. Этот этап начинает процесс личностной кристаллизации отдельных своих представителей.

    Групповая динамика противостояния постепенно слабеет, образуя множественные персональные динамики, подходя к последнему этапу «Я - Я». То есть последнему этапу фазы личностного роста, противопоставления участника группы себе самому. К примеру, себя сегодняшнего себе вчерашнему. На этом этапе у отдельных участников уже достаточно способностей и других ресурсов, что бы взглянуть в зеркало своей души и сделать себя такими, какими хочется видеть. Группа на этом этапе выступает только в виде обратной связи, создавая условия, в которых «Я» отдельных участников может столкнуться со своим же «Я» во взаимодействии с другими «Я».

      Это завершающий этап динамики миграции отношения в рамках тренинговых групп «личностного роста» и завершающий этап тренинговой групповой динамики вообще. Далее личностный рост может продолжаться в рамках естественной личностной динамики (динамики возрастных кризисов) или социальной динамики личностных или групповых отношений. Создавая собственные «тренинги личностного роста», требуется чётко накладывать отдельные упражнения тренинга на вышеописанную динамику. И тогда вся та информация, которая будет подана сопутственно данной динамике, будет полностью усвоена участниками тренинга. Более того, создавая тренинг, требуется формировать рост описанной динамики и обеспечивать качественные переходы с одного этапа на другой. Корректное проведение этой динамики и соблюдение её принципов обеспечивает эффективность «тренингов личностного роста» вообще.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Тренинг личностного роста