Типы конфликтов, фазы протекания,пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

«Конфликт» – латинское слово, означающее столкновение. В менеджменте под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп. При этом одна и та же информация у разных людей вызывает разную реакцию, порождающую или не порождающую конфликт.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
Типы конфликтов…………………………………………………..4
Фазы протекания конфликта………………………………………5
Деловой конфликт и его причины, переход в межличностный...7
Стратегия разрешения конфликтных ситуаций………………....9
Заключение....................................................................................14
Литература………………………………………………………....15

Файлы: 1 файл

чудо реферат 2.docx

— 43.00 Кб (Скачать)

Несмотря  на имеющиеся различия в функциональном значении конкретных деловых конфликтов, причинах, их вызывающих, типах конфликтов и коммуникативных тактиках, реализуемых  деловыми партнерами в конфликтных  ситуациях, все же выделяется общая  модель, которая является сущностной стороной любого конфликта.

Так, любой  деловой конфликт содержит: объективные  и субъективные условия конфликтной  ситуации, факторы (причины или источники) конфликта, динамические параметры  конфликта, отношения и психологические  реакции людей, участвующих в  конфликте, коммуникативные тактики  в конфликте, способы реализации управляющих воздействий на конфликт с целью его регулирования, а  также последствия конфликта.

В организации, учреждении или фирме причинами деловых конфликтов могут быть следующие: ограниченность человеческих и финансовых ресурсов, взаимозависимость исполнителей в процессе выполнения производственных заданий, различные представления о целях и ценностях, различия в уровне интеллектуального развития и образованности, а также умение людей общаться друг с другом. 
 

Распределением  человеческих и финансовых ресурсов занимаются менеджеры. Основная цель, которую они преследуют, заключается  в том, чтобы наиболее эффективным  способом получить желаемый результат  деятельности. Необходимость делить человеческие и финансовые ресурсы  неизбежно ведет к возникновению  производственных конфликтов.

Различают четыре основных типа деловых конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Межличностные конфликты ярко проявляются в  столкновении различных индивидуально-темпераментных свойств работников. Например, психологические  несовместимыми могут быть два сотрудника, имеющие выраженные холерические типы темпераментов: активные, стремящиеся  к лидерству, не терпящие возражений, имеющие высокую скорость принятия решений, вспыльчивые, конфликтные, имеющие  слабый самоконтроль.

Межличностные конфликты проявляются также  в процессе конкурентной борьбы за реальную власть - освободившееся «кресло» или «портфель». Так, большинство  деловых интриг, стратегического  движения и тактических приемов, давления на партнера и манипулирования  им, наступлений и защит, демонстрируемых  и скрытых целей связаны прежде всего с борьбой за положение, позволяющее более эффективно управлять ситуацией, человеческими и финансовыми ресурсами, что позволяет честолюбивому человеку почувствовать удовлетворение от процесса самоутверждения в профессиональной сфере и системе власти. 

Стратегия разрешения конфликтных  ситуаций

Конфликтная ситуация — понятие достаточно подвижное, неустойчивое, оно легко может  измениться при изменении любого из ее элементов, взглядов оппонентов, отношений «объект— оппонент», подмены объекта конфликта, появления условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.

     Существуют  различные стратегии поведения  в конфликте: противоборство, сотрудничество, компромисс, уклонение, уступка.

     При возникновении конфликтной ситуации или в начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего  поведения с тем, чтобы это  в наименьшей степени отразилось на их интересах. Речь идет о межгрупповых и межличностных конфликтах, в  которых участвуют минимум две  стороны и в которых каждая из сторон выбирает форму своего поведения  для сохранения своих интересов  с учетом дальнейшего возможного взаимодействия с оппонентом. При  возникновении конфликтной ситуации личность (группа) может выбрать  один ин нескольких возможных вариантов  поведения:

     активную  борьбу за свои интересы, устранение или  подавление любого сопротивления;

     уход  из конфликтного взаимодействия;

     разработку  взаимоприемлемого соглашения, компромисса;

     использование результатов конфликта в своих  интересах.

     Было  выделены следующие пять основных стилей поведения в конфликте: уклонение, противоборство; уступчивость; сотрудничество; компромисс.

     Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если:

     исход конфликта для индивида не особенно важен;

     ситуация  слишком сложна и разрешение конфликта  потребует много сил у его  участников;

     у индивида не хватает власти для решения  конфликта в свою пользу;

     исход конфликта для индивида не особенно важен.

     Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствие сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны. Индивид применяет все доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

     Условия применения данного стиля:

     восприятие  ситуации как крайне значимой для  индивида;

     наличие большого объема власти или других возможностей настоять на своем;

     ограниченность  времени решения ситуации и невозможность длительного поиска взаимоприемлемого решения;

     необходимость сохранить «свое лицо» и действовать жестко, хотя, может быть, и не самым лучшим образом.

     Уступчивость (приспособление). Действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

     Данный  подход возможен, если:

     вклад индивида не слишком велик: а возможность  проигрыша слишком очевидна;

     предмет разногласия более существенен  для оппонента, чем для индивида;

     сохранение  хороших отношений с оппонентом важнее решения конфликта в свою пользу;

     у индивида мало шансов на победу, мало власти.

     Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех существенное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

     При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

     Управление  конфликтом предполагает не только регулирование  уже возникшего противостояния, но и создание условий для его  предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности  возникновения деструктивных конфликтных  ситуаций.

     Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности  обобщать имеющиеся теоретические  и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить – значит предвидеть.

     Профилактика  конфликта представляет такой вид  управленческой деятельности, который  состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении, таким путем, возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех такой деятельности определяется рядом предпосылок:

     1) знанием общих принципов управления  социальными организациями, формулируемых  современной теорией менеджмента,  и умением использовать их  для анализа конфликтных ситуаций;

     2) уровнем общетеоретических знаний  о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые  формулируются конфликтологией;

     3) глубиной анализа на этой общей  теоретической основе кон-кретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;

     4) степенью соответствия – избранных методов корректировки сложившейся опасной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины теоретических знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.

     Из  этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому  возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать. В целях обеспечения  ее эффективности следует ясно видеть те трудности, которые подстерегают нас на этом пути.

     Существует  ряд препятствий, снижающих возможность  предупреждения конфликтов, направление  их развития в конструктивное русло.

     Это препятствие имеет психологическую  природу и связано с таким  родовым качеством человеческой психологии, которое характеризуется  как непреодолимое стремление человека к свободе и независимости. В  связи с этим люди воспринимают, как правило, негативно всякие попытки  вмешательства в их взаимоотношения, оценивая подобные действия как выражение  стремления ограничить их независимость  и свободу.

     Существование некоторых общепринятых нравственных норм регулирующих человеческие взаимоотношения. Исходя из них, люди считают свое поведение  сугубо личным делом, а вмешательство  третьего лица рассматривают как  нарушение общепринятых норм нравственности, одной из которых является неприкосновенность личной жизни.

     Это препятствие имеет правовой характер и связано с тем, что в странах  с развитыми демократическими традициями, некоторые общечеловеческие нормы  нравственности приобрели форму  правовых норм, охраняющих основные права  и свободы личности. Их нарушение  в той или иной форме может  быть квалифицировано не только как  не вполне нравственное, но и как  противоправное, тем более, что в ряде стран уже приняты специальные законоположения, запрещающие фирмам вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников.

     Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых психологическими, нравственными и правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Причем такая деятельность становится целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений  в разрушительные, деструктивные  формы, такие, например, как разрыв личных взаимоотношений, распад семьи, развал трудовой группы, межклассовые, межэтнические  или межгосударственные столкновения.

     Профилактика  конфликта представляет собой по своей сути воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей как материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта.

Информация о работе Типы конфликтов, фазы протекания,пути решения