Конфликты в менеджменте и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение возникновения, разрешения конфликта и его анализ на примере организации «Забайкальский рабочий».
Задачи курсовой работы:
1)Изучить понятие «конфликт»;
2)Проанализировать виды конфликтов;
3)Изучить методы разрешения конфликтов;
4)Рассмотреть предконфликтные ситуации в организации «Забайкальский рабочий»;
5)Изучить развитие конфликта в организации «Забайкальский рабочий»;
6)Исследовать возможные пути решения конфликта.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Конфликт - как человеческое существование 4
1.1 Общее понятие «конфликт» 4
1.2 Виды конфликтов и конфликтная ситуация. 11
1.3 Методы разрешения конфликтов. 20
Глава 2. Анализ конфликтной ситуации ЧП «Забайкальский рабочий» 27
2.1 Предконфликтная ситуация, характеристика противоречий между работниками организации. 27
2.2 Развитие конфликта в организации 29
2.3 Исследование конфликта и возможные пути решения 32
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая морозов.docx

— 75.19 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЗабГУ»)

Кафедра управления персоналом

 

 

 

Курсовая  работа

На тему: Конфликты в менеджменте и  пути их разрешения

По дисциплине: Основы менеджмента

 

 

 

 

 

 

                                                                        

 

 

                                                                         Выполнила: студентка гр. УП-10-1

                                                                                                     Болотина К.И

Проверил: доцент кафедры УП

Анучина Н.А.

 

 

                                                     Чита-2012

 

Содержание

Введение 2

Глава 1. Конфликт - как человеческое существование 4

1.1 Общее понятие «конфликт» 4

1.2 Виды конфликтов и конфликтная ситуация. 11

1.3 Методы разрешения конфликтов. 20

Глава 2. Анализ конфликтной ситуации ЧП «Забайкальский рабочий» 27

2.1 Предконфликтная ситуация, характеристика противоречий между работниками организации. 27

2.2 Развитие конфликта в организации 29

2.3 Исследование конфликта и возможные пути решения 32

Заключение 37

Список использованной литературы 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 «Если бы каждый не старался непременно

  убедить другого в своей правде,

люди, может быть, реже воевали бы».

Эрих  Мария Ремарк.

Введение

 

 Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что за последнее десятилетие понятие «конфликт» прочно вошло в нашу жизнь.        В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми. В любом, даже самом сплоченном коллективе возникают конфликты. Чтобы найти оптимальное решение в конфликтной ситуации, нужно обладать знанием того, как развиваются конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций – очень частое явление производственной и общественной жизни. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта, приводящие к выигрышу обеих сторон.

          Целью курсовой работы является изучение возникновения, разрешения конфликта и его анализ на примере организации «Забайкальский рабочий».

В данной курсовой работе я попытаюсь раскрыть способы предотвращений, урегулированию и разрешению, связанных с конфликтной ситуацией на предприятии.

         Предметом данной курсовой работы является конфликтная ситуация на примере организации «Забайкальский рабочий». Характеристика его работников и межличностных отношений. Исследование возникающих  в данной организации конфликтов и создание рекомендаций по их устранению и предупреждению.

        Объектом являются конфликты в менеджменте и пути их разрешения.

         Задачи курсовой работы:

1)Изучить понятие «конфликт»;

2)Проанализировать  виды конфликтов;

3)Изучить методы разрешения конфликтов;

4)Рассмотреть предконфликтные ситуации в организации «Забайкальский рабочий»;

5)Изучить  развитие конфликта в  организации  «Забайкальский рабочий»;

6)Исследовать  возможные пути решения конфликта.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конфликт - как человеческое существование

1.1 Общее понятие «конфликт»

 

Слово «конфликт» пришло в русский  и другие языки из латинского, это  слово стали употреблять с 19 века. В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликты. Как сказал Диксон «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс»[1].

Существует множество понятий  к термину «конфликт». Одно из них: «Конфликт  -  это отсутствие согласия между  двумя  и  более  сторонами,  которые  могут  быть конкретными лицами или группами.  Каждая  сторона  делает  все,  чтобы  была принята её точка зрения или цель, и  мешает  другой  стороне  делать  то  же самое»[3].

Присутствие серьезных причин вовсе  не означает, что конфликт произойдет. Обычно он не происходит, если стороны  считают, что выгоды от конфликта  меньше возможных затрат и потрясений. Но когда конфликт происходит, приходится применять разные методы для его  разрешения, что обычно зависит от причины возникновения конфликта[5].

          Когда люди думают о  конфликте,  они  чаще  всего  ассоциируют  его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной  и  т.п.  В  результате, бытует  мнение,  что  конфликт  -  явление  всегда  нежелательное,  что  его необходимо избегать, если есть возможность, и  что  его  следует  немедленно разрешать, как только он возникает. Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представление о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Поскольку каждый конфликт всегда связан с эмоциями, то человек начинает испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью, а также негативно сказывается на результатах совместной работы, ухудшает, а иногда и разрушает деловые взаимоотношения[17].

Сегодня конфликты – повседневная реальность. Для эффективного решения  возникающих проблем каждому  человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и  практических навыков поведения  в конфликтных ситуаций. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим»[9].

         «Отцами» конфликтологии считаются Гераклий Эфесский (535 – 475 гг. до н.э.), утверждавший, что «раздор есть отец всего» и Платон (428 – 348 гг. до н.э.). Но основным ученым конфликтологического взгляда на мир считают немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831 гг.) с его учением о противоречиях и конфликтах (борьбе) противоположностей, которые выступают как внутренние источники «восхождения от абстрактного к конкретному» и описываемые в виде триад.

     Конфуций – знаменитый мудрец Древнего Китая – еще в VI в.до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым».

      В одно время с Конфуцием попытку рационально осмыслить природу конфликта предприняли древнегреческие философы. Анаксимандр (ок. 610-547 гг. до н.э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» – единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Античный философ Гераклит (ок. 530-ок. 470 гг. до н.э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Он считал, что в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон, царящий в Космосе, – это война – отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим – людьми, одних она сделала рабами, других – свободными. Эти слова являлись одной из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития[21].

     Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель, жившие в V-IV вв. до н.э. Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке общественное начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. В своем трактате «Политика» Аристотель указывал на источники распрей (конфликтов), которые, по его мнению, состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других . В средние века Фома Аквинский (1225-1274 гг.) развивал мысль, что войны допустимы в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: должна быть дана санкция со стороны государства[24].

  В период эпохи Возрождения известные гуманисты выступали с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов: Т.Мор, Э. Роттердамский, Ф.Рабле, Ф.Бекон.  Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Он обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях. Английский философ Френсис Бекон (1561-1626 гг.) впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические, психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления[7].

    Начало учению о конфликтах как теории конфликтологии положили Вудберри Смола (1854 – 1926 гг.), Уильям Грэм Самнер (1840 – 1910 гг.) и другие. В 60-х годах XX века немецкий социолог Ральф Дарендорф обосновал концепцию «конфликтной модели общества», согласно которой социальная стратификация общества строится на отношениях господства и подчинения, присущих любым обществам и цивилизациям и с неизбежностью порождающих конфликты.

   В теории социального конфликта Л. Козера: « Конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками». Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению [7].

Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта. Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия.

Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:

1)один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно);

2) второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

3)второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:

Латентный период (предконфликт) включает этапы:

Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между  субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий. Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия. Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием). Стадия формирования недовольства по какому-либо вопросу, накопления негативных моментов по отношению к определенному человеку или группе людей.

     1. осознание объективной проблемной ситуации, когда реальность воспринимается как проблема, существует необходимость;

     2.возникновение объективной проблемной ситуации. Конфликт зарождается путем определения объективной проблемной ситуации. Суть такой ситуации заключается в том, что возникают противоречия между субъектами, так как еще нет конфликтных действий и противоречий, и именно поэтому такую ситуацию принято называть проблемной;

3.понимание того, что конфликтная ситуация не всегда может возникнуть из-за противодействия сторон;

     4.предконфликтная ситуация. Конфликтная ситуация, как правило, воспринимается как спокойствие и безопасность одной стороны конфликта и небезопасность другой[8].

     Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение.Важно понять, что угроза воспринимается не как потенциальная, а как непосредственная. Предконфликтная ситуация характеризуется тем, что она создает реальную возможность конфликта, но она может быть разрешена «мирным»путем.

      Открытый период часто называют собственно конфликтом. Он включает следующие этапы:

      Инцидент - первое столкновение сторон. При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом.

     Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Ее признаки:

1) недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);

2)возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем);

3) негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вам вред);

4)отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен);

5)представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу вредит вам и наоборот);

6) деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);

7)отказ в сочувствии (вы не имеете ничего общего с вашим врагом, никакая информация не смоет побудить у вас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

8) рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

Информация о работе Конфликты в менеджменте и пути их разрешения