Теория моды Г.Зиммеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Изучение моды - это широкое поле деятельности для представителей различных областей науки: философов, психологов, экономистов, историков, культурологов, социологов. Однако потому что мода касается различных сторон социальной жизни, сознания и поведения человека ,социальных групп и сообществ, социология остается главной дисциплиной в исследовани моды.Исследование моды было и остается актуальным по сей день.

Оглавление

Введение
1.Условия возникновения
2.Роль моды
3.Роль моды в жизни женщины
4.Изменение моды
5. Цикличность моды
6. Роль социальных групп в механизме функционирования моды
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

мотивац.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

 

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

Московский  государственный институт индустрии  туризма им. Ю.А.Сенкевича

 

КАФЕДРА

МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ"

 

 

ДИСЦИПЛИНА

«Мотивация потребителя услуг»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На  тему: Теория моды Г.Зиммеля

 

 

 
   

Выполнил студент

 V курса 501 группы

факультета заочного обучения

Айрапетян Юрий

Проверил преподаватель

____________________Ф.И.О.

 

 

МОСКВА 2013

 

 

 

 

 

Cодержание                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Введение

3

1.Условия возникновения                                                                                            

4

2.Роль моды                                                                                                                   

6

3.Роль моды  в жизни женщины

10

4.Изменение  моды                                                                                                       

12

5. Цикличность  моды                                                                                                  

14

6. Роль социальных  групп в механизме функционирования  моды

16

Заключение 

21

Список литературы                                                                                           

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение   

        Каждый день мы встречаемся с понятием моды: журналы, газеты  то и дело кричат нам, что сейчас модно,а что нет; телевидение транслирует нам модные показы-недели моды в Париже, Милане, мы наизусть знаем имена всех известных дизайнеров и модельеров; знаем,что модно в этом сезоне и что будет модным в следующем. И на первый взгляд нам очевиден смысл понятия моды. Однако мы никогда не задумываемся о механизме ее функционирования ведь на первый взгляд, что тут думать: каждый сезон модельеры создают новые коллекции, а через средства массовой информации мода диктует нам свои условия. Но при ближайшем рассмотрении не все так просто. Механизм моды очень сложен. Даже ученые не смогли прийти к единственному  мнению по вопросу о сущности моды.

      Изучение моды - это широкое поле деятельности для представителей различных областей науки: философов, психологов, экономистов, историков, культурологов, социологов. Однако потому что мода касается различных сторон социальной жизни, сознания и поведения человека ,социальных групп и сообществ, социология остается главной дисциплиной  в исследовани моды.Исследование моды было и остается актуальным по сей день. Подтверждением этому служит то, что исследование моды началось с момента зарождения социологии ( Тард.Зимель,Спенсер) и продолжается по сей день( Ялтина Л.И.,Бодрийяр Ж.,Гофман А.Б.).Каждая из концепций отражает социальную сущность моды такой , какой она была в определенную эпоху.

      Свои рассуждения по поводу  моды Зиммель изложил в своем  «Эссе по моде» и в статье  «Психология моды» Анализ феномена моды привел         Г. Зиммеля к выводу, что ее огромная популярность в современном обществе обусловлена тем, что она дает возможность человеку самоутвердиться, быть не только похожим на других, но и проявлять свою индивидуальность.

Г. Зиммель заложил основы изучения городского образа жизни. Позитивную роль крупных городов он видел  в том, что они дают возможность  расширить и углубить разделение общественного труда, повышают эффективность  экономики, позволяя человеку удовлетворять разнообразные потребности, способствуя тем самым развитию личности.

Вместе с  тем он отмечал и "повышенную нервозность  жизни, происходящую от быстрой и  непрерывной смены впечатлений".

Распространение моды в современном обществе есть результат более широкого социального процесса освобождения человека от стериотипов и норм традиционного доиндустриального общества, ограничивающего возможности развития личности.

 

1.Условия возникновения

Мода - это процесс. Ее не существовало в древности и  в Средние века. Она приходит на смену народным традициях и политическому деспотизму. Мода связана с урбанизацией и модернизацией. Выходящие на авансцену жизни новые слои подчеркивают с помощью моды свою независимость от старых авторитетов и официальной власти, желают быстрее утвердить свое особое положение. Потребность в идентификации с передовым культурным слоем проявляется в виде моды в массовых, демократических обществах. В кастовом, закрытом государстве мода не нужна. Венецианские дожи одевались в одинаковую черную одежду. Одинаковые гимнастерки, френчи, мундиры, носили партийные функционеры в эпоху Гитлера и Сталина. Мода свидетельствует о возможности индивидуальных достижений. Ведь "успеть за модой" могут не все. Модно одетый человек доказывает, что у него есть вкус, энергия, находчивость. Мода привлекательна тем, что дает чувство настоящего, ощущение времени. Это - самоускоряющийся процесс. То, что стало особенно модным, распространенным, уже не свидетельствует о личных достижениях и "выходит из моды". Мода - универсальна. Она касается не только длины юбок и брюк, но и политических убеждений, философских идей, научных методов, религиозных исканий, любовных отношений.

Зиммель пишет, что главным условием возникновения  моды является, с одной стороны, потребность  в индивидуализации, отделении, а с другой стороны -потребность к подражанию, соединению с группой. Там, где будет отсутствовать одна из них, мода не будет установлена и «ее царство кончится». Также для возникновения моды необходимо неоднородное в социальном отношени общество, которое разделено на различные классы и социальные группы, не разделенные между собой барьерами ( общество без сословий и каст). Так как в обществах с жесткой иерархией социальных групп не может  происходить свободный обмен индивидами и культурными образцами.

         Сущность моды состоит в том,  что ей следует лишь определенная  часть группы, а остальные находятся  на пути к ней, стремятся  им подражать. И как только  мода распространилась на всех, как только она стала полностью  принята группой, то это больше не называют модой, то есть полное распростронение приводит к ее концу. Это объясняется тем, что полное распространение привело к уничтожению разнообразия, очарование новизны, различия между индивидами,снимая момент отделения. Зиммель пишет: «Мода относится к тем явлениям,стремление которых направлено на все большее распростронение, все большую реализацию,но достижение этой абсолютной цели привело бы их к внутренниму противоречию и уничтожению».По поводу социализирующих явлений общественного устройства часто говорят “они обладают ценностью, пока они распространяются в индивидуалистическом по своему характеру обществе, но при полном проведении требований социализма привели бы к бессмыслице и разрушению”. Этой формулировке подчиняется и мода. “Ей с самого начала свойственно влечение к экспансии , будто ей каждый раз надлежит подчинить себе всю группу; но как только бы ей это удалось, она была бы уничтожена как мода вследствие возникновения логического противоречия ее сущности, ибо полное распространение снимает в ней момент отъединения”

       Нельзя назвать модой нечто  новое и внезапно появившееся  в нашей жизни,если мы верим  в то, что оно рассчитано на  длительное пребывание и также  имеет свою фактическую обоснованность (Зиммель еще в начале своей  работы писал о том, что с точки зрения объективных,эстетических и других факторов целесообразности невозможно обнаружить ни малейшей причины ее форм). Модным мы можем назвать предмет, если уверены в том, что он также быстро исчезнет как и появился. Иначе говоря, если вещь удовлетворяет жизненно необходимые потребности людей, то у нее меньше всего шансов стать модной. Как писал Зомбарт, “чем бесполезнее предмет, тем больше он подчинен моде”. Например, ювелирные украшения, украшения в одежде, поп-музыку и т.п. Или бывает так, что вещь жизненно необходима, но ее характеристики, не влияющие на способность удовлетворять потребности людей, могут существенно изменяться, подвергаясь моде.Это можно заметить в одежде: она является неотъемлимой частью нашей жизни, но ее вид существенно меняется с каждым сезоном. 

2. Роль  моды 

   Свое  эссе Зиммель начинает с того, что дает определение дуализму, он выражен в том, что с  одной стороны мы стремимся  к всеобщему, а с другой к  постижению единственного. Мы  ищем спокойной самоотдачи людям и вещам, а также энергичного самоутверждения по отношению к тем и другим. Это у нас получается с помощью подражания, которое можно определить «как переход от групповой к индивидуальной жизни». Оно дает нам уверенность в том, что мы в своих действиях неодиноки, то есть своеобразное успокоение.  Подражая, мы переносим на другого ответственность за связанные с этим действия, освобождаемся от проблемы выбора и выступаем в качестве творения группы.     « Влечение к подражанию, как принцип, характерно для той стадии развития, когда склонность к целесообразной личной деятельности жива, но способность обрести для нее индивидуальное содержание отсутствует». Так происходит и с модой . Подражая определенному образцу мы находим социальную опору, но вместе с тем мода удовлетворяет нашу потребность в отличии, к выделению из общей массы. Таким образом «мода является подлинной ареной для тех  внутрене несамостоятельных индивидов, которые нуждаются в опоре, но которые в тоже время ощущают потребность в отличии, внимани, особом положении». Мода возвышает незначительного человека тем, что делает его представителем особой группы. Когда мода как таковая еще не могла получить всеобщего распространения, отдельный человек, следующий новой моде  чувствует удовлетворение, а также ощущает общность с тем, кто делает тоже что и он и с теми, кто к этому стремиться. Отношение к моде таит в себе смешение одобрения и зависти (зависть в качестве индивида и одобрение в качестве представителя определенного типа). Зависть здесь,пишет Зиммель,имеет определенную окраску. Она отражает своего рода идеальное участие в обладании предметом зависти. «Созерцаемое содержание, просто как таковое, вызывает удовольствие, не связанное с действительным владением им». Завидуя предмету или человеку мы обретаем к нему известное отношение. Зависть позволяет нам измерить дистанцию к предмету. И мода ( поскольку она неабсолютно недостижима) предоставляет особый шанс для такой окраски зависти. 

        Еще одним существенным признаком  моды является то, что мода -это массовое явление. А для всех массовых действий характерна утрата чувства стыда. Будучи элементом толпы, человек может совершать многое из того, чего бы не сделал в одиночку. Зиммель пишет:"Некоторые моды требуют бесстыдства, от которого индивид отказался бы, но в качестве закона моды принимает это действие». Как только индивидуальное  выступает сильнее общественного чувство стыда сразу ощущается.Основанием господства моды является то, что глубокие и прочные убеждения все больше теряют свою силу. Модным порой становится столь уродливое и непредсказуемое, что кажется будто мода хочет проявить свою власть именно в том, что мы готовы принять по ее воле самое несуразное. Зиммель считает ее просто результатом  социальных или формально психологических потребностей.

Следование  моде может стать своеобразной маской, которая скрывает исстинное лицо человека, неспособность личности своими силами индивидуализировать свое существование. Эта маска скрывает или заменяет то,чего не смогла достичь личность на чисто индивидуальном пути. Однако существенным признаком моды является то,что она не охватывает всего человека полностью, и всегда остается для него чем-то внешним (остается на переферии личности). Поэтому следование моде,общепринятым нормам может исходить из того, что человек пытается сохранить свои чувства и вкус лишь для себя, не хочет открывать и делать их доступными для других.Многие люди прибегают к моде из опасности выдать особености своей внутренней сущности. Мода также является одной из тех форм, посредством которых люди, жертвующие внешней стороной , подчиняясь рабству общего, хотят спасти свою внутреннюю свободу. Здесь можно вспомнить  концепцию психолога Маслоу  о самоактуализации линости.Он писал, что общество стремиться сделать человека шаблонным представителем окружающей среды, но  оно  необходимо нам также и для самоактуализации. В то же время полное отчуждение ставит нас в оппозицию к окружению и  лишает нас возможности самоактуализироваться. Оптимальным он считал индетификацию с обществом во внешнем плане и отчуждение во внутреннем. Именно такой подход позволит эффективно взамодействовать с окружающими оставаться самим собой. Это можно применить и к моде. « В таком понимании мода, касаясь лишь внешней стороны жизни, тех сторон, которые обращены к жизни общества, есть социальная форма удивительной целесообразности. Она дает человеку обосновывать свою связь со вщеобщим, свое следование нормам, которые даны временем, сословием, его узким кругом и это позволяет ему все больше концентрировать свободу, которую вообще предоставляет жизнь, в глубине своей сущности». Ярким примером может служить Гёте в свои поздние годы, когда он своей снисходительностью ко всему внешнему, строгим соблюдением формы, готовностью следовать условностям общества, достиг максимума внутренней свободы,полной незатронустости жизненных центров неизбежным колличеством связанности.

        Зиммель рассматривает индивида,у  которых требования моды достигают  высшей точки и принимают видимость  индивидуального и особенного. Он  называет его  щеголем. Щеголь выводит тенденцию моды за сохраненные границы.Его индивидуальное состоит в колличественном усилении элементов,являющихся по своему качеству общим достоянием определенного круга. Он опережает всех и создается видимость, что он « марширует впереди планеты всей», но в сущности он следует тем же путем: ведущий становится ведомым.

Информация о работе Теория моды Г.Зиммеля