Эго-теория личности Э. Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — ознакомиться с биографией Э.Эриксона, изучить сущность и содержание эго-теории личности; дать оценку данной теории.

Объект изучения — сама личность человека.

Предмет изучения — стадии развития личности.

Задачи исследования:

•рассмотреть развитие эго-теории в психоанализе;
•рассмотреть общую характеристику стадий развития человека;
•рассмотреть положение Эриксона, относящееся природы человека;
•рассмотреть мнения других авторов, касаемо эго-теории личности Эриксона.

Оглавление

Введение.

2. Глава 1. Становление эго-психологии как науки

1.2 Эго-психология, как результат развития психоанализа

1.3 Эпигенетический принцип


2. Развитие личности по Эриксону. Психосоциальные стадии.

2.1 Младенчество: базальное доверие — базальное недоверие

2.2 Раннее детство: автономия против стыда и сомнения

2.3 Возраст игры: инициативность — чувство вины

2.4 Школьный возраст: трудолюбие против чувства неполноценности

2.5 Юность: эго-идентичность — ролевое смешение

2.6 Ранняя зрелость: интимность-изоляция

2.7 Средняя зрелость: продуктивность против инертности

2.8 Поздняя зрелость: целостность эго против отчаяния

3. Оценка эго-теории личности Э. Эриксона

3.1 Основные положения Эриксона относительно природы человека

3.2 Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории

4. Заключение

5. Библиография

6. Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии личности.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По  курсу: Психология личности

Тема: «Эго-теория личности Э. Эриксона»  
 
 
 
 

                    Работу  выполнил:

                    студент IV курса ГФ

                    Баранюк Е.Д.

                    Работу  проверила:

                    Катунова  В.В. 
                     
                     
                     
                     

Нижний Новгород

2010

Содержание

1. Введение.

2. Глава 1. Становление эго-психологии как науки

         1.2 Эго-психология, как результат развития  психоанализа

         1.3 Эпигенетический принцип 

2. Развитие личности  по Эриксону. Психосоциальные стадии.

       2.1 Младенчество: базальное доверие — базальное недоверие

       2.2 Раннее детство: автономия против  стыда и сомнения

       2.3 Возраст игры: инициативность —  чувство вины

       2.4 Школьный возраст: трудолюбие  против чувства неполноценности

       2.5 Юность: эго-идентичность — ролевое  смешение

       2.6 Ранняя зрелость: интимность-изоляция

       2.7 Средняя зрелость: продуктивность  против инертности

       2.8 Поздняя зрелость: целостность эго  против отчаяния

3. Оценка эго-теории  личности Э. Эриксона

       3.1 Основные положения Эриксона  относительно природы человека

       3.2 Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории

4. Заключение

5. Библиография

6. Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Как объект исследования личность уникальна  по своей сложности. Сложность эта  заключена, прежде всего, в том, что  в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.

       Само  слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского  «persona». Персона – это маска, которую надевают актеры в древнегреческом театре. Таким образом, личность – это личина, социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли.

       В   психологической   науке   категория   «личность»   относится   к   числу   базовых   понятий.  Но понятие   «личность»   не   является   сугубо   психологическим  и   изучается   всеми   общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения  личности в  рамках психологической науки  и что  такое  личность   с  психологической точки зрения?

       Каждое   из   определений   личности,   имеющихся   в   научной   литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями  и поэтому заслуживает того,   чтобы   его   учесть   при   рассмотрении   понятия   «личность».   Чаще   всего   под   личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им   в   процессе   социального   развития.  Следовательно,   к   числу   личностных   характеристик   не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить   качества   человека,   характеризующие   особенности   развития   его   познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности,  за исключением тех, которые проявляются   в  отношениях  к  людям и обществу  в  целом.  Чаще   всего  в   содержание  понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

       Таким образом,  личность  —  это  конкретный  человек,   взятый   в   системе   его  устойчивых  социально   обусловленных   психологических   характеристик,   которые   проявляются   в  общественных   связях   и   отношениях,   определяют   его   нравственные   поступки   и   имеют существенное значение для него самого и окружающих.

       Актуальность  исследования. В своей курсовой работе я хочу рассмотреть эго-теорию личности Э. Эриксона, поскольку в ней наибольшее значение имеет  эго и его адаптивные способности. По сути дела, Эриксон настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся: акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека; упор на психически здорового человека; особая роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности явилась стимулом для всех тех, кто изучает поведение человека, разрабатывает новые подходы в изучении главных психологических проблем, с которыми сейчас сталкивается всё человечество.

       Цель  работы — ознакомиться с биографией Э.Эриксона, изучить сущность и содержание эго-теории личности; дать оценку данной теории.

       Объект  изучения — сама личность человека.

       Предмет изучения — стадии развития личности.

       Задачи  исследования:

  • рассмотреть развитие эго-теории в психоанализе;
  • рассмотреть общую характеристику стадий развития человека;
  • рассмотреть положение Эриксона, относящееся природы человека;
  • рассмотреть мнения других авторов, касаемо эго-теории личности Эриксона.
 

Глава 1. Становление эго-психологии как науки

    1. Биография Э. Эриксона      

       Эрик  Хомбургер Эриксон  родился в  Германии в 1902 году и умер в Харвиче (Массачусетс, США) в 1994 году. Его судьба было весьма своеобразна. Эриксон не получил формального высшего образования после окончания школы. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, он отправился в путешествие по Центральной Европе. Позже он поступил в известную Академию художеств, которая находилась в Мюнхене.

       В 1927 году Эриксон был принят по рекомендации школьного товарища Петера Блоса  преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене. Эта школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Именно в этот период Э. Эриксон начал изучать психоанализ, познакомился с семьёй З. Фрейда и испытал значительное влияние его идей и личности. Психологическое образование получил под руководством А. Фрейд в Венском психоаналитическом ин-те (1927—1933 гг).

       В 1930 году Эрик Эриксон женился на канадской танцовщице и художнице  Джоэн Моват Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу  психоанализа Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона поехала в Копенгаген, где он попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. К сожалению, эта идея не осуществилась и семья переехала в Соединённые Штаты в Бостон, где годом раньше было основано психоананлитическое общество.  Последующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей и он открыл первый в городе кабинет детского психоанализа.

       В 1936 году его приняли на должность  преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году Эриксон предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу и юроков именно с этого исследования зародился интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребёнка — тема, которойй он уделял много внимания в своей дальнейшей профессиональной работе.

       С 1942 года он  стал профессором психологии в Университете Беркли в Калифорнии. С этого момента начался интенсивный  период глубоких клинических наблюдений и размышлений; Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа. Но его деятельности в должности профессора закончилась и он демонстративно ушел в знак протеста против увольнения сорудников, отказавшихся публично заявить о своих политических симпатиях и лояльности. В годы второй мировой войны исследовал психологию подводников, занимался терапией "военных неврозов" ("неврозов военного времени") и выполнил ряд других работ по заданиям Пентагона. Опубликовал психоаналитическую статью о роли образа Гитлера для немецкой молодежи. После окончания войны занимался преимущественно психоаналитически ориентированной психологией и детским психоанализом. Около 20 лет работал в Центре Остена Риггса в Беркшире, где сотрудничал с Д. Рапапортом, Р. Найтом и др. В 1960—1970 гг. вновь работал в Гарвардском университете. Осуществил пересмотр некоторых установок классического психоанализа З. Фрейда. Подчеркнул биосоциальную природу и адаптивный характер душевной деятельности человека, интегративным качеством которого считал психосексуальную идентичность. Создал учение об идентичности как динамичной конфигурации тождественности человека самому себе, собственному представлению о себе и способности к полноценному решению различных личностных задач. Показал, что изменение социокультурных условий порождает необходимость утраты прежней и формирования новой идентичности человека. Разработал концепцию и периодизацию эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных фаз решения возрастных и ситуативных "задач развития". Исследовал сексуальную этиологию кризисов развития человека. Установил автотерапевтический характер поиска и обретения психосоциальной идентичности. Разработал концепции "диффузии идентичности" и "психического моратория". Создал новые психотерапевтические методы, отчасти направленные на преодоление синдрома массовой "патологии идентичности". Подчеркивал важную роль психических и личностных факторов в развитии общества. Исследовал взаимосвязь социальных потрясений (войн, революций) и массовых неврозов. Развивал идеи об "исторической актуальности". Сформулировал "золотое правило" этического поведения: "Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе". В 1958 г. опубликовал книгу "Молодой Лютер", ставшую первым серьёзным опытом применения психоисторического метода и датой рождения созданной им психоистории. В дальнейшем развивал психоисторические идеи в ряде книг и статей. Исследовал современное "травматическое видение мира", проблемы социальной этики, этнологии, различных массовых движений. Автор книг: "Детство и общество" (1950); "Идентичность: кризис юности" (1968); "История жизни и исторический момент" (1975); «Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта» (1977); «Идентичность и жизненный цикл» (1979); «Зрелость» (1978); «Ценностный жизненный цикл» (1982); «Жизненная вовлечённость в старости» (1986). Также Э. Эриксон известен, прежде всего, как автор теории стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. 

       1.2 Эго-психология, как  результат развития  психоанализа

       Многие  исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из эго-психологов был Эрик Эриксон. Теоретические формулировки Эриксона касаются только развития самого эго. Хотя он постоянно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции З. Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошёл от классического психоанализа по четырём важным пунктам. Необходимо отметить, что в его работах отчётливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд только частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация, а параллельно идёт развитие ид и инстинктов. Такой взгляд на природу человека, который назван эго-психологией, в корне отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. В отличие от Фрейда, считавшего, что эго борется, пытаясь тем самым разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи таких психических процессов, как восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится всё более и более компетентным1.

       Также Э. Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения  с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей  на становление личности ребёнка, то Эриксон подчёркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребёнка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.

       Теория  развития эго охватывает всё жизненное  пространство индивидуума (период от младенчества до старости). Фрейд же, напротив, ограничился  влиянием ранних детских переживаний  и не уделял особого внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии. Важно отметить, что у Фрейда и Эриксона были разные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелом возрасте. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. В его теории главным является качества эго, т.е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справляется с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.

Информация о работе Эго-теория личности Э. Эриксона