Теория моды Г.Зиммеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Изучение моды - это широкое поле деятельности для представителей различных областей науки: философов, психологов, экономистов, историков, культурологов, социологов. Однако потому что мода касается различных сторон социальной жизни, сознания и поведения человека ,социальных групп и сообществ, социология остается главной дисциплиной в исследовани моды.Исследование моды было и остается актуальным по сей день.

Оглавление

Введение
1.Условия возникновения
2.Роль моды
3.Роль моды в жизни женщины
4.Изменение моды
5. Цикличность моды
6. Роль социальных групп в механизме функционирования моды
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

мотивац.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

        Значит можно сказать,что мода  социально обусловленна.И в качестве  примера еецели соеденения и  обособления исследователь приводит  два живущие по соседству примитивных  народа (кафры и бушмены). Кафры  обладают очень расчлененной социальной иерархией и мода у них меняется достаточно быстро,наоборот у бушменов,у которых еше не было классов,мода вообще отсутсвует.

        На самом деле, если мы будем  имитировать друг друга,то моды  не будет,так как получится  общество одного внешнего вида; если же никто не будет имитировать,моды тоже не будет,потому что «у нас получится общество несвязанных индивидуальных обликов». А добавив класс,получим группы,которые пытаютя выглядеть одинаково внутри, но иначе,чем другие группы.И если действительно группы хотят отделиться и показать,что они стоят выше в классовой иерархии,то мы получаем изменения в моде.

      Многие называют это элитарной  теорией моды или же стекающей  теорией.Однако есть и те,которые  считают,что  термин «стекание» , который часто применяется к описанной теории, не совсем удачен и производит неправильное впечатление. Можно подумать,что мода стекает от верхних слоев к нижним,которые пассивно ее принимают; однако здесь дело совсем наоборот-последние активно гонятся за ней,имитируя высшие классы, принуждая их к изменению.  «Преследование и бегство»-более подходящий термин (Мак Кракен) .

          В ХХ веке элитарная теория  моды была была подвержена  критике(в частности, американским  социологом Дж. Блумером) за преувиличение  роли элит в процессе формирования и функционирования моды. Мода связана с массовым выбором и массовым поведением.В современном обществе ведущую роль играет средний класс, который и является законодателем моды вследствие своего промежуточного, относительно неустойчивого положения в обществе: c одной стороны, стремясь повысить свой социальный статус, он подражает элите, с другой стороны, подчеркивает свое отличие от низших социальных слоев. Еще одним подтверждением преувеличения роли элит служит то,что в ХХ веке многие новые моды возникли в низших слоях общества- джаз, мода на джинсовую одежду и т.п. К.Лагерфельд-известный дизайнер одежды- в 1980-х годах сказал: « Кто принебрегает улицей - глупец. Именно улица определяет моду последних двадцати лет». Еще в 1970 году Джордж Филд опубликовал свою работу «Феномен изменчивого статуса - направленная вверх диффузия инноваций» где проанализировал влияние субкультур на моду. Он заметил,что на моду могут влиять не только ведущие модельеры, но и группы, в том числе неформальные, из самых низов общества, если они соответствую таким критериям:

1.Являются достаточно  большими

2.Способностью  изобретать новый стиль

3.Изначально  не обслуживаются модной индустрией

Последняя заимствует стили этих групп и делает их доступными через массовое производство модных продуктов (стиль хиппи, панк,милитари,грандж, этнические мотивы). Очень интересную концепцию распростронения модных тенденций предложил Чарльз У.Кинг. Его исследования показали,что распространение моды происходит горизонтальнo, через однородные социальные группы; причину он видел в следующем: массовом производстве продуктов в сформировавшемся индустриальном обществе и развитии средств массовой коммуникации. Кинг предложил несколько тезисов, которые объясняют горизонтальное распростронение моды.

1. Маркетинговые  стратегии стремяться обеспечить  синхронную адаптацию нового  стиля. Тем самым мода становится  доступной для всех слоев

2.Потребители  стали свободными в выборе  новых стилей, так как их стало  значительно больше.

3.В каждои  социальном классе есть свои новаторы моды и лидеры мнений, то есть те,кто распростроняет новые тенденции.

   Фред  Девис критикует Зиммеля за  то,что описывая механизм развития  моды,он оставил без внимания  различные факторы, формирующие  модный процесс: «соревнования между дизайнерами и фешн-центрами,модные предпочтения закупщиков больших магазинов,фешн-пресса» и так далее(«Мода,культура,идентичность»).

      В первую очередь, необходимо учитывать время написания Теории моды, речь идет о рубеже ХIX-XX вв., когда на Западе только зарождалось индустриальное общество,соответственно производство массовой одежды стояло у своих истоков, а подавляющее большинство населения шили себе сами или заказывали одежду у портных.И средний класс еще не был четко сформирован. Поэтому как только высший класс осознавал, что его одежда имитируется низам,у него появлялась потребность в отделении от рядового населения.Поэтому в то время его можно считать законодателем моды.Он создавл новые тенденции в моде,которые вновь копируются  низшим классом, и таким образом процесс изменения моды повторяется вновь вновь. И как бы мы не спорили, но одежда,обувь, аксесуары всегда будут показателем социального статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Итак,рассмотрев концепцию Георга  Зиммеля, можно сделать следующие выводы:

1.Мода основана  на двух принципах-стремление  человека к индивидуализации  и одновременно к коллективизации,  то есть к объединению.Без этих  двух противоположных принципов  не может быть и моды.

2.Для формирования  моды необходимо общество с классовой структурой

3.Главным в  формировании и изменении моды  является высший класс,а именно  он является законодателем мод  ,нижестоящие классы лишь подражают  высшим слоям, чтоб хотябы внешне  идентефицировать себя с ними. Новая мода - привелегия высших  слоев, как только ее начинают перенимать широкие массы , то первые сразу от нее отказываются,и создают другую.

        Критика концепций Зиммеля основана  на том, что он очень большое  внимание в раскрытии механизма  изменения  моды уделял высшим  слоям ,некоторые исследователи пишут, что он не учел ряд других факторов,таких как конкуренция,модные предпочтения дизайнеров и модельеров,технологии и т.д.        Эту концепцию Зиммель создал на рубеже 19-20 веков, этим и объясняется, то, что в модных процесах он так много уделяет элите, ведь в то время средний класс,на которого сегодня ориентирована мода,только начал формироваться, только развивалась индустрия,следоватнльно не было и массового производства одежды, а средства массовой информации не играли еще такой роли. Поэтому концепцию Зиммеля можно считать обоснованной временем.

     Да, некоторые положения его теории  несовместимы с настоящим,но она   дает нам ряд основных,исходных  пунктов , которые объясняют почему  индивиды подвергаются модным  процессам, почему мода была так важна для женщин,почему одни следуют моде,а другие наоборот ее отрицают. Этим она важна и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.Гофман А.Б.  «Мода и люди: новая теория  моды и модного поведения»  М.,2004 .

2.Даниленко  О.А., Ковалева И.Д., Мусиездов А.А. «История социологии»:учебно-методическое пособие»-Харьков:ХНУ имени В.Н. Каразина,2008

3.Зиммель Г.  Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание  жизни. М.: Юристъ, 1996.

4.Килошенко  М. « Психология моды»-. СПб., 2008,

5.Ольшанский  Д.В. «Психология масс». - СПб.: Питер, 2009,

Интернет-источники

7.http://www.po6iv.ru/art/Sozialini_fenomen

8..http://www.4p.ru/main/theory/134098/


Информация о работе Теория моды Г.Зиммеля