Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:13, реферат
Аналитическая психология создана швейцарским психиатром и психологом К.Г. Юнгом и разрабатывается его многочисленными последователями. Как и в других теориях глубинной психологии (см. также Психоанализ, Индивидуальная психология), главным образом внимание в ней уделяется бессознательным психическим процессам. В психоанализе и аналитической психологии есть общие категории и объяснительные принципы.
1.Основные понятия теории Юнга.
2.Развитие личности
3.Структура личности
4.Основные архитипы
5.Список используемой литературы
Университет «Кайнар»
Реферат
На тему: Теория личности К.Г Юнга
Подготовила: студентка 2го курса Шаронова К.А.
Алматы 2013
Содержание.
Основные понятия теории Юнга.
Аналитическая психология создана швейцарским психиатром и психологом К.Г. Юнгом и разрабатывается его многочисленными последователями. Как и в других теориях глубинной психологии (см. также Психоанализ, Индивидуальная психология), главным образом внимание в ней уделяется бессознательным психическим процессам. В психоанализе и аналитической психологии есть общие категории и объяснительные принципы. Динамический аспект функционирования психики в обоих направлениях представлен понятием либидо. Однако у Юнга либидо понимается не как сексуальная энергия, а как гипотетическая категория, описывающая различные виды психической активности. Либидо существует в потенциальной форме (желание) и форме активных действий.
Если 3. Фрейд говорил о решающем влиянии на личность инфантильных переживаний, то Юнг обратился к детству человеческого рода. На основе анализа обширного материала клинических и экспериментальных исследований, древних мифов, сказок, обычаев, ритуалов примитивных народов, религиозных учений, древних наук, таких как алхимия, астрология. Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биологического вида "человек" и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Архетипы являются формами восприятия и осмысления действительности. Они повторяют, разрабатывают сходный опыт переживаний в разных поколениях. Человек, не реализующий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, которое может разрушить Эго.
Для объяснения
движения энергии Юнг ввел принцип
полярности: каждому желанию, свойству
соответствует его
Накопленная в индивидуальном и коллективном бессознательном энергия может переместиться в сознание и разрушить рациональный процесс, потому что ее действие примитивно. Например человек стремится быть уступчивым, мягким. Тогда активность, твердость может проявиться в несоответствующей ситуации агрессивной реакции. В то же время противоположности, компенсируя друг друга, создают напряжение, способствующее росту. Если человек сознательно игнорирует какую-либо сферу, например сексуальность, то бессознательное через сновидения напоминает о ней.
Единство личности обеспечивается трансцендентной функцией. Она преодолевает амбивалентные тенденции, внутренний конфликт, связывая полярности психики через символическое выражение психического содержания. Юнг подчеркивал ее естественный характер, не основанный на сознательном намерении. Проявляясь для преодоления односторонности в развитии, трансцендентная функция дает новую перспективу, которая не предполагалась, не была целью личного и не может быть исчерпывающе понята при помощи сознания.
Развитие личности
Развитие личности, проявляющееся в сближении сознания и бессознательного, Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознательные и бессознательные части. Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя. Индивидуация основывается на ассимиляции индивид, и коллективного опыта, в результате которого формируются баланс и целостность личности.
На пути индивидуации личность переживает столкновение с архетипическими фигурами. В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии человеческой жизни: отношение к другим, их влияние на человека (Персона), выбор, принятие решений (Это), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское и женское начала (Анима/Аиимус), отношение к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания человека (Самость). Индивидуация рассматривается как проявление уникального потенциала, заложенного в центре личности – Самости.
Динамика личности может происходить по противоположному пути. При идентификации Эго с Самостью происходит регрессия к коллективному бессознательному. Такой способ развития Юнг определил как инфляцию. Захваченный архетипами человек может переживать власть над собой чего-то мощного и надличного, потерю себя либо собственную надличную силу. При инфляции Эго может идентифицироваться с Самостью и человек чувствует себя всесильным, избранным, наделенным особыми способностями и властью. Идеи и образы коллективной психики кажутся порождением собственного сознания, неоспоримыми истинами. Универсальность этих идей дает возможность мана-личности влиять на других людей.
В аналитической психологии предполагается, что развитие личности имеет определенное направление, основывающееся на действии трансцендентной функции. В этом смысле для аналитической психологии характерен телеологический подход (т. е. детерминация настоящего будущим), представленный также в теории Адлера . 3. Фрейд осуществлял каузальный подход, отыскивая основания личного в прошлом. Теория Юнга объединяет эти точки зрения, реализуясь в представлении о трансцендентной функции. В то же время Юнг не отрицает причинного объяснения явлений настоящего прошлой историей чел.
В поздних работах Юнг ввел также принцип синхронии (или синхроничности), применяемый к событиям, которые имеют сходный смысл, происходят одновременно, но не связаны причинно - следственно. К ним относятся феномены, описанные как телепатия, ясновидение. Принцип синхронии может применяться к описанию предчувствий, совпадения некоторых событий и мыслей, ожиданий. В явлениях такого рода связывается физическая и психологическая реальность. Действием этого принципа объясняется активизация архетипа, когда сходные сны, фантазии, идеи, состояния психические проявляются у разных людей. Таким образом принцип синхронии описывает феномены, не подчиняющиеся законам пространства, времени, причинности.
Структура личности
По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных взаимодействующих подсистем: Эго, индивидуальное (личное) бессознательное, коллективное бессознательное.
1. Эго – это основа самосознания, включает все текущее содержание сознания человека (мысли, чувства, воспоминания, ощущения и пр.), что обеспечивает целостность и постоянство личности, осознание человеком себя, как относительно постоянной субъективно – объективной реальностью.
2.Личное (индивидуальное) бессознательное – это душевные конфликты, переживания, образы, которые когда- то осознавались, но затем были подавлены и стали неосознаваемыми. В отличие от З.Фрейда, К.Юнг не абсолютизировал роль либидо в личном бессознательном. Он полагал, что основу его составляют комплексы мыслей, чувств, воспоминаний об обычных вещах (проблемах) из жизни человека (власть, деньги, отношения к родителям, секс и т.д.), которые стали доминантами в психике человека и тем самым обуславливают его поведение (так, человек с комплексом власти проявляет активность в своем поведении именно в этом направлении). Таким образом, однажды сформировавшись, комплекс «ведет» человека по жизни, руководит его поведением. По К.Юнгу, этот материал личного бессознательного уникален у каждого человека и может быть осознан.
3.Коллективное бессознательное – это наиболее глубоко лежащий слой в сфере бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. По К.Юнгу, «коллективное бессознательное состоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку, его содержание (называемое архетипами) – первичные условия или паттерны психического формирования вообще». Архетипы – это врожденные первичные образы – модели (архетип – букв. «первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом.
В работе «Архетип и символ» К.Юнг писал : «под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как основные элементы мифов и в то же время являющиеся автономными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции, и миграции, но также с помощью наследственности. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа».Таким образом, если индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельных людей и представляет собой переживания, которые были сознательными, а затем были забыты или подавлены, то коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, присущий всем расам и народам, который проявляется в первобытной мифологии, народном эпосе, в религиозных верованиях, в символах искусства, а у современных людей в сновидениях.
Основные архитипы
Архетипы, составляющие коллективное бессознательное, многочисленны: это общечеловеческие обобщенные образы – модели матери, ребенка, героя, мудреца, бога Солнца, смерти и т.д. Среди архетипов важнейшее значение имеют следующие, описанные К.Юнгом:
1. Персона (от лат.- «маска») – это модель социальной роли в общении с другими, в повседневной жизни.
2. Тень – это, с одной стороны, источник жизненной силы, творческого начала в личности, а, с другой, это подавленные асоциальные негативные импульсы, мысли , страсти (агрессивные, сексуальные), которые в снах проявляются в образах животного, карлика, бродяги и т.д.
3. Анима – архетип, выражающий образ женщины как таковой у каждого мужчины, который может воплощаться в более конкретных женских образах.
4. Анимус – образ мужчины у женщины, который определяет ее отношение к мужскому полу в целом.
Анима и анимус сформировались на реальной биологической основе – мужских и женских качествах, которые есть у каждого человека, но соответственно развиты по – разному (больше или меньше) в соответствии с полом.
5.Важнейшим архетипом является Самость – ядро личности, образ – модель, которая выражает единство и целостность человека. По Юнгу, «самость означает всю личность, сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».
Учение К.Юнга о структуре личности находится в рамках психоанализа и представляет определенный интерес для психологической практики в социальной работе. Вместе с тем, будучи довольно абстрактным, оно является и маловерифицируемым (что признавал и сам К.Юнг).
Наиболее «практичным» является учение К.Юнга о психологических функциях и особенно его типология личности, послужившая основой для разработки целого ряда психотехнологий, в частности, психо-диагностических методов в социальной работе
Список используемой литературы: