Те же, кто сознательно одевается
и ведет себя не по моде,
тоже обретает связанное с
этим чувство индивидуальности
не с помощью своих индивидуальных
качеств, а простым отрицанием социального примера:
«если следование моде является подражанием
социальному примеру, то намеренная немодность
-подражание ему с обратным знаком и она
не менее свидетельствует о власти социальной
тенденции, от которой мы зависим в позитивном
или негативном смысле». Человек,намеренно
неследующий моде, исходит из того же содержания
что и щеголь ,только подводя свои действия
под категорию отрицания, а не усиления
( «модно быть немодным»). Что же касается
ценностей, пишет Зиммель, то для них все
дело в том, чтобы быть такими же как все
и одновременно быть чем-то другим.
Нежелание
следовать моде может происходить
из потребности не смешиваться
с толпой, если не независимость
от толпы, то внутреннюю суверенную
позицию к ней, но оно может
также быть проявлением слабости, при
которой индивид боится, что ему не удасться
сохранить свою не слишком ярко выраженную
индивидуальность, если он будет следовать
формам, вкусу, законам общности. Поэтому
оппозиция моде -это далеко не проявление
силы личности. На самом деле, если человек
ощущает себя сильным,понимает свою ценность
и индивидуальность, то ему незачем опасаться
принятия общих форм, таких как мода.
3. Роль
моды в жизни женщины
Влечение к
равенству и индивидуализации,привлекательность
подражания и отличия, пишет Зиммель, объясняет
особое пристрастие к моде женщин.Он объясняет
это тем,что на протяжении веков женщины
занимали слабое социальное положение;
это привело их к тесной связи с общепринятыми
формами существования (обычаи и традиции).
Слабый человек избегает индивидуализации,ответственности
и необходимости защищаться только собственными
силами. Защиту он видит в типичной
форме жизни. Однако при этом женщина стремиться
и к индивидуализации, стремится отличаться
от других, быть в своем роде неповторимой.
Мода является для нее удовлетворением
этой потребности в случаях когда в других
областях ей в этом отказано. Для подтверждению
этому Зиммель сравнивает Германию и Италию
ХIV-XV веков.В то время в Германии наблюдалось
чрезвычайно сильное развитие индивидуальности,однако
женщины не принимали в этом участия.И
они возмещали это самыми экстравагантными
и гипертрофированными модами. Напротив,
в Италии женщинам предоставлялась свобода:
воспитание и передвижение, особенно в
высших слоях, было почти одинаковым для
обеих полов.Поэтому и нет никаких сведений
об экстравагантных женских модах
в Италии того времени( потребность утвердить
свою индивидуальность и обрести исключительность
отсутствует, так как это влечение получило
свое достаточное удовлетворение в других
областях).
«Между коллективизацией и индивидуализацией,равномерностью
и сменой содержаний жизни
существует определенное отношение
потребностей; оно переходит из
одной области в другую и
пытается уравновесить то, в чем
было отказано в одной из них, удовлетворением
в другой». Вот почему мы очень часто
терпя неудачу в одном,вскоре переключаемся
на другое. Бытует мнение,что хирургами
становятся люди,способные и стремящиеся
к насилию,чтобы удовлетворить свои потребности.
Почему бы не поставить это в пример?
Так и у женщин. Женщины отличаются
большей верностью,именно эта верность
требует для равновесия жизненных тенденций
более живого изменения на находящихся
стороне областях,что находит выражение
в моде. Мущины не обладают такой верностью
и поэтому менее нуждаются в формах
внешнего разнообразия.Мужчина более
многообразное существо и поэтому
может находится без последнего.
Мода
для женщин - компенсация их профессинального
положения. Мущина,вступивший в
круг определенной профессии,
оказывается равным другим внутри этого
круга,однако с другой стороны,в компенсацию
за это,он пользуется значением этого
сословия.
Делая вывод из вышесказанного,
можно сказать, что ущемление
гражданских прав, принижение социальной
роли женщин требовали частичной
компенсации; и находили они
ее в моде. Яркая женская мода
как бы содействовала повышению
престижа женщины, по крайней мере в ее собственных глазах.
Но сегодня
положение изменилось. Ожила мужская
мода, которая позаимствовала и элементы
женской моды (длинные волосы у
мужчин, яркие рубашки и галстуки).
Это объясняется тем, что мода
стала распространенным способом завоевания престижа, способом самовыражения,
хотя этот способ достаточно примитивный.
Вот ты необычно оделся и на тебя обратили
внимание. Этим она компенсирует потребность
во внимании окружающих, в самовыражении,
и не требует для этого особых усилий.
4.Изменение моды
Зиммель пишет,
что одним из существенных компонентов
моды является потребность в изменении,
которая тесно связана с возбуждением
нервной эенергии. Изменение моды
свидетельствует о некоторой
утрате нервами остроты раздрожаемости,
чем более нервная эпоха, тем быстрее меняются моды.
Темп современной жизни свидетельствует
не только о жажде быстрой смены качественных
содержаний , но и о силе формальной
привлекательности начала и конца, прихода
и ухода. « Посредством своей игры между
тенденциями к полному распространению
и уничтожению этим ее смысла,к которому
приводит именно такое распространение
, мода обретает своеобразную привлекательность
границы,привлекательность новизны и
вместе с тем перходящести»[ c.274]
То есть мода является способом эмоциональной
разрядки , удовлетворяет потребность
человека в новых ощущениях. Л. Петров
пишет: «Смысл существования моды - это
встряска, с помощью которых человек освежает
свои ощущения» . Но следует помнить, что
новый раздражитель только тогда дает
эффект, когда он переходит «норму адаптации»
к прошлым раздражителям. Новый образец
может стать модным только тогда, когда
прежний образец утратит модные значения.
В моде своеобразно соединяются
различные изменения жизни. Общий
ритм жизни индивидов определяет
их отношение к моде. С одной стороны,
массы нижних слоев труднее приходят в
движение и медленнее развиваются, а с
другой - высшие сословия отличаются
консервативностью и часто боятся всякого
движения и изменения. Поэтому подлинные
изменения исторической жизни тесно связаны
со средним сословием. Как только оно возглавило
социальное и культурное движение, стала
быстрей развиваться и мода. Частое распространение
моды ведет к невероятному порабощению
индивида и тем самым одновременно является
одним из дополнений к увиличевшейся
общественной и политической свободе.
Зиммель пишет, что быстрому
изменению моды содействует экономический
подъем нижних слоев, так как
это изменение позволяет стоящим
ниже подражать высшим сословиям
общества. Тем самым характерезованный Зиммелем процесс
,в котором высшие слои отказываются от
принятой моды в тот момент, когда она
распростроняется в низших, обретает невиданные
ранее широту и живость.Это также влияет
и на содержание моды. Мода перестает быть
столь экстравагантной, так как это связано
с большими расходами. Раньше стоимость
приобретения или трудность преобразования
компенсировались ее длительным господством.
Чем быстрее меняется мода на какой-либо
предмет, тем сильнее потребность в дешевых
продуктах такого рода. Возникает своеобразный
круг: чем быстрее меняется мода, тем дешевле
должны становится вещи,а чем дешевле
они становятяся, тем к более быстрому
изменению моды они приглашают потребителей
и принуждают производителей.
Пол
Найстром , утверждал, что теория
просачивания Г.Зиммеля на практике
подвергается трансформации .Он ввел понятие
fashion-сознания-способность распознавать
модные тенденции и следовать им (в работе
«Экономика моды»). В моде на одежду заинтересованы
не только высшие классы, но представители
социальных групп,которые обладают fashion-сознанием.
Зиммель
считает, что мода какбы диктует
свои условия и в изменении
моды заинтересован только высший
класс. Мне кажется, что в
наше время это не совсем
так. Я бы скорей согласилась
с В.Зомбартом, который считает,что мода это явление,порожденное
капитализмом, служащее интересам частного
бизнеса и вызывающее в обществе искусственные
потребности.
Бешенный темп моды в современном
мире вызван конкуренцией предпринимателей,
которые ради успеха вынуждены
производить товары не лучше
и дешевле, а в другом виде. Мы можем заметить,
что многообразные изменения в сфере моды
не выходят за рамки основных образцов,
мода представляет собой вариации этих
образцов и революционные изменения в
основных образцах - явление относительно
редкое. Подтверждение этому дает А.Б.Гофман(«Мода
и люди.Новая теория моды и модного поведения).Он
пишет, что смысл модных инноваций состоит
в следующем: в том,что социальное внимание
сосредотачивается на любых изменениях,
даже на самых незначительных ,отличающих
новомодное и старомодное,т.е. предшествующего;новомодное
и старомодное резко противопоставляются
друг другу во временном отношении,первое
помещается в настояще, второе -в прошлое,
хотя на самом деле новомодное может быть
старее старомодного.
В наше время огромное влияние
на модные инновации приобретает
технология, ее возможности существенно
расширяют или сужают возможности
дизайнеров и модельеров. Также,по
мнению Гофмана, модные инновации
связаны с явлением морального
устаревания.
5. Цикличность моды
Зиммель подметил, что для моды
характерно то,что оно проявляет
удивительное свойство: каждая новая
мода выглядет так, будто она
будет существовать вечно. На
самом деле это так,если взять,
например, женскую одежду раньше
модным было носить брюки-клешь
и многие считали, что это идеально, а том
,чтобы надеть зауженные брюки не шло даже
и речи, хотя сейчас мы видим такой фасон
на каждом шагу.
Подобное конструкцию, пишет Зиммель,
имеети другое свойство моды,
оно заключается в ее цикличности, круговороте.
Социолог пишет,что для моды важно только
изменение, и ей свойственна тенденция
к сохранению сил “она стремиться по возможности
полностью достигнуть своих целей ,но
относительно скромными средствами”.
Именно поэтому она возвращается к прежним
формам. Как только прежняя мода несколько
забыта,нет причин , препятствующих тому
, чтобы вновь ее оживить. Я считаю,что
это зависит в большей степени от людей
, которые работают в индустрии моды, от
их вкуса и интересов, они как-бы диктуют
нам новый стиль и правила поведения. Очень
интересное определение этому дала
Л.И. Ялтина в своем исследовании “Мода
глазами социолога...”. Она объясняет цикличность
моды тем, что она связана с процесом социализации,
а именно с формативным периодом поколения
. Главный тезис концепции заключается
в том, что поколение как уникальная в
ценностном отношении общность складывается
в течении юнности и ранней взрослости
людей, которые родились приблезительно
в одно время. В этот период усваиваится
информация, которая становится образцом
для решения ситуаций любого типа и эти
картины воспроизводятся на протяжении
жизни поколения без изменений. Опираясь
на эту концепцию,она предположила, что
возвращение старых мотивов обусловлено
двумя факторами:
Во-первых, в формативный период усваиваются
и характерные модели того времени: когда
эти люди достигают позиций лидеров общественного
мнения (дизайнер, редактор журнала), они
могут запустить в массовый оборотте модели,которые
они выделяют как лучшие (мода двадцатилетней
давности).
Во-вторых,новое
поколение подходит к границе
своего формативного периода и для
них предлагаемые модели являются новыми.
И так в каждом новом поколении.
Подробное описание этого исследования
можно посмотреть в статье
“ Мода глазами социолога результаты эмперического
исследования” Л.И. Ялтина.
6. Роль социальных
групп в механизме функционирования моды
В своей работе Зиммель большое
внимание уделяет классам.Именно
идея класса является центральным
звеном для понимания изменения моды.Он подчеркивал,что
в формировании модных тенденций большую
роль играет высший класс,то есть элита.Многие
называют это элитарной теорией моды или
же стекающей теорией.
Идея класса
у Зиммеля является центральной
для понимания изменения моды.
Если каждый удачно имитирует каждого
другого, то не будет никакой моды, потому
что мы будем иметь общество одного внешнего
облика. Если никто никого не имитирует,
моды тоже не будет, потому что у нас получится
общество несвязанных индивидуальных
обликов. Добавив в уравнение класс, мы
получим результат с группами, пытающимися
выглядеть одинаково внутри группы, но
иначе, чем другие группы. Однако это тоже
не обязательно приводит к появлению моды,
поскольку группы могут счастливо демонстрировать
различия и не стремиться выглядеть как
другие. Но если группы действительно
хотят выглядеть как те, которые находятся
выше в классовой иерархии, то мы получаем
изменения в моде, по мысли Зиммеля: "Как
только нижние классы начинают копировать
их стиль, высшие классы отказываются
от этого стиля и принимают новый, который,
в свою очередь отличает их от масс; и таким
образом игра счастливо продолжается
". Это, конечно, предполагает общество,
которое принимает законность иерархии
и верит, что можно, в каком-то смысле, подняться
в этой иерархии имитируя высшие классы.
Согласно этой концепции высшие
классы используют моду для
того,чтобы отделиться от ниже
стоящих, при этом доказывая
свой особый статус и положение
(то есть это своеобразная граница).
Функция моды состоит в том,пишет Зиммель, чтобы соеденить
определенный круг изнутри и одновременно
отделить его от других.
« Общественные формы,одежда,эстетические
суждения,весь стиль человека
находятся в постоянном изменении
под воздействием моды,но мода,то
есть «новая мода» находит себе применение
лишь в высших сословиях» .Но как только
низшее сословие начинает перенимать
эту моду ,тем самым пересекая своими действиями
границу, которую установила элита, нарушая
этим единство,сопричастность друг другу,то
высший класс сразу же принимает новую,
которая вновь позволяет им дифференциироваться
от широких масс.
Зиммель пишет о том,что низшие
сословия постоянно стремятся
быть похожими на высшие, подражая
последним, и больше всего это
им удается в тех областях,
где господствует мода. Он объясняет это
тем,что предметы моды, как внешня сторона
жизни, в первую очередь доступны при наличии
денег, поэтому в обладании ими
легче установить равенство с элитой,
чем в других областях, так как они требуют
«индивидуального, непокупаемого за деньги
подтверждения.