Темперамент и индивидуальный стиль деятельности руководителя.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обусловливает темперамент человека, поэтому мы начнем этот раздел рассмотрением влияния темперамента на поведение. Но неверно было бы думать, что во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы его проявления личностью.

Оглавление

Содержание
Введение
1. Теоретическая часть:
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности руководителя.
2. Практическая часть:
Задание № 1.
Задание № 2.
Заключение
3. Библиографический список
3

4

12
14
15
17

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 42.52 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть:

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности руководителя.

2. Практическая часть:

Задание № 1.

Задание № 2.

Заключение

3. Библиографический список

3

 

4

 

12

14

15

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана  как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так  и с единственной в своем роде композицией социальных связей и  контактов (внешние воздействия). К  биологически обусловленным подструктурам  личности относятся темперамент, а  также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает  как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обусловливает темперамент человека, поэтому мы начнем этот раздел рассмотрением влияния темперамента на поведение. Но неверно было бы думать, что во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы его проявления личностью. Например, в последние десятилетия биологическое и физиологическое созревание человека ускорилось, акселерация привела к раннему становлению его темперамента, в то время как социальное формирование его несколько замедлилось вследствие увеличения продолжительности обучения, что задержало его включение в значимые социальные контакты. Человек вступает в мир как индивид, наделенный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем разовьются в определенные способности. Поэтому после рассмотрения свойств темперамента мы обратимся к влиянию способностей и их структуры на развитие личности.

 

 

 

 

 

Часть 1.

Темперамент и  индивидуальный стиль деятельности руководителя.

Темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественного врожденного характера. Психологи давно заметили, что одни люди бывают вспыльчивыми, другие - спокойными, третьи-уравновешенными, четвертые-инертными. Это означает, что у них разные темпераменты. Впервые попытка описания видов темпераментов была предпринята древнегреческим врачом Гиппократом в Y в. д. н. э. Он связывал различия в поведении с преобладанием в организме у конкретного человека различных жидкостей: крови, лимфы и желчи, что не подтвердилось наукой.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение, соразмерность) - психическое свойство личности, предопределяемое силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее, в свою очередь, на динамику протекания всех психических явлений, свойственных личности. Различают четыре основных вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхоличный. Это классическое деление людей по типам темперамент а, но существуют и другие классификации (например, по У. Шелдону и др).

Русский физиолог Иван Павлов связал темперамент с проявлением в психической жизни типа нервной системы и, в частности, соотношения свойств процессов возбуждения и торможения, как сила, уравновешенность и подвижность.

Возбуждение - функциональная активность нервных клеток центров коры головного  мозга, обеспечивающая образование  и активизацию условно-рефлекторных связей, на основании которых функционирует психика.

Торможение - процесс затухания  корковых связей, прекращение активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Сила процессов возбуждения  и торможения проявляется в работоспособности  нервной системы, способности выдерживать  воздействие сильных раздражителей.

Уравновешенность процессов возбуждения  и торможения проявляется при  сравнении их силы. Особенности соотношения  процессов возбуждения и торможения: сбалансированы - уравновешены, не сбалансированы - не уравновешены.

Подвижность нервных процессов проявляется в скорости смен одного процесса другим. Показатель уровня адаптивности личности способность психики перестраиваться в соответствии с воздействием внешних раздражителей.

Исходя из этого, под темпераментом  понимается свойство личности, которое  определяет динамические особенности (темп, скорость, интенсивность) психики. Он определяет индивидуальный стиль деятельности человека.

Различное сочетание силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения  и торможения характеризует специфические  типы высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствуют  свои особенности протекания психических  процессов.

Тип высшей нервной деятельности не тождествен темпераменту: первое - понятие физиологическое, второе - психологическое.

Тип высшей нервной деятельности, который наследуется человеком, составляет физиологическую основу темперамента. В процессе жизни, под  влиянием социальной среды, этот тип  претерпевает изменения превращаясь в фенотип.

Вид темперамента — это определенная совокупность закономерно связанных между собой, психологических свойств, являющаяся общей у данной группы людей.

Сензитивность (чувствительность) - определяется наименьшей силой внешних воздействий, вызывающих психическую реакцию человека, а также скоростью ее протекания. Это характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительность. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, повышенная тревожность, боязнь нового, порой их преследуют комплексы неполноценности, заниженный уровень притязаний и др.

Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Активность - степень энергичности человека при воздействии на внешний мир и преодолении препятствий на пути к цели.

Соотношение реактивности и активности определяется тем, от чего в большей  степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желаний, случайных событий или от целей, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакций проявляется в  скорости протекания различных психических  реакций и процессов: скорости движений, темпе речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.

Пластичность - способность человека приспосабливаться к внешним  воздействиям.

Ригидность - свойство, противоположное  пластичности. Она проявляется в  том, насколько инертным и косным является поведение человека, его  привычки, суждения.

Экстраверсия - преимущественная направленность личности вовне окружающих людей, внешние  явления, события.

Интроверсия - преимущественная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К. Юнгом.

Эмоциональная возбудимость — насколько  слабое воздействие необходимо для  возникновения эмоциональной реакции, то с какой скоростью она возникает.

Основные свойства темперамента используются при составлении психической  характеристики его различных видов.

В реальной жизни практически не бывает ярко выраженных «чистых» видов  темперамента. Так, например, человек  может быть на 20 % холериком и на 80 % - сангвиником.

Рассмотренные четыре основных вида темперамента не могут исчерпать  все многообразие индивидуальных форм. Между ними располагаются промежуточные  формы и переходные типы. К тому же нужно помнить, что особенности  проявлений психики зависят не только от присущего данной личности типа, но и от мотивов, от складывающихся обстоятельств и воздействий, от состояний личности и организма.

Каждому виду темперамента присущи  свои достоинства и недостатки и  нельзя делить темпераменты на хорошие и плохие. Просто для каждого темперамента нужно найти отведенную ему природой нишу.

Свойства нервной системы практически  не меняются в процессе жизни человека. Но так как темперамент - это ограненные социальными условиями свойства нервной системы, то тренировкой  и воспитанием можно корректировать (в известных пределах) его внешние  проявления. Так, например, вспыльчивый  холерик может научиться сдерживать себя, привыкнуть к самодисциплине, соблюдению режима дня и т.д.

Человек любого темперамента может  принести пользу, успешно овладеть профессией, повысить свою квалификацию, если его правильно обучать и  воспитывать. В таком случае и  темперамент будет претерпевать изменения, так как он не является чем-то раз и навсегда данным, застывшим, неподвижным. Темперамент можно  изменять, т.е. развивать его положительные  черты и ослаблять отрицательные. У человека с любым темпераментом  могут быть развиты высокие общественные свойства и качества личности.

Особенности темпераментов целесообразно  учитывать при подборе и расстановке  людей по специальностям и должностям. Различные специальности предъявляют  свои требования к деловым возможностям человека. И эффективность его  деятельности во многом зависит от психических характеристик темперамента.

Особенности темпераментов следует  учитывать и в воспитательной работе: у сангвиника например следует периодически возбуждать чувство ответственности за начатое дело, проверять качество выполняемых заданий, т.е. контроль должен быть по существу, а не поверхностный. К людям с холерическим темпераментом следует предъявлять высокую, систематическую, ровную, справедливую требовательность, не предъявлять при этом грубости, невыдержанности, резкости в обращении; давать критическую оценку отрицательным чертам и указывать пути их устранения, преодоления. Флегматик требует систематического контроля, иногда повышенной требовательности; у него необходимо вырабатывать 
быстроту реакции, вовлекать в дела коллектива, давая поручения и контролируя их выполнение.

По отношению к меланхолику  особенно недопустимы резкость, и  вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, незаслуженные упреки, так как  это особо тонкий, наиболее ранимый  темперамент; требуется внимательность, чуткость, педагогический такт.

Учет особенностей темпераментов  необходим также в процессе руководства  людьми, ибо особенности темпераментов  людей существенно влияют на успех  их действий, да и на сам характер действий. И если руководитель, давая  людям задание, будет учитывать  особенности их темпераментов, то он добьется большего успеха, использует людей более рационально.

Наиболее благополучные семейные пары с устойчивыми максимально  совместимыми отношениями отличаются противоположными темпераментами.

В дружеские отношения часто  вступают люди одного темперамента, кроме  холериков.

Наиболее универсальными партнерами являются флегматики, их устраивает любой  темперамент, кроме собственного, пары флегматиков оказываются, как правило, неблагополучными.

Наряду с охарактеризованными видами темперамента И.П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности:

  • мыслительный;
  • художественный;
  • средний.

 

Мыслительный (преобладает активность второй сигнальной системы мозга  левого полушария) - рассудительны, склонны  к детальному анализу явлений, к  отвлеченному абстрактно-логическому  мышлению. Умеренны в своих чувствах, сдержанны, обычно интересуются математикой, философией, склонны к научной деятельности.

Художественный тип (преобладает  активность первой сигнальной системы  мозга правого полушария) - мышление образное, эмоциональное живое восприятие действительности, стремятся к широкому кругу общения, типичные лирики, людей  мыслительного типа рассматривают  как «сухарей». Интересуются театром, искусством, поэзией, музыкой.

Средний тип (80%) - «золотая середина», разумное сочетание рационального и эмоционального, одно над другим может незначительно преобладать. По мнению И.П. Павлова преобладание типа высшей нервной деятельности зависит от воспитания в детстве (до 12-16 лет).

 

Стиль руководителя.

Когда руководитель решат вопрос о  выборе системы методов управления, то это называется стилем руководства  – форма, манеры, правила, приемы. Стиль  управления – выбор системы методов  управления. То, как руководитель сочетает методы в систему, определяет стиль  его управления. Методы и стиль  связаны между собой, как содержание и форма. Содержание (метод) отчасти  влияет на форму (стиль), а форма изменяет результаты метода. Плохим стилем руководства  можно загубить самый замечательный  метод.

Стиль руководства – ключевой фактор управления. Во внутрифирменном  управлении эффективность на 80% зависит  от стиля руководства.

Типовые индивидуальные стили  руководства представляют собой  модели, где собраны определенные черты стиля. Различают три типовых  индивидуальных стиля руководства: авторитарный, демократический, пассивный. Эти стили являются теоретическими конструкциями, нет руководителя, который  в полной мере воплощает тот или  иной тип. Классификация стилей руководства  и их анализ позволили разработать  рекомендации, с помощью которых  руководитель может выбирать свой индивидуальный стиль и управлять им.

Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности руководителя.