Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:48, контрольная работа
Целью нашей работы является исследование индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Наши задачи:
- рассмотреть сущность и особенности педагогической деятельности;
- дать определение понятию стиль и охарактеризовать стили педагогической деятельности;
- остановится на подробном исследовании индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Введение 3
1. Сущность и особенности педагогической деятельности 4
2. Стили деятельности педагога 6
3. Индивидуальные стили педагогической деятельности 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Содержание
В педагогической действительности, требующей от преподавателя творческого отношения ко всем сферам деятельности, формы и способы проявления творческих начал неразрывно связаны с формированием педагогической культуры, а развитие педагогической культуры общества, в свою очередь, обусловливается мерой творческого подхода личности к собственной деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя тесно связан с его профессионально - педагогической культурой и является, с одной стороны, важнейшей категорией культуры, ее составной частью, а с другой - динамически меняющейся итоговой системой (внешней формой) ее конкретных проявлений. Стиль является показателем уровня творчества и активности самовыражения преподавателя, он может исследоваться как средство, процесс и результат. Следует отметить, что профессиональная культура включает в себя индивидуально выработанные стратегии, средства ориентации в действительности, способы решения задач для перевода стиля из наличного в целевое, предпочитаемое состояние.
Целью нашей работы является исследование индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Наши задачи:
- рассмотреть
сущность и особенности
- дать определение понятию стиль и охарактеризовать стили педагогической деятельности;
- остановится
на подробном исследовании
Как нам известно, педагогическая деятельность представляет собой процесс создания условий саморазвития, самообразования людей, обеспечения для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия. Она обеспечивает преемственность поколений, передачу социального опыта от старших к младшим. Результатом педагогической деятельности является формирование человека, обладающего общечеловеческими родовыми качествами.
«Классическими», основными (базовыми) видами профессионально-педагогической деятельности можно считать воспитание, преподавание, научение, педагогическое общение. Их функциональным назначением является развитие человеческого качества. Механизмы этих видов педагогической деятельности природно обусловлены. В основе их действия заложены базовые человеческие потребности в получении новой информации, эмоциональном контакте в сочетании с адаптивными способностями, способностью подражать. Так, результатами научения и преподавания являются знания, умения, навыки, опыт деятельности, а результатами воспитательной деятельности - изменения в системе ценностей, смыслов, установок, отношений, способах поведения. В общении развивается способность к эмпатии, сопереживанию, формируется опыт пребывания в составе совокупного субъекта, происходит культурная идентификация.
Осознание противоречия педагогическим сообществом ведет к появлению дополнительных видов профессиональной деятельности и введению в научный обиход соответствующих им понятий, таких как педагогическая поддержка, коррекция, различные виды сопровождения и консультирования, выполняющих по отношению к развитию охранительную и компенсирующую функции.
Все виды педагогической деятельности являются частным случаем проявления педагогического качества, поэтому они объединены общими свойствами, определяющими их потенциал влияния на человека.
Профессионально-педагогическая деятельность учителя отличается многоаспектностью и полифункциональностью. Учитель выступает то, как государственный служащий, призванный обеспечить соответствие результатов обучения и воспитания, учащихся требованиям государственной системы подготовки школьников, которые определены стандартом образования, государственными программами, другими нормативными документами, то, как социальный работник, воспитатель подрастающего поколения, выполняющий задачи формирования и всестороннего развития личности. Кроме того, учитель в работе с различными категориями детей (с отклоняющимся поведением, с задержкой психического развития, с трудновоспитуемыми и педагогически запущенными) выступает как дефектолог и педагог-реабилитолог, как социальный педагог.
Есть еще один важный аспект педагогической деятельности. Суть его заключается в том, что педагогическая деятельность является метадеятельностью, т. е. деятельностью по организации другой деятельности – учебной деятельности учащихся. Деятельность учителя как бы надстраивается над деятельностью ученика: цели, которые ставит перед собой учитель, формируются как потенциальные показатели развития ученика; процесс достижения этих целей реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности деятельности учителя определяется на основе достижения результатов запланированной учеником цели.
Таким образом, профессионально-педагогическая деятельность является преобразующей деятельностью по форме, направленной на изменение сути и содержания учебно-воспитательного процесса в школе и личности ребенка в ней; коммуникативной, по сути, и содержанию, включающей непосредственное и опосредованное общение; ценностно-ориентированной по структуре, направленной на формирование системы педагогических ценностей и перевод их в сознание учеников (интериоризация).
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:
Мотивация, Педагогические цели и задачи, Предмет педагогической деятельности, Педагогические средства и способы решения поставленных задач, Продукт и результат педагогической деятельности.
Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.
Предметом педагогической деятельности
является организация учебной
Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
Таким образом, педагогическую деятельность учителя можно охарактеризовать как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
Стиль – понятие, характеризующее или выделяющее предмет (понимается не в буквальном смысле, а как явление, течение или разновидность), способ его изготовления (получения), оформления или представления на фоне прочих.
Стиль педагогической деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогической деятельности, предполагающей взаимодействие с учащимися и выступающей как динамический стереотип
Принято выделять три основных стиля деятельности:
В исследованиях были введены такие определения, как директивный, коллегиальный и разрешительный. В стиле выделяются две стороны: содержательная и техническая, т.е. формальная (приемы, способы).
Полная характеристика формальной и содержательной сторон:
Формальная сторона |
Содержательная сторона | ||
Авторитарный стиль |
|||
Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов - не система. Позиция лидера - вне группы. |
Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны. Голос руководителя - решающий. | ||
|
|||
Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание - с советами. Распоряжения и запреты с дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы. |
Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. | ||
|
|||
Тон - конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера - незаметно в стороне группы. |
| ||
А. К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя.
- эмоционально-импровизационный.
Ориентируясь
преимущественно на процесс обучения,
учитель недостаточно адекватно по
отношению к конечным результатам планирует
свою работу; для урока он отбирает наиболее
интересный материал, а менее интересный
(хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной
работы учащихся. Ориентируется в основном
на сильных учеников. Деятельность учителя
высоко оперативна: на уроке часто меняются
виды работы, практикуются коллективные
обсуждения. Однако богатый арсенал используемых
методов обучения сочетается с низкой
методичностью, недостаточно представлены
закрепление и повторение учебного материала,
контроль знаний учащихся. Деятельность
учителя характеризуется интуитивностью,
повышенной чувствительностью в зависимости
от ситуации на уроке, личностной тревожностью,
гибкостью и импульсивностью. По отношению
к учащимся такой учитель чуток и проницателен.
- Эмоционально-методический.
Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.
- рассуждающе-импровизационный.
Для учителя характерны ориентация
на процесс и результаты обучения,
адекватное планирование, оперативность,
сочетание интуитивности и
- Рассуждающе - методический.
Ориентируясь преимущественно, на результаты обучения, и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.
Обычно, в стиле выделяется две стороны:
- содержательная (содержание процесса межличностного взаимодействия) и
- формальная (приемы, способы, которые используются при данном стиле управления).
Стиль увлеченности педагога совместной творческой деятельностью с учащимися является выражением увлеченного, творческого отношения учителя к своему делу, своей профессии.
Стиль дружеского расположения в тех случаях, когда он не переходит в фамильярность, панибратство, является хорошей предпосылкой взаимодействия учителя с классом.
Дистанция – стиль общения, обычно избираемый педагогом с авторитарным стилем управления, благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины и организованности учащихся, но может привести к фрустрированности учеников, конформизму, снижению уровня притязаний, неадекватности самооценки.
Устрашение и заигрывание – стили, применение которых свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога, его осознанном или бессознательном страхе перед детьми, желании отделаться от них.
Наиболее известным в
В системе Фландерса
Хотя в стиле общения педагога
решающую роль играет именно речевое
общение, невозможно игнорировать влияние
невербальной коммуникации как составляющей
стиля общения и стиля
Стиль деятельности связан со стилем
саморегуляции. Оба рассматриваются
как две взаимосвязанные
Информация о работе Индивидуальные стили педагогической деятельности