Индивидуальные стили педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Наши задачи:
- рассмотреть сущность и особенности педагогической деятельности;
- дать определение понятию стиль и охарактеризовать стили педагогической деятельности;
- остановится на подробном исследовании индивидуальных стилей педагогической деятельности.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и особенности педагогической деятельности 4
2. Стили деятельности педагога 6
3. Индивидуальные стили педагогической деятельности 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

21 - 08 - 1 Индивидуальные стили педагогической деятельности.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В педагогической действительности, требующей от преподавателя  творческого отношения ко всем сферам деятельности, формы и способы проявления творческих начал неразрывно связаны с формированием педагогической культуры, а развитие педагогической культуры общества, в свою очередь, обусловливается мерой творческого подхода личности к собственной деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя тесно связан с его профессионально - педагогической культурой и является, с одной стороны, важнейшей категорией культуры, ее составной частью, а с другой - динамически меняющейся итоговой системой (внешней формой) ее конкретных проявлений. Стиль является показателем уровня творчества и активности самовыражения преподавателя, он может исследоваться как средство, процесс и результат. Следует отметить, что профессиональная культура включает в себя индивидуально выработанные стратегии, средства ориентации в действительности, способы решения задач для перевода стиля из наличного в целевое, предпочитаемое состояние.

Целью нашей  работы является исследование индивидуальных стилей педагогической деятельности.

Наши задачи:

- рассмотреть  сущность и особенности педагогической  деятельности;

- дать определение  понятию стиль и охарактеризовать стили педагогической деятельности;

- остановится  на подробном исследовании индивидуальных  стилей педагогической деятельности.

 

 

1. Сущность и особенности педагогической  деятельности

 

 

Как нам известно, педагогическая деятельность представляет собой процесс создания условий саморазвития, самообразования людей, обеспечения для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия. Она обеспечивает преемственность поколений, передачу социального опыта от старших к младшим. Результатом педагогической деятельности является формирование человека, обладающего общечеловеческими родовыми качествами.

«Классическими», основными (базовыми) видами профессионально-педагогической деятельности можно считать воспитание, преподавание, научение, педагогическое общение. Их функциональным назначением является развитие человеческого качества. Механизмы этих видов педагогической деятельности природно обусловлены. В основе их действия заложены базовые человеческие потребности в получении новой информации, эмоциональном контакте в сочетании с адаптивными способностями, способностью подражать. Так, результатами научения и преподавания являются знания, умения, навыки, опыт деятельности, а результатами воспитательной деятельности - изменения в системе ценностей, смыслов, установок, отношений, способах поведения. В общении развивается способность к эмпатии, сопереживанию, формируется опыт пребывания в составе совокупного субъекта, происходит культурная идентификация.

Осознание противоречия педагогическим сообществом ведет к появлению  дополнительных видов профессиональной деятельности и введению в научный  обиход соответствующих им понятий, таких как педагогическая поддержка, коррекция, различные виды сопровождения и консультирования, выполняющих по отношению к развитию охранительную и компенсирующую функции.

Все виды педагогической деятельности являются частным случаем проявления педагогического качества, поэтому они объединены общими свойствами, определяющими их потенциал влияния на человека.

Профессионально-педагогическая деятельность учителя отличается многоаспектностью  и полифункциональностью. Учитель  выступает то, как государственный служащий, призванный обеспечить соответствие результатов обучения и воспитания, учащихся требованиям государственной системы подготовки школьников, которые определены стандартом образования, государственными программами, другими нормативными документами, то, как социальный работник, воспитатель подрастающего поколения, выполняющий задачи формирования и всестороннего развития личности. Кроме того, учитель в работе с различными категориями детей (с отклоняющимся поведением, с задержкой психического развития, с трудновоспитуемыми и педагогически запущенными) выступает как дефектолог и педагог-реабилитолог, как социальный педагог.

Есть еще один важный аспект педагогической деятельности. Суть его заключается  в том, что педагогическая деятельность является метадеятельностью, т. е. деятельностью по организации другой деятельности – учебной деятельности учащихся. Деятельность учителя как бы надстраивается над деятельностью ученика: цели, которые ставит перед собой учитель, формируются как потенциальные показатели развития ученика; процесс достижения этих целей реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности деятельности учителя определяется на основе достижения результатов запланированной учеником цели.

Таким образом, профессионально-педагогическая деятельность является преобразующей деятельностью по форме, направленной на изменение сути и содержания учебно-воспитательного процесса в школе и личности ребенка в ней; коммуникативной, по сути, и содержанию, включающей непосредственное и опосредованное общение; ценностно-ориентированной по структуре, направленной на формирование системы педагогических ценностей и перевод их в сознание учеников (интериоризация).

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

Мотивация, Педагогические цели и задачи, Предмет педагогической деятельности, Педагогические средства и способы решения поставленных задач, Продукт и результат педагогической деятельности.

Каждый вид деятельности имеет  свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия  развития.

Своим происхождением учительская  профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Таким образом, педагогическую деятельность учителя можно охарактеризовать как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

 

2. Стили деятельности педагога

 

 

Стиль – понятие, характеризующее или выделяющее предмет (понимается не в буквальном смысле, а как явление, течение или разновидность), способ его изготовления (получения), оформления или представления на фоне прочих.

Стиль педагогической деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогической деятельности, предполагающей взаимодействие с учащимися и выступающей как динамический стереотип

Принято выделять три основных стиля  деятельности:

    • авторитарный,
    • демократический,
    • попустительский.

В исследованиях были введены такие  определения, как директивный, коллегиальный  и разрешительный. В стиле  выделяются две стороны: содержательная и техническая, т.е. формальная (приемы, способы).

Полная характеристика формальной и содержательной сторон:

Формальная  сторона

Содержательная  сторона

Авторитарный стиль 

 

Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов - не система. Позиция лидера - вне группы.

Дела в группе планируются  заранее (во всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны. Голос руководителя - решающий.

 
Демократический стиль 

 

Инструкции в форме  предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание - с советами. Распоряжения и запреты с дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы.

Мероприятия планируются  не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы  работы не только предлагаются, но и  обсуждаются.

 
Попустительский стиль 

 

Тон - конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера - незаметно в стороне группы.

 
Дела в группе идут сами собой. Лидер  не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят  от нового лидера.

       

А. К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя.

- эмоционально-импровизационный.

Ориентируясь  преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен. 
        - Эмоционально-методический.

Ориентируясь  как на результат, так и на процесс  обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

- рассуждающе-импровизационный.

Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.

- Рассуждающе - методический.

Ориентируясь преимущественно, на результаты обучения, и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

Обычно, в стиле выделяется две стороны:

- содержательная (содержание процесса межличностного взаимодействия) и

- формальная (приемы, способы, которые используются при данном стиле управления).

Стиль увлеченности педагога совместной творческой деятельностью с учащимися  является выражением увлеченного, творческого  отношения учителя к своему делу, своей профессии.

Стиль дружеского расположения в тех  случаях, когда он не переходит в  фамильярность, панибратство, является хорошей предпосылкой взаимодействия учителя с классом.

Дистанция – стиль общения, обычно избираемый педагогом с авторитарным стилем управления, благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины и организованности учащихся, но может привести к фрустрированности учеников, конформизму, снижению уровня притязаний, неадекватности самооценки.

Устрашение и заигрывание –  стили, применение которых свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога, его осознанном или бессознательном страхе перед детьми, желании отделаться от них.

Наиболее известным в педагогической литературе является анализ категорий  взаимодействия на уроке по системе  Н. Фландерса. Фландерс выделяет следующие категории взаимодействия учителя и ученика на уроке:

В системе Фландерса педагогическое общение разбивается на десять категорий, семь из которых относится к речи учителя. Речевое общение учителя  подразделено на две основные категории прямого и непрямого влияния на учеников.

Хотя в стиле общения педагога решающую роль играет именно речевое  общение, невозможно игнорировать влияние  невербальной коммуникации как составляющей стиля общения и стиля поведения  учителя. Общение невербального характера может быть молчаливым (например, выражение лица), или же внесловным (например, интонации, с которыми произносится слово и которые одному и тому же слову придают несколько разных значений). К средствам невербального общения можно отнести вздохи, междометия, одобрительные возгласы и др.

 

3. Индивидуальные стили педагогической  деятельности

 

 

Стиль деятельности связан со стилем саморегуляции. Оба рассматриваются  как две взаимосвязанные стороны  целостного индивидуального стиля  активности, деятельности человека. В последнее десятилетие в это образование включается понятие когнитивного стиля, определяющего особенности познавательной деятельности и характеризующегося поленезависимостью, дифференциацией, аналитичностью. В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль и т.д.

Информация о работе Индивидуальные стили педагогической деятельности