Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:48, контрольная работа
Целью нашей работы является исследование индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Наши задачи:
- рассмотреть сущность и особенности педагогической деятельности;
- дать определение понятию стиль и охарактеризовать стили педагогической деятельности;
- остановится на подробном исследовании индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Введение 3
1. Сущность и особенности педагогической деятельности 4
2. Стили деятельности педагога 6
3. Индивидуальные стили педагогической деятельности 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
- в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
- в характере реакций нате
или иные педагогические
- в выборе методов обучения;
- в подборе средств воспитания,
- в стиле педагогического общения;
- в реагировании на действия и поступки детей;
- в манере поведения;
- в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Не вдаваясь в подробные классификации стилей общения, рассматриваемые в социальной психологии, можно выделить наиболее общую характеристику педагогического общения – позицию учителя по отношению к ученикам.
Закрытая позиция
Открытой можно назвать
Показателем компетентности учителя в общении является, прежде всего, гуманистическая позиция, а затем уже средства и техники общения.
А. К. Маркова и А. Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности:
- содержательные,
- динамические
- результативные характеристики.
Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:
- преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
- адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
- оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
- рефлексивность-интуитивность.
Аналогично выделяются динамические характеристики.
Мы считаем, что индивидуальный стиль педагога описывается такими показателями, как личностная активность, ценности и смыслы, система их взаимодействия. Наиболее значимыми особенностями стиля поведения для педагогической деятельности являются характеристики поведения в ситуациях конфликта.
Кроме того, в ситуациях затруднения, конфликта люди выявляют десять индивидуальных стилей поведения:
- конфликтный,
- конфронтационный,
- глаживающий,
- сотруднический,
- компромиссный,
- приспособленческий,
- стиль избегания,
- подавления,
- соперничества и защиты.
Эти стили поведения всегда сопутствуют тому или иному индивидуальному стилю деятельности, составляя его фон и придавая ему соответствующую эмоциональную окраску.
Особенности когнитивного стиля педагога
формируют особенности его
Педагогическое мышление
Таким образом, говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
В своем небольшом исследовании мы рассматривали индивидуальные стили педагогической деятельности и пришли к заключению, что педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем, который обеспечивается как спецификой самой деятельности, так и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.
Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, предполагающей, как правило, взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип. Именно по этому, мы считаем, что оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.
Нами были рассмотрены три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности, предложенные А. К. Марковой и А. Я. Никоновой, которые выделяют содержательные, динамические и результативные характеристики.
Мы пришли к выводу, что индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора. Факторы формирования стиля педагогической деятельности – это индивидуально-психологические особенности педагога; особенности педагогической деятельности; а также особенности обучающихся.
Информация о работе Индивидуальные стили педагогической деятельности