Индивидуальные стили педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Наши задачи:
- рассмотреть сущность и особенности педагогической деятельности;
- дать определение понятию стиль и охарактеризовать стили педагогической деятельности;
- остановится на подробном исследовании индивидуальных стилей педагогической деятельности.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и особенности педагогической деятельности 4
2. Стили деятельности педагога 6
3. Индивидуальные стили педагогической деятельности 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

21 - 08 - 1 Индивидуальные стили педагогической деятельности.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим основные признаки индивидуального  стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

- в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

- в характере реакций нате  или иные педагогические ситуации;

- в выборе методов обучения;

- в подборе средств воспитания,

- в стиле педагогического общения;

- в реагировании на действия  и поступки детей;

- в манере поведения;

- в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Не вдаваясь в подробные классификации  стилей общения, рассматриваемые в социальной психологии, можно выделить наиболее общую характеристику педагогического общения – позицию учителя по отношению к ученикам.

Закрытая позиция характеризуется  обезличенной, подчеркнуто объективной  манерой изложения, отсутствием собственных суждений (или нежеланием их высказывать). При такой позиции происходит утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрыться.

Открытой можно назвать позицию  учителя в том случае, если он открывает свой личный опыт учащимся, сопоставляя свои переживания с их, отказывается от собственного педагогического всеведения. В ходе этого осуществляется диалог учителя с учащимися, для которого характерны терпимость, умение встать на точку зрения собеседника, критическое осмысление своей позиции, доверие.

Показателем компетентности учителя  в общении является, прежде всего, гуманистическая позиция, а затем  уже средства и техники общения.

А. К. Маркова и А. Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности:

- содержательные,

- динамические

- результативные характеристики.

 

Среди важнейших содержательных характеристик  ученые указывают такие, как:

- преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;

- адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;

- оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

- рефлексивность-интуитивность.

Аналогично выделяются динамические характеристики.

Мы считаем, что индивидуальный стиль педагога описывается такими показателями, как личностная активность, ценности и смыслы, система их взаимодействия. Наиболее значимыми особенностями стиля поведения для педагогической деятельности являются характеристики поведения в ситуациях конфликта.

Кроме того, в ситуациях затруднения, конфликта люди выявляют десять индивидуальных стилей поведения:

- конфликтный,

- конфронтационный,

- глаживающий,

- сотруднический,

- компромиссный,

- приспособленческий,

- стиль избегания,

- подавления,

- соперничества и защиты.

Эти стили поведения всегда сопутствуют  тому или иному индивидуальному  стилю деятельности, составляя его  фон и придавая ему соответствующую эмоциональную окраску.

Особенности когнитивного стиля педагога формируют особенности его профессионального  мышления и определяют способы принятия решений в педагогических ситуациях. Наиболее полно когнитивный стиль  педагога описывается такими характеристиками, как импульсивность – рефлексивность (степень обдуманности собственных поступков), простота – сложность (количество способов оценки событий), полезависимость – поленезависимость (степень зависимости от окружения) и гибкость – ригидность (способность менять способы поведения, установки и т.д.)

 Педагогическое мышление предполагает  знание различных способов выхода  из затруднительной ситуации, оценивание  возможных последствий принятого  решения для каждого участника  ситуации, оценку личностных, интеллектуальных и других качеств учеников и коллег, что, в конечном счете, предполагает в каждой ситуации выбор наилучшей из возможных альтернатив.

Таким образом, говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В своем небольшом исследовании мы рассматривали индивидуальные стили  педагогической деятельности и пришли к заключению, что педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем, который обеспечивается как спецификой самой деятельности, так и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.

Стиль деятельности - это взаимосвязанная  совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления  определенной деятельности, предполагающей, как правило, взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип. Именно по этому, мы считаем, что оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.

Нами были рассмотрены три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности, предложенные А. К. Марковой и А. Я. Никоновой, которые выделяют содержательные, динамические и результативные характеристики.

Мы пришли к выводу, что индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора. Факторы формирования стиля педагогической деятельности – это индивидуально-психологические особенности педагога; особенности педагогической деятельности; а также особенности обучающихся.

Список использованной литературы

 

  1. Гоноболин Ф. Н. О педагогических способностях учителя. - М., 1964.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  3. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. - Л., 1967.
  4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.
  6. Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987, - № 5.
  7. Писарев В. Е., Писарева Т. Е. Теория педагогики. – Воронеж: изд-во Кварта, 2009.
  8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. - М., 1999.

 

 


Информация о работе Индивидуальные стили педагогической деятельности