Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 10:36, контрольная работа
Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до новой эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н. э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460 – ок. 377 г. до н.э.). В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.
Введение……………………………………………………………….. 3
Сущность временной организации памяти………………………….. 5
Основные психофизиологические механизмы памяти……………... 10
Особенности взаимодействия различных форм памяти……………. 16
Индивидуальные особенности памяти………………………………. 19
Индивидуальная диагностика памяти ……………………………… 21
Заключение…………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………. 30
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Сущность временной организации памяти………………………….. 5
Основные психофизиологические механизмы памяти……………... 10
Особенности взаимодействия различных форм памяти……………. 16
Индивидуальные особенности памяти………………………………. 19
Индивидуальная диагностика памяти ……………………………… 21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до новой эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н. э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460 – ок. 377 г. до н.э.). В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.
В начале XX века из двух разных областей знаний – физиологии и психологии – оформились две специальные науки, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо – физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью. В результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо – физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И. П. Павлов, открывший явление условно рефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин), а также механизмы условно рефлекторного приобретения опыта (Е. Н. Соколов).
Сущность временной организации памяти.
Одним из оснований для классификации памяти является продолжительность закрепления и сохранения материала. Принято подразделять память на три вида:
- иконическую, или сенсорную, память (ИП);
- кратковременную, или оперативную, память (КВП);
- долговременную, или декларативную, память (ДВП).
Иногда последний вид памяти называется пропозиционной, вторичной или семантической. Считается, что каждый из этих видов памяти обеспечивается различными мозговыми процессами и механизмами, связанными с деятельностью функционально и структурно различных мозговых систем.
Длительность хранения в сенсорной, или иконической, памяти составляет 250-400 мс, однако по некоторым данным этот процесс может продолжаться до 4-х сек. Объем ИП при наличии соответствующей инструкции от 12 до 20 элементов. Длительность хранения в кратковременной памяти около 12 сек., при повторении дольше. Объем КВП представлен широко известным числом Миллера 7 ± 2 элемента. Длительность хранения в ДВП неопределенно долгая, объем велик, по некоторым представлениям, неограничен.
Подобную временную типологию памяти подтверждают эксперименты с животными по научению, в которых показано, что запоминание ухудшается, если сразу же за научением следует удар электрическим током (электроконвульсивный шок — ЭКШ), т.е. ЭКШ препятствует переносу информации из кратковременной памяти в долговременную. Аналогично, травма, полученная человеком, не сказывается сразу на воспроизведении событий, но уже через несколько минут человек не может точно вспомнить всех обстоятельств происшествия.
О существовании двух различных хранилищ памяти (долговременного и кратковременного) свидетельствуют такие факты. Две группы испытуемых — здоровые и больные амнезией — должны были воспроизвести список из 10 слов сразу после заучивания и с задержкой в 30 сек. В момент задержки испытуемые обеих групп должны были решать арифметическую задачу. Значимых различий между двумя группами испытуемых при немедленном воспроизведении обнаружено не было, в то время как при отсроченном воспроизведении у больных амнезией объем запоминания был намного ниже. Этот эксперимент подтверждает, что механизмы кратковременной и долговременной памяти у человека различны. Во всех вышеперечисленных видах памяти имеет место фиксация информации, включающая в себя, по крайней мере, три этапа:
- формирование энграммы, т.е. следа, оставляемого в мозгу тем или иным событием;
- сортировка и выделение новой информации;
- долговременное хранение значимой информации.
Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы.
Пионер в области исследования
памяти Карл Лешли пытался с помощью хирургического
вмешательства в мозг дать ответ о пространственном
расположении памяти, по аналогии с речевыми, моторными или сенсорными
зонами. Лешли обучал разных животных
решать определенную задачу. Потом он
удалял у этого животного один за другим
различные участки коры — в поисках места
расположения следов памяти — энграмм.
Однако, независимо от того, какое количество
корковой ткани было удалено, найти то
специфическое место, где хранятся следы
памяти (энграммы) Лешли не удалось. Свою
классическую статью он закончил выводом
о том, что память одновременно находится
в мозгу везде и нигде.
Впоследствии этим фактам было
найдено объяснение. Оказалось, что в процессах
памяти участвуют не только кора, но многие
подкорковые образования и, кроме того,
следы памяти широко представлены в коре
и при этом многократно дублируются.
Этапы формирования энграмм. По современным представлениям,
фиксация следа в памяти осуществляется
в три этапа.
Вначале, в иконической памяти
на основе деятельности анализаторов
возникают сенсорный след (зрительный,
слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы
составляют содержание сенсорной памяти.
На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает.
На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.
Системы регуляции памяти. Важным параметром классификации
памяти является уровень управления, или
регуляции, мнестических процессов. По
этому признаку выделяют непроизвольную
и произвольную память. В первом случае
запоминание и воспроизведение происходит
без усилий, во втором — в результате осознанной
мнестической деятельности. Очевидно,
что эти процессы имеют разное мозговое
обеспечение.
В целом система управления
и регуляции памяти в головном мозге включает
неспецифические и специфические компоненты.
При этом выделяются два уровня регуляции:
1) неспецифический (общемозговой) — сюда
относят ретикулярную формацию, гипоталамус,
неспецифический таламус, гиппокамп и
лобную кору; 2) модально-специфический
(локальный), связанный с деятельностью
анализаторных систем.
По современным представлениям,
неспецифический уровень регуляции участвует
в обеспечении практически всех видов
памяти. Из клиники очаговых поражений
мозга известно, что существуют так называемые
модально-неспецифические расстройства
памяти, когда ослабление или утрата функций
памяти не зависит от характера стимула.
Они возникают при поражении глубоких
структур мозга: ретикулярной формации
ствола, диэнцефальной области, лимбической
системы, гиппокампа. В случае поражения
гиппокампа возникает известное заболевание
— корсаковский синдром, при котором больной
при сравнительной сохранности следов
долговременной памяти утрачивает память
на текущие события.
Установлено также, что при активации
ретикулярной формации формирование энграмм
происходит эффективнее, а при снижении
уровня активации, напротив, ухудшается
как непроизвольное, так и произвольное
запоминание любого нового материала,
независимо от его сложности и эмоциональной
значимости. Наряду с этим улучшение кратковременной
памяти (увеличение объема при предъявлении
информации в быстром темпе) может наблюдаться
при электрической стимуляции таламокортикальной
системы. В то же время при разрушении
ряда областей таламуса возникают затруднения
в усвоении новой информации или сохранении
заученной ранее.
В обеспечении произвольного
запоминания, или мнестической деятельности,
ведущую роль играют лобные доли коры,
особенно левой лобной доли.
Модально-специфический, или
локальный уровень, регуляции памяти обеспечивается
деятельностью анализаторных систем,
главным образом на уровне первичных и
ассоциативных зон коры. При их нарушении
возникают специфические формы нарушения
мнестических процессов, имеющие избирательный
характер.
Из сказанного следует, что система регуляции памяти имеет иерархическое строение, и полное обеспечение функций и процессов памяти возможно лишь при условии функционировании всех ее звеньев. Память следует понимать как системное (эмерджентное) свойство всего мозга и даже целого организма. Поэтому уровень, на котором возможно понимание памяти, — это уровень живой системы в целом.
Основные психофизиологические механизмы памяти.
Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек, чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести.
То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность возникновения ассоциативных цепей и при отсутствии вызвавшего их раздражителя. На этой основе человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или усвоенные ранее знания. Память - это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.
Как уже отмечалось ранее, в нервной системе хранится два вида информации:
накопленная - в процессе эволюции вида и закреплённая в безусловных рефлексах (инстинктах), т.е. генетическая (видовая);
приобретаемая - в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов (индивидуальная).
Сделаны попытки объяснить механизмы памяти данными электрофизиологии. Нейрофизиологическая гипотеза о механизмах памяти состоит в том, что нейроны мозга образуют замкнутые цепи, по которым совершается движение нервных импульсов. Там сохраняется информация, поступившая в мозг и переработанная в нём. Повторное прохождение нервных импульсов изменяет структуру синапсов.
При повторении потока нервных импульсов процесс протекает гораздо легче и быстрее. Длительное функционирование синапсов усиливает их деятельность, что сказывается на их структуре.
Процесс обучения влияет на физическое и химическое состояние коры головного мозга, что приводит к консолидации следов в коре.
Память обеспечивает не только воспроизведение, но и восприятие поступающей информации. Итак, память - очень сложный механизм, и состоит из целого ряда специальных факторов памяти1, которые мы и рассмотрим.
Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала. Запоминание информации лежит в основе процессов научения и формирования индивидуального опыта деятельности субъекта. Запоминание и воспроизведение обычно происходят в виде произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий.