Сущность временной организации памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до новой эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н. э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460 – ок. 377 г. до н.э.). В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….. 3
Сущность временной организации памяти………………………….. 5
Основные психофизиологические механизмы памяти……………... 10
Особенности взаимодействия различных форм памяти……………. 16
Индивидуальные особенности памяти………………………………. 19
Индивидуальная диагностика памяти ……………………………… 21
Заключение…………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………. 30

Файлы: 1 файл

ппд.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Забывание - это обычно непроизвольный процесс.

 

Запоминание - происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти).

Запоминание может быть как произвольным (запланированным), так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие явления, предметы, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без цели изучить, познать и т. п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность возникновения ассоциативных цепей и при отсутствии вызвавшего их раздражителя. На этой основе человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или усвоенные ранее знания.

Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением субъекта к окружающему. Произвольное запоминание может проходить двумя способами:

- через механическое фиксирование;

- быть смысловым (логическим).

Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек осмысленно, целенаправленно работает с материалом, а ведь только действуя на этом основании, мы запоминаем более качественно. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания. Запоминается, как и осознаётся прежде всего то, что составляет цель нашего действия - запомнить - определяя собой всю деятельность запоминания.

Сохранение - это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения субъекта к материалу, в процессе запоминания и сохранения.

Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемической деятельности - этап вспоминания (или воспроизведения) лежит в основе познавательных процессов. Благодаря процессу воспроизведения информация извлекается из "огромной" библиотеки" памяти. Воспроизведение проходит в три фазы: 

Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.

Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения.

В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.

Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже 1) различаем, 2) обновляется в сознании, 3) но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас, например: написать, рассказать, нарисовать.

Забывание - процесс противоположный сохранению. 

Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.

Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перезагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который тем не менее необходим для нормальной плодотворной жизни.

Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.

Теория систематической деформации следов памяти - говорит, что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные, бесконтрольные перемены.

Теория ретроактивного и проактивного торможения - говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное). Таким же образом любое предыдущее обучение негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (преактивное забывание). Например: немудро после математики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.

Теория мотивируемого забывания - говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание (например: человек намеренно забывает о неприятной информации, которая вызывает боль, страх или вину). З.Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. По мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, то он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.

 

Некоторые распространенные нарушения памяти.

Как было сказано,- забывание может быть очень негативным, и стоит кратко упомянуть о некоторых нарушениях памяти, когда забывание проявляется особенно ярко. Нарушений памяти существует большое количество - будут упомянуты только самые распространенные.

При некоторых нарушениях памяти может возникнуть амнезия - т.е. отсутствие или провалы памяти. Амнезии могут длиться от нескольких часов или минут, до многих лет.В зависимости от процессов, которые происходят, амнезии делят на:

ретроградную - забывание прошлых событий;

антероградную - невозможность запоминания на будущее;

ретардированную - изменение памяти, когда память не сохраняет переживания и события, происшедшие во время болезни;

прогрессивную - проявляется в постепенном ухудшении памяти, до ее полной потери.

Ещё одно распространенное нарушение это иллюзии - информация воспринимается правильно, но при ее воспроизводстве происходит деформация материала.

Галлюцинации - это явление, когда человек убежден в реальности переживаний, которых на самом деле не было. Они возникают исключительно в воображении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности взаимодействия различных форм памяти.

 

Временная организация памяти – это не просто согласованная во времени совокупность нейробиологических событий, а многокомпонентный процесс, включающий оценку значимости информации и реализацию организующей роли фактора времени. Различные формы памяти – это этапы жизни единой энграммы, складывающиеся из специфического и неспецифического компонентов. 

Факт зависимости памяти от состояния мозга определяется законом Иеркса-Додсона, указывающим на необходимость оптимального функционального состояния для фиксации и извлечения информации. След памяти приобретает устойчивость лишь тогда, когда неспецифическая активация достигает оптимальных значений, что и обеспечивает эффективность обучения и хранения следа. Для этого необходимо участие модулирующей системы мозга, которая реактивирует следы памяти. Всякое нарушение неспецифической системы сопровождается дезорганизацией поведения или невозможностью его выполнения. Роль неспецифической системы в процессах памяти приводит к понятию активной памяти. 

Активная память – это совокупность активированных старых и новых энграмм. Новы энграммы активной памяти формируются во время обучения. По своим свойствам, таким как быстрое угасание, подверженность разрушению под влиянием разнообразных факторов, ограниченность объема, они аналогичны следам, хранящимся в кратковременной памяти. Старые энграммы могут находиться в активном и неактивном (латентном) состоянии. Только след памяти, находящийся в активном состоянии, доступен для реализации в поведении. Повторная активация энграммы может происходить как спонтанно, так и под влиянием внешних и внутренних факторов, в частности под воздействием неспецифической активации. Содержание активной памяти определяется как вновь приобретенными, так и активированными из памяти энграммами, которые переходят из латентного состояния в активную форму. 

Актуализация старых энграмм может происходить под воздействием модулирующих систем мозга, определяющих такие процессы как уровень бодрствования, внимания, эмоционального возбуждения. Использование актуализированных старых энграмм для различных когнитивных действий и реализации целенаправленных действий определяют как рабочую, или оперативную память. 

Процесс формирования следа памяти характеризуется перемещением локуса активности по структурам мозга. Новая энграмма представлена более широкой зоной активации. Актуализацию следов памяти связывают с активацией префронтальной коры мозга. Полагают, что информация, хранящаяся в теменной и височной коре, в режиме рабочей памяти считывается на нейроны префронтальной коры, которая играет роль кратковременного буфера для оперативного использования во время когнитивной и исполнительной деятельности. Временная динамика пространственной локализации энграммы в структурах мозга рассматривается как один из принципов организации памяти. 

Наряду с представлением о двух состояниях энграммы существует гипотеза одного следа и двух процессов: первый процесс – формирование «чистого следа» - собственно энграммы памяти и второй процесс – формирование её неспецифического обеспечения, связанного с состоянием мозга. Положение о решающей роли неспецифической системы мозга в процессах фиксации и воспроизведения следа памяти легло в основу этой гипотезы, предложенной Дж. Л. Мак-Го и П. Е. Гоулдом. Они обратили внимание на то, что при обучении развиваются два процесса: формирование собственно энграммы – следа, и её неспецифическое обеспечение активирующей системой мозга. След памяти приобретает устойчивость лишь тогда, когда неспецифическая активация достигает оптимальных значений, что и обеспечивает высокую эффективность обучения и сохранения следа. Энграмма формируется одномоментно, при участии специфических процессов, но её состояние зависит от неспецифических систем мозга и подчиняется закону Йеркса-Додсона, который гласит – эффективность процессов памяти максимальна при средних уровнях активации. Согласно этой гипотезе, след памяти, сформированный одномоментно, сохраняется навсегда, но его воспроизведение зависит от многих дополнительных факторов.

 В теории активной  памяти, развиваемой Т.Н. Греченко, подчеркивается роль состояния энграммы, предопределяющего готовность энграммы к считыванию. Активность энграммы обнаруживается в возбуждении нервных клеток. Только активный след доступен для воспроизведения. Большинство же следов памяти находится в неактивном состоянии. Кратковременная память, согласно этой теории - это активная часть памяти, в которой доминирует вновь приобретенный опыт. 

Таким образом, сохранение следа памяти в нервной системе еще не гарантирует его воспроизведение и использование в поведении, для этого необходимо участие модулирующей системы мозга, которая реактивировала бы эти следы памяти. Это правило распространяется как на врожденные формы поведения, так и на приобретенные навыки, двигательные стереотипы, условные рефлексы. Поэтому всякое нарушение неспецифической системы сопровождается дезорганизацией поведения или невозможностью его исполнения. 

Существенным фактором в организации памяти является значимость информации для индивидуума. Наиболее прочное удержание информации обеспечивает долговременная память. Здесь фиксируются персональные данные, способность к чтению, письму, профессиональные навыки. Этот вид памяти более устойчив к мозговым повреждениям. 

 

 

 

Индивидуальные особенности памяти.

 

В жизни наблюдаются значительные индивидуальные различия в области памяти. Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и как он предпочитает запомнить. Одни наиболее хорошо запоминают картины, лица, предметы, цвета и звуки. Это представители наглядно-образного типа памяти. Другие лучше запоминают мысли и словесные формулировки, понятия, формулы. Это представители словесно-логического типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал. Это представители гармонического типа памяти.

Существование наглядно-образного типа памяти связано с относительным преобладанием первой сигнальной системы, словесно-логического типа – с преобладанием второй сигнальной системы, а гармонического типа – с равновесием обеих сигнальных систем. Различают типы памяти в зависимости от участия основных анализаторов в процессе запоминания: зрительный, слуховой, двигательный и смешанный типы.

Наконец, можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Об этом говорит быстрота запоминания, прочность сохранения информации, точность её воспроизведения, и так называемая готовность памяти. Под готовностью памяти понимают способность извлекать из запасов памяти то, что необходимо в нужный момент, то есть быстрое оживление нужных связей под влиянием сигналов второй сигнальной системы. 

Информация о работе Сущность временной организации памяти