Сущность временной организации памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до новой эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н. э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460 – ок. 377 г. до н.э.). В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….. 3
Сущность временной организации памяти………………………….. 5
Основные психофизиологические механизмы памяти……………... 10
Особенности взаимодействия различных форм памяти……………. 16
Индивидуальные особенности памяти………………………………. 19
Индивидуальная диагностика памяти ……………………………… 21
Заключение…………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………. 30

Файлы: 1 файл

ппд.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Существует множество информации о различиях в памяти между мужчинами и женщинами. Установление межполовых различий требует учета вида памяти, возраста испытуемых, характера запоминаемого материала и условий запоминания. Так, например, показано, что заучивание материала в присутствии ребенка противоположного пола приводит к лучшему результату, чем в присутствии ребенка своего пола. 
 
Обнаружить какие-либо закономерности в проявлении половых различий в памяти весьма затруднительно, так как данные относятся к лицам различного возраста и к различному характеру запоминаемого материала.

Выявлено, что в возрасте 18-26 лет уровень развития памяти у мужчин выше, чем у женщин, а в возрасте 27-33 лет и 41-46 лет женщины опережают мужчин. Анализ гендерных различий в памяти с учетом характера запоминаемого материала показывает, что действительная картина выглядит гораздо сложнее. Количественные различия функций памяти между полами не так отчетливы, как качественные. Так, если для запоминания давать в одних случаях описание каких-либо технических процессов, а в других - описание мехов зверей, то окажется, что информацию о физических, химических или механических характеристиках лучше запоминают мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек. Дело, следовательно, в направленности интересов лиц мужского и женского пола.

Преимущество мужчин или женщин (студентов) в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: при запоминании цифр преимущество имеют мужчины, а при запоминании слов — женщины, однако при запоминании слов эти различия не значительны. Отмечено, что различия выявляются только в том случае, если на заучивание даются пары слов, а не отдельные слова. Это может быть связано с лучшей у лиц женского пола вербальной памятью и лучшим развитием у них вербальной сферы. 

По данным разных исследований, лица мужского пола лучше запоминают слоги. Правда, существенных различий между мужчинами и женщинами выявлено не было. Однако при воспроизведении через длительный срок явное преимущество имели женщины.

Образная память у студенток в возрасте 18-21 года лучше, чем у студентов того же возраста. Женщины лучше запоминают имена людей, увиденных ими на фотографиях.

Методики индивидуальной диагностики памяти.

Рекомендации по  развитию памяти.

 

Методика 1. «Изучение состояния памяти».

 

Испытуемому называются 10 слов, которые он должен воспроизвести.

 

Инструкция:

 

А) «Сейчас я буду называть слова, а Вы повторите их сколько сможете, в любом порядке». Слова зачитываются четко, не спеша.

Б) «Сейчас я назову те же самые слова, Вы их послушаете и повторите - и те, которые уже назвали, и те, которые запомните сейчас. Называть слова можно в любом порядке».

 

Далее эксперимент продолжается без инструкций. Перед следующими повторениями просто говорится «Еще раз». После 5-6 -кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час эти слова назовете еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол, отмечаются названные слова. Если испытуемый назвал лишнее слово, оно фиксируется. Через час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившееся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Интерпретация результатов. У здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные воспроизводят меньшее количество, могут застревать на «лишних» словах. Испытуемый с нормальной памятью обычно к третьему повторению воспроизводит 9 или 10 слов.

Число слов, удерживаемых и воспроизведенных час спустя, свидетельствует об уровне долговременной памяти

число

хор

камень

гриб

кино

зонт

море

шмель

лампа

рысь

1

0

0

0

 

 

 

 

 

0

0

2

0

0

0

 

0

 

0

 

0

0

3

0

0

 

0

0

0

0

 

 

0

4

0

0

0

0

0

 

0

 

0

0

5

0

0

0

 

0

0

0

0

0

0

6

0

 

0

0

0

0

0

0

0

0

час

0

0

0

0

0

0

0

 

0

0


 

Наш испытуемый увеличил количество запоминаний от 5 до 9 к шестому повторению и также воспроизвел 9 слов через час после испытания. Полученный результат свидетельствует о нормальной памяти здорового среднестатистического человека.

 

Методика 2 «Определение коэффициента логической и   механической  памяти».

Методика применяется для определения уровня развития логической и механической памяти. Вводится специальный коэффициент - К. К1 -коэффициент логической памяти, К2 - коэффициент механической памяти. Коэффициенты К1 и К2 находятся в интервале от 0, когда испытуемый не запомнил ни одного слова, до 1, когда испытуемый полностью справился с заданием.

Процедура проведения исследования: зачитываются 10 пар слов задания 1 (интервал между парой 5 секунд). После 10 секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 сек.), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами задания 2.

Слова к заданию 1:    Слова к заданию 2:

Кукла - играть       Жук - кресло            

Лампа – вечер     Рыба – пожар

Груша – компот     Спица - сестра   

Паровоз - ехать         Шляпа - пчела                  

Корова - молоко      Ботинки — самовар

Чернила – тетрадь     Мухомор - диван

Снег – зима      Компас — клей

Бабочка – муха     Графин – брать

Книга – учитель     Спичка - обувь

Щетка – зубы     Терка - идет  

 

Обработка результатов.

Объем логической памяти:

К1  = В1  / А1,  где

К1  - коэффициент логической памяти,

В1 - количество запомнившихся слов из первого ряда,

А1- количество слов первого ряда. 

Аналогично подсчитывается К2 - объем механической памяти, определяемый по 2-ому заданию.

 

К1=7/10 следовательно К1=0,7, то есть объем логической памяти 0,7%.

К2=5/10 следовательно К2=0,5, то есть объем механической памяти 0,5%.

Таким образом, можно сказать о том, что у испытуемого объем логической памяти больше и лучше развит, чем объем механической памяти.

 

Методика 3 «Пиктограмма».

Материал для проведения методики: карандаш, бумага, список слов для запоминания.

Слова: «Этот тест предназначен для изучения зрительной памяти. На листке бумаги можно рисовать названные слова. Цифры и буквы рисовать нельзя».

После выполнения задания листочек с рисунками откладывается и в течение часа испытуемого можно занять разговорами или прохождением других тестов.

Через 1 час испытуемому дается листок с рисунками, испытуемый должен воспроизвести слова, которые он нарисовал.

Заключение по методике состоит из следующих вопросов:

1.Уровень развития опосредованного запоминания. 

Средний показатель: 90-95% (9-10 слов из 10).

Память плохая, если испытуемый вспоминает 8 и меньше слов из 10.

Слабая память и мышление, если испытуемый вспоминает меньше 2 слов из 10.

2. Операция символизации - доступна/затруднена.

При наглядно-образном мышлении преобладают ситуации из жизни. При таком мышлении человеку трудно нарисовать абстрактное понятие (пример: «справедливость»). Прорисовка деталей (чаще свойственна женщинам).

При абстрактно-логическом мышлении человек без проблем рисует абстрактное понятие. Олигофрения-недоразвитие абстрактно-логического мышления, человек «застревает» на наглядно-образном мышлении, т.е. он рисует конкретные события.

Если есть много серийных рисунков (если на одно слово человек рисует более 3-х картинок, т.е. у него получается «серия» на одно слово), то это может говорить о патологии.

Если рисунки находятся в рамках, то это говорит о педантизме. 

3. Адекватна ли смысловая связь? Т.е. как человек объясняет рисунок. 
Искаженная логика часто является признаком шизофрении.

 

 

Список слов и словосочетаний.

-Веселый праздник

-Тяжелая работа

-Развитие 
-Вкусный ужин

-Смелый поступок

-Болезнь 
-Счастье 
-Разлука 
-Ядовитый вопрос

-Дружба 

Испытуемый воспроизвел на листе бумаги 9 слов из 10 предложенных. Без особых усилий были «обрисованы» словосочетания: веселый праздник, тяжелая работа, смелый поступок, дружба. Затруднения были связаны со словами: вкусный ужин, болезнь, счастье, разлука, развитие. А вот «ядовитый вопрос» не был озвучен. Количество и характер воспроизведенных слов свидетельствует о среднем уровне развития опосредованного запоминания и о преобладании наглядно-образного мышления у испытуемого.

 

Методика 4 «Цепь».

В этом случае для запоминания надо научиться создавать «сценарий», связывающий воедино все слова из списка.

Например, используя слова: мышь сидит в тарелке, которая стоит на камне, вокруг вода, а дальше песок, за ним цветы, а над ними небо, в котором кружит лист, на все это смотрит девочка, жующая яблоко.

 

С предложенной методикой испытуемый справился на 60%. Из предложенного «сценария» (9 элементов), было воспроизведено только 5, что свидетельствует о низком уровне творческой памяти.

 

Рекомендации по развитию памяти.

 

Любой здоровый человек может развить свою память до такого состояния, что без особого труда будет запоминать нужный ему материал надолго и за более короткий промежуток времени. Только нужно очень захотеть этого.

Начальный этап процесса памяти — запоминание, от его качества зависит результат, т.е. воспроизведение или узнавание запомненного. Успех запоминания зависит от того, насколько материал осмысливается человеком. Вот несколько рекомендаций для испытуемого для успешного запоминания предложенной информации и как следствие для ее воспроизведения.

 

  1. Использование эмоций при запоминании.

Информация запомнится лучше, если ей придать эмоциональный окрас, и чем больше интереса вы к ней проявите, тем лучше она запомнится. Качество запоминания при этом в 7 раз выше, чем при безразличном отношении.

При запоминании информации ставьте ударение на разных слогах слов по очереди, обращайте внимание на их звучание и произносите с выражением различных эмоций (удивления, радости, гнева, восхищения).

 

2. Использование ассоциаций при запоминании.

Чтобы облегчить запоминание, нужно применить группировку слов по содержанию, или слов с общим корнем, или слов сходных по звуковому составу. Целесообразно сравнивать новое слово с известным, находить сходство и различие между ними. Можно также установить внешние ассоциации: запомнить, на какую букву слово начинается, на какой слог кончается, на каком месте в книге или словаре напечатано. Развивайте ассоциативное мышление, придумывая к каким-либо парам слов различные ассоциации.

3. Использование релаксации при запоминании.

Запоминание в состоянии релаксации (расслаблении) в 2 раза выше, чем при обычном бодрствовании. Это связано с уменьшением внешних и внутренних сигналов, мешающих фиксации внимания на материале. Большинство людей запоминает лучше всего с 8 до 12 часов и в течение часа перед засыпанием.

 

4. Использование анализаторов при запоминании.

Существует два основных вида памяти (по восприятию) — зрительная и слуховая. Используйте при запоминании в большей степени тот вид памяти, который у Вас превалирует, но все равно надо стараться использовать обе анализаторные системы.

 

5. Гигиенические рекомендации при запоминании.

Информация о работе Сущность временной организации памяти