Страх и виды тревожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:37, реферат

Краткое описание

Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Файлы: 1 файл

Страх и виды тревожности..doc

— 283.00 Кб (Скачать)

                                                                        Таблица N4.                

                Страхи, которым подвержен ребёнок.

Ф.И Темнота Сказочные Кровь Стихии Врач транспорт Животные
     персонажи          
Ваня  С. +   +   +   +
Таня  М. +   +        
Оля П.   +   +      
Катя  И.             +
Олег  Р. +   +        
Саша  К.   +   +      
Рома  Т. +       +    
Инга  М. +     +   +  
Руслан  Г. +   +   +   +
Илья  П. + +          
Мирослав  +            
Витя  Н.     +        
Саша  Л. +     +   +  
Света М. +   +       +
Олег  Б.             +
Юра Б.         +    
Таня  Б.   +          
Люда  К.     +        
Марина  Т. +            
Юля Ч.     +        

    Исходя  из данных таблицы составляется  график 

страхов детей. 

Х
                     
70%                      
65%                      
60%                      
55%                      
50%                      
45%                      
40%                      
35%                      
30%                      
25%                      
20%                      
15%                      
10%                      
5%                        
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9  

У

 
 

Условные обозначения :

Х- % количество детей, которые подвержены страхам.

У- страхи, которым подвержен ребёнок.

  1. темнота
  2. сказочные персонажи
  3. кровь
  4. стихии
  5. врач
  6. транспорт
  7. животные
 

    Исходя  из исследования страхов, которым подвержены дети выявилось, что  дети больше всего  подвер жены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое  число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

2.2. Методика выявления  страхов удетей  с помощью специального  теста тревожности      (Р.Тэммл,  М. Дорки, В.  Амен).

    Тестирование  проводится после окончания 1 четвер ти, когда у большинства  детей проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу. Целью тестирования является выявление детей с подлинной школьной тревожностью.

Экспериментальный материал-14 рисунков. Каждый рисунок  представляет некоторую типичную для  жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах : для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисун -  ков изображено улыбающееся лицо ребёнка,на другом- печальное.

    Рисунки  показывают детям в строго  перечисленном порядке один за  другим. Предъявив ребёнку рисунок,  учитель даёт инструкцию следующего  содержания :

1.Игра с младшими  детьми. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у ребёнка : весёлое или печальное ? Он (она) играет с малышами».

2.Ребёнок и  мать смладенцем. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка : печальное или весёлое  ?  Он (она) гуляет со своей  мамой и малышом».

3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»

4.Одевание. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка : печальное  или весёлое ? Он(она) одевается».

5.Игра со старшими  детьми. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка  : печальное или весёлое ? Он(она) играет со старшими детьми».

6.Укладывание  спать в одиночестве. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка : печальное или  весёлое ? Он(она) идёт спать».

7.Умывание. . «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка : печальное  или весёлое ? Он(она) в ванной».

8.Выговор. . «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка : печальное  или весёлое ?»

9.Игнорирование. . «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка : печальное  или весёлое ?»

10.Агрессивное  нападение. . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»

11.Собирание  игрушек. . «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка  : печальное или весёлое ? Он(она)  убирает игрушки».

12.Изоляция. . «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»

13.Ребёнок с  родителями. . «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка : печальное или весёлое  ? Он(она) со своими мамой и  папой».

14.Еда в одиночестве. . «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка : печальное  или весёлое ? Он(она) ест».

    Выбор  ребёнком соответствующего лица  и высказы- вания каждого ребёнка  можно зафиксировать в специ-  альном протоколе. 

             Протокол выявления тревожности  у детей.

Имя : Роман            Возраст: 7 лет           Дата : 15.10.99.

   

Рисунок Высказывание                                                Выбор
    Весёлое Печальное
    лицо лицо
1.Игра  с младшими Мальчику  надоело играть +  
детьми      
2.Ребёнок  и мать Я люблю гулять с  мамой +  
с младенцем.      
3.Объект  агрессии Хочется ударить его стулом   +
4.Одевание Я люблю одеваться  на прогулку +  
5.Игра  со старшими Мама  играет с ребёнком +  
детьми      
6.Укладывание  спать Когда иду спать, беру игрушку   +
в одиночестве      
7.Умывание Потому  что он умывается +  
8.Выговор Мама  его ругает   +
9.Игнорирование Потому  что тут малыш +  
10.Агрессивность Кто-то отбирает игрушку   +
11.Собирание Мама  заставляет его собирать   +
игрушек игрушки    
12.Изоляция Дети  не хотят с ним  играть   +
13.Ребёнок Родители  играют с ним +  
с родителями      
14.Еда  в одиночестве Пьёт  чай,я тоже люблю  пить чай +  
 

    В  тестировании принимали участие  15 человек.

                             Анализ данных.

Протоколы подвергаются количественному анализу.     На основании данных протокола вычисляется  индекс тревожности ребёнка (И.Т.),который равен процентно му отношению числа эмоционально негативных выбо ров (печальное лицо) к общему числу рисунков (14) 

  Число эмоционально негативных выборов  
ИТ= 14
  • 100%

Данные протокола  заносятся в таблицу,где вычисля- ется индекс тревожности каждого ребёнка. 

         Ф.И
Вычисление  ИТ
        ИТ(%)
Роман Т. ИТ= 6 :14*100% ИТ=42,8%
Катя  И. ИТ= 3 :14*100% ИТ=21,4%
Ваня  С. ИТ= 1 :14*100% ИТ=7,1%
Руслан  Г. ИТ= 10 :14*100% ИТ=71,4%
Юрий  В. ИТ= 2 : 14*100% ИТ=14,2%
Таня М. ИТ= 4 : 14*100% ИТ=28,5%
Илья  П. ИТ= 1 : 14*100% ИТ=7,1%
Мирослав  Я. ИТ= 5 : 14*100% ИТ=35,7%
Марина  Т. ИТ= 6 : 14*100% ИТ=42,8%
Инга  М. ИТ= 4 :14*100% ИТ=28,5%
Юля Д. ИТ= 7: 14*100% ИТ=50%
  Витя Н. ИТ= 1 : 14*100% ИТ=7,1%
Саша  К. ИТ= 2 : 14*100% ИТ=14,2%
Света М. ИТ= 3 : 14*100% ИТ=21,4%
  Олег Б. ИТ= 6 : 14*100% ИТ=42,8%

Информация о работе Страх и виды тревожности