Страх и виды тревожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:37, реферат

Краткое описание

Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Файлы: 1 файл

Страх и виды тревожности..doc

— 283.00 Кб (Скачать)

     Влечения и гомеостатические процессы как причи- ны страха.

    Влечение  и сохранение гомеостазиса составляют  менее важный класс причин  страха. Влечение становит ся  важным, когда оно возрастает  до такой степени, что начинает  свидетельствовать об определённом  дефици- те и вызывает эмоцию. В некоторых из таких случаев вызванной эмоцией является страх.

Как указывалось  выше, боль, вне зависимости от её причин, может вызвать страх. Страх  может усиливать боль, но он может  также активизировать реакции, свя  –занные с избавлением от дальнейшей боли.

    Другие эмоции  как причины страха.

    В  принципе любая эмоция может  вызвать страх. Сходство нейрофизиологических  механизмов с эмоцией страха  приводит к тому, что они часто  являют ся активаторами. Как утверждает  Томкинс, «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное к воз- буждению». Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвя – щённой гипнотически внушённому страху. Она показа ла, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциаль ных эмоций интерпритирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом.

    Когнитивные процессы.

    Представляют  собой наиболее общий вид причин  страха. Например, страх какого- либо  определённого объекта может  быть вызван мысленным воспроизведе  нием в памяти или антиципацией. Воспоминание или

предвидение страха само по себе является достаточ – ным  для того, чтобы вызвать страх.  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                      

    1. Появление страхов у детей младшего школьного возраста.

 Социально – культурные и психологические предпосылки.

         Страх, как тень,  преследовал   человека  ещё  с незапамятных  времён.  Был  он   и   у  первобытного человека,  постоянно   подвергавшегося   опасностям.  Но его страх имел  инстинктивную природу, возникал  в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так   и его ближайшего окружения.  Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода,  т.к. он  предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия.

     Ребёнок первых лет жизни боится   всего нового и неизвестного,   одушевляет   предметы  и   сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит,       что его родители  будут  жить  вечно.    У  маленьких детей    всё реально, следовательно, их страхи носят реальный  характер.  Баба  Яга – это  живое  существо, обитающее где-  то рядом. Только постепенно у детей складывается     объективизированный      характер представлений,   когда   они   учатся    различать  свои ощущения,    справляться   со    своими   чувствами   и мыслить абстрактно - логически.

Во многих цивилизациях дети в своём развитии испытывают ряд  страхов.

     Страхи бывают  возрастные и невротические.

    Возрастные страхи  отмечаются  у  эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.  Возникают они,   как    правило, под   действием    следующих    факторов : наличие   страхов   у    родителей ;     тревожность   в отношениях с ребёнком ; избыточное предохранение его   от    опасностей   и    изоляция   от   общения   со сверстниками,   большое    количество    запретов   со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола,а так же многочисленные нериализуемые  угрозы всех взрослых в семье; отсутствие   возможнос ти  для ролевой индентификации  с родителем того  же пола, преимущественно у мальчиков ; психические травмы типа испуга ;      постоянно    испытываемые   матерью нервно-психические   перегрузки   вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.  Очень  чувствительны дети  младшего  школьного   возраста  к  конфликтным отношениям родителей.   Если они видят, что родители часто ссорятся,  ругаются, то число этих страхов выше, чем  когда  отношения  хорошие.   Как мальчики, так и девочки   в  возрасте   6 – 7   лет  чаще всего реагируют появлением  страхов  на  конфликт   родителей.                                   Эмоциональная  чувствительность  детей  к конфликту родителей     имеет    тенденцию      увеличиваться   с возрастом.      В  7  лет  у  мальчиков  и  девочек  число страхов    значительно   выше  в  неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к  разрыву  отношений  между  родителями.  Наиболее подвержены  страху  единственные  дети  в  семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и   перенимают  их   беспокойство,   если   оно     есть. Родители,   часто  охваченные  тревогой  что-либо  не успеть  сделать   для  воспитания  ребёнка,  стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у   детей   возникает   страх   не   соответствовать требованиям    родителей.   Возраст  родителей  также имеет   немаловажное   значение   для  возникновения беспокойства   детей.   У   молодых    жизнерадостных родителей,    дети    менее    склонны   к   проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей ( 30 –35 лет )   дети   более   беспокойны.   Впитывая,   как губка,   тревогу   родителей,   они  рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной

раз к неуверенности  в себе.

     Биологические предпосылки.

Способствуют  возникновению страха некоторые  типологические    свойства   высшей   нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная   с   ней     впечатлительность.   Повышенная впечатлительность   таких   людей   выражается   в   их эмоциональной ранимости и уязвимости,  когда они    « всё близко принимают к сердцу и легко растраивают- ся », будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они « всё держат в себе ».

     Большинство  детей проходят в своём психическом  развитии   ряд   возрастных   периодов   повышенной чувствительности   к   страхам.  Все  эти страхи  носят переходящий  характер,  но  они  способны  оживлять аналогичные   страхи,   сохраняющиеся   в   памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям   в семье.   Это наиболее   типичный  психоло- гический    путь    передачи    страхов.   Вероятность появления страхов у детей всегда  выше  при наличии их   у    родителей,   особенно,    если   на   лицо общие  свойства   высшей   нервной   деятельности , а  так же, когда   родители   пользуются  у  детей  авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт.     Большинство   страхов   передаются  детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут  внушаться  детям   навязываемой   или   системе целостных ориентаций.

Таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые  общие свойства реагирования.

      Невротические страхи.

Характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным  влиянием на формирование характера  и личности ; избеганием объекта  страха, а так же всего нового

и неизвестного ; относительной трудностью устранения страхов.

    Невротические  страхи могут быть результатом  длительных и неразрешимых переживаний.  Чаще  всего боятся подобным  образом чувствительные, испытывающие  эмоциональные затруднения в  отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви.     С 6 –7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны  личности. К моменту   поступления  в школу  у  детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентрическую направленность личности,  а так же и инстинктивно опосредованные формы страха. Младший школьный возраст–это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи.   Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринима- емая угроза для жизни, в то время, как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте – это страх « быть не тем », о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха « быть не тем » являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие « совесть », которое является центральным психологическим образованием данного возраста.

И, так, первый раз  в 1 класс.

Сколько тревог, волнений хлопот, разговоров… И  вот, наконец, долгожданный день наступил – ребёнок в классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу – серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы   преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо – он радостен,  увлечён, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.

     Первоклассники, которые по разным причинам  не могут справляться с учебной  нагрузкой, со временем попадают  в разряд неуспевающих, что в  свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.

Контрольные работы, домашние задания. Отметки. Давление родителей. Давление ровесников. Давление учителей. Проблемы в обучении. Школа может  стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и  здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слиш- ком сложная. Второй попытки не будет и т.д. Ещё одна школьная беда- волнение детей из-за возможных оши- бок («Вдруг будет неправильно»), а иногда из-за бояз- ни критики или насмешек со стороны учителей, роди – телей, ровесников. Волнение держит школьников в    состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким обра -  зом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха.   

Контрольная работа.

Контрольные работы являются источником давления. Они  кажутся детям очень важными  и даже очень хоро- шие ученики  понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контроль- ной работой может плохо повлиять на способность ребёнка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведённого на выполнение работы иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Конт-рольные – это типичный случай запугивания себя, ког- да в голове постоянно крутятся мысли типа : « Я недос таточно занимался, я не знаю правильного ответа, я по лучу плохую отметку». Волнение от этого усиливает -  ся, и очень скоро ребёнок попадает в ловушку запуги- вания, с трудом сосредотачиваясь на задании.

                             Упражнение.

    Как  избавиться от страха перед  контрольной работой. ( Возраст : 8 –10 лет )

  1. Глубоко вдохни и выдохни.

2. Скажи себе : «Я постараюсь сделать это  как можно лучше».

3.Если ты чувствуешь, что волнуешься во время конт- рольной, или начинаешь запугивать  себя, ещё раз хоро шо вдохни  и выдохни напряжение.

    Учитель  не может гарантировать, что  ученик полу – чит самую высокую отметку, но получит прекрасную возможность показать на что он способен.

    Дети, которые не приобрели до школы  необходимо-го опыта общения со  сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания  взрослых, испыты- вают трудности  адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовя уроки. Это проис ходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже, если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка- не просто оцен-  ка конкретного результата деятельности. Она субъекти вно воспринимается ребёнком как оценка всей его лич- ности.

«Ты плохой, потому что ты плохо учишься», - говорят ребёнку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределённости, неуверенности в себе и различны- ми страхами. В ряде случаев страх перед школой выз ван конфликтом со сверстниками, боязнью проявле -  ний физической агрессии с их стороны. Чаще всего по- добные страхи с возрастом меняют свой характер, иног да исчезают совсем. Но, принимая длительный харак – тер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспо- собность справиться со своими чувствами, контролиро вать их.

   Итак, большая  часть страхов младших школьников  лежит в области учебной деятельности : «боязнь быть не тем», страх  сделать ошибку, боязнь получить  пло- хую отметку, боязнь конфликта  со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психоло- гического комфорта, радости учения, но и способст – вуют развитию детских неврозов. 
 

    1.   Преодоление страха  и тревожности  у детей.

    Психологи  выделяют два способа преодоления  тревожности у детей. 

<

Информация о работе Страх и виды тревожности