Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:37, реферат
Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Влечения и гомеостатические процессы как причи- ны страха.
Влечение
и сохранение гомеостазиса
Как указывалось выше, боль, вне зависимости от её причин, может вызвать страх. Страх может усиливать боль, но он может также активизировать реакции, свя –занные с избавлением от дальнейшей боли.
Другие эмоции как причины страха.
В
принципе любая эмоция может
вызвать страх. Сходство
Когнитивные процессы.
Представляют
собой наиболее общий вид
предвидение страха
само по себе является достаточ – ным
для того, чтобы вызвать страх.
Социально – культурные и психологические предпосылки.
Страх, как тень, преследовал
человека ещё с незапамятных
времён. Был он и
у первобытного человека,
постоянно подвергавшегося
опасностям. Но его страх имел
инстинктивную природу,
Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где- то рядом. Только постепенно у детей складывается объективизированный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически.
Во многих цивилизациях дети в своём развитии испытывают ряд страхов.
Страхи бывают возрастные и невротические.
Возрастные страхи
отмечаются у эмоционально чувствительных
детей как отображение особенностей их
психического и личностного развития.
Возникают они, как правило,
под действием следующих
факторов : наличие страхов
у родителей ; тревожность
в отношениях с ребёнком ; избыточное предохранение
его от опасностей
и изоляция от общения
со сверстниками, большое
количество запретов
со стороны родителя того же пола или полное
предоставление свободы ребёнку родителем
другого пола,а так же многочисленные
нериализуемые угрозы всех взрослых
в семье; отсутствие возможнос ти
для ролевой индентификации с родителем
того же пола, преимущественно у мальчиков
; психические травмы типа испуга ;
постоянно испытываемые
матерью нервно-психические перегрузки
вследствие вынужденной или преднамеренной
подмены семейных ролей. Мальчики и девочки
боятся чаще, если считают главной в семье
мать, а не отца. Очень чувствительны
дети младшего школьного
возраста к конфликтным отношениям
родителей. Если они видят, что родители
часто ссорятся, ругаются, то число
этих страхов выше, чем когда отношения
хорошие. Как мальчики, так и девочки
в возрасте 6 – 7 лет
чаще всего реагируют появлением страхов
на конфликт родителей.
раз к неуверенности в себе.
Биологические предпосылки.
Способствуют
возникновению страха некоторые
типологические свойства
высшей нервной деятельности.
Это эмоциональная
Большинство
детей проходят в своём
Таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования.
Невротические страхи.
Характеризуются
большей эмоциональной
и неизвестного ; относительной трудностью устранения страхов.
Невротические
страхи могут быть результатом
длительных и неразрешимых
И, так, первый раз в 1 класс.
Сколько тревог, волнений хлопот, разговоров… И вот, наконец, долгожданный день наступил – ребёнок в классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу – серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо – он радостен, увлечён, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.
Первоклассники,
которые по разным причинам
не могут справляться с
Контрольные работы,
домашние задания. Отметки. Давление родителей.
Давление ровесников. Давление учителей.
Проблемы в обучении. Школа может
стать источником значительных страхов,
что повлияет на его учёбу и
здоровье. Очень часто дети испытывают
страх, когда чувствуют, что ситуация выходит
из-под контроля. Учитель несправедлив.
Контрольная слиш- ком сложная. Второй
попытки не будет и т.д. Ещё одна школьная
беда- волнение детей из-за возможных оши-
бок («Вдруг будет неправильно»), а иногда
из-за бояз- ни критики или насмешек со
стороны учителей, роди – телей, ровесников.
Волнение держит школьников в
состоянии напряжения или гиперактивности,
которое мешает нормально учиться, потому
что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности.
Таким обра - зом, в школе дети могут
оказаться в ловушке страха.
Контрольная работа.
Контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными и даже очень хоро- шие ученики понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контроль- ной работой может плохо повлиять на способность ребёнка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведённого на выполнение работы иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Конт-рольные – это типичный случай запугивания себя, ког- да в голове постоянно крутятся мысли типа : « Я недос таточно занимался, я не знаю правильного ответа, я по лучу плохую отметку». Волнение от этого усиливает - ся, и очень скоро ребёнок попадает в ловушку запуги- вания, с трудом сосредотачиваясь на задании.
Упражнение.
Как избавиться от страха перед контрольной работой. ( Возраст : 8 –10 лет )
2. Скажи себе : «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
3.Если ты чувствуешь,
что волнуешься во время конт-
рольной, или начинаешь
Учитель не может гарантировать, что ученик полу – чит самую высокую отметку, но получит прекрасную возможность показать на что он способен.
Дети,
которые не приобрели до школы
необходимо-го опыта общения
«Ты плохой, потому что ты плохо учишься», - говорят ребёнку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределённости, неуверенности в себе и различны- ми страхами. В ряде случаев страх перед школой выз ван конфликтом со сверстниками, боязнью проявле - ний физической агрессии с их стороны. Чаще всего по- добные страхи с возрастом меняют свой характер, иног да исчезают совсем. Но, принимая длительный харак – тер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспо- собность справиться со своими чувствами, контролиро вать их.
Итак, большая
часть страхов младших
Психологи
выделяют два способа