Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:37, реферат
Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Для преодоления школьной тревожности у учащих- ся 1 класса, необходимо :
Для снятия тревожности у младших школьников существыют целые комплексы приёмов, упражн-ний. Однако центральную роль играют 2 метода.
Работая
с тревожными детьми, используются
специальные оценки : максимально
развёртываются критерии той
или иной оценки, похвалы, замечания
и одновременно предельно
Важным
направлением этой работы
Для
развития указанных мотивов
Особо
следует сказать о приёмах,
помогающих детям снять
Работа учителя по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приёмы, описанные выше, а также в специальной группе. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребёнка.
Выявление страхов у детей.
2.1 Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов.
Методика
выявления страхов у детей
с помощью рисунков проводится
с целью понять интересы, увлечения
детей, особенности их
Детям предлагалось рисовать на темы : «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».
Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросила принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях бы ло предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали : медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.
После подготовительных занятий можно приступать к
тематическому рисованию. Такие занятия проводи – лись два раза в неделю и затрагивали одну или две те – мы.
Анализ рисунков.
Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя ; другие рисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продлённого дня ; третьи же рисовали только себя в центре внимания.
|
В рисунках
на тему «В школе» самое
важное то, как ребёнок взаимно
располагает фигуры
Исследование страхов с
|
В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребён ка. Если ребёнок рисует себя между родителями- это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них- это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.
Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».
Перед
детьми ставится цель
Исследование страхов с
|
Некоторые
дети не нарисовали страх
Рисование страхов детьми не приводит
к его усиле нию, а наоборот, снижает напряжение
от тревожного ожидания его реакции. В
рисунках страх уже во мно гом реализован,
как нечто уже происшедшее, фактичес ки
случившееся ; остаётся меньше недоказанного,
неяс ного, неопределённого. Вместе всё
это снимает аффек- тивно-травмирующее
звучание страха и психике ребён ка. Важно,
во первых, то, что задание задаёт учитель,
ребёнок которому доверяет. Во вторых,
само рисова – ние происходит в жизнерадостной
атмосфере общения со сверстниками,обеспечивая
поддержку с их стороны, не говоря уж
об одобрении самого учителя.
Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»
Ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним.
Исследование страхов с помощью рисунков.
|
Большинство детей предпочитают отображать
в ри- сунке хорошие, радостные эпизоды
из своей жизни. Тем не менее в классе присутствуют
дети, рисующие неприятные события, что
может послужить основой для последующей
психотерапевтически ориентирован ной
беседы с ними.
Преобладание в рисунка серых тонов и доминирова ние чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнера –достности, пониженный тон настроения, большое коли чество страхов, с которымы не может справиться ребё- нок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштаб – ность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоночальный сюжет дорисо- вок, показывают уверенность и решительность. Повы- шенная возбудимость и особенно гиперактивность на- ходят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможен – ности и беспокойстве. Такие дети предпочитают дру – гие виды деятельности.
Следующий этап рисования-направленное устране- ние всех страхов, которым подвержен ребёнок.
Проводится индивидуальная беседа, в которой выясня-ется боится ли ребёнок одиночества, нападения (банди тов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины,воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.
Ни в коем случае
нельзя торопить
ребёнка с выполнением
задания, так как мысли о том, как изоб-
разить страх, подразумевают встречу с
ним, контакт, соприкосновение, что само
по себе уменьшает остроту его восприятия.