Страх и виды тревожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:37, реферат

Краткое описание

Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Файлы: 1 файл

Страх и виды тревожности..doc

— 283.00 Кб (Скачать)
ol type="1">
  • Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
  • Укрепление уверенности в себе, развитие самооцен-ки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.
    • Для преодоления школьной тревожности у  учащих- ся 1 класса, необходимо :

    1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
    2. Развить и обогатить оперативные навыки повед – ния, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся спосо- бов реализации мотива, чтобы дети могли свобод-но выбрать продуктивные формы.
    3. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.

      Для снятия тревожности у младших школьников существыют целые комплексы приёмов, упражн-ний. Однако центральную роль играют 2 метода.

    1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать конфету.
    2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры- драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол- петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.

        Работая  с тревожными детьми, используются  специальные оценки : максимально  развёртываются критерии той  или иной оценки, похвалы, замечания  и одновременно предельно сужается  и конкретизируется сфера действия  оценочного суждения ( оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные.) При этом большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал, что его ценят вне зависимости от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно это позволяет детей не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребёнка к другому. Повышенная значимость  требований школы ведущая к дезорганизации деятельности детей, сильной напряжённости, снимается посредством приёма «Школа клоунов». Детям читают отрывки из книги Э.Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах это школы, придумывают уроки, отметки. Каждый ребё нок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «Школы клоунов» будет выполняться, и оно включается в ход «учебных» игровых занятий, что способствует развитию произвольности. Задача такой работы-игры, с одной стороны, показать относительность рамок «хорошо-плохо», а с другой – помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Дети начинают понимать, что требования, правила относительны и необходимы. Таким образом, создаются условия для преодоления стремления всегда и во всём действовать по правилам.

        Важным  направлением этой работы является  развитие у детей мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной  «не- полноценностью».

        Для  развития указанных мотивов следует  использовать ряд специальных  приёмов. Один из них «Я не  могу- я могу- я сумею». Суть его  состоит в следующем. Если ребёнок  отказывается выполнять задание,  говоря что он с ним не  справится, учитель просит его выполнить другого ребёнка, который знает меньше и не мо- жет  справиться с заданием, и изобразить такого ребёнка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произносят «волшебное заклинание» : «Я не могу…»- и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание ;  «Я могу…» – дети по очереди говорят что они могут сделать ; «Я сумею…» - каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчёркивается только, что каждый чего- то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других.

        Особо  следует сказать о приёмах,  помогающих детям снять повышенную  напряжённость. С ней часто  бывают связаны двигательные  беспокойства, агрессивность. Здесь  можно использовать щит, который  держит взрослый и в который  можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.п. Это приём можно применять в зависимости от условий.

        Работа  учителя по снятию школьной  тревожности и страхов может  проводиться непосредственно в  ходе учебных занятий, когда  используются отдельные методы  и приёмы, описанные выше, а также в специальной группе. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребёнка.

                Выявление страхов у детей.

    2.1 Методика выявления  страхов у детей с помощью рисования страхов.

        Методика  выявления страхов у детей  с помощью рисунков проводится  с целью понять интересы, увлечения  детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира  ребёнка.

        Детям  предлагалось рисовать на темы : «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».

    Сначала детям  было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросила принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях бы ло предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали : медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.

    После подготовительных занятий можно приступать к 

    тематическому рисованию. Такие занятия проводи – лись два раза в неделю и затрагивали одну или две те – мы.

                            Анализ рисунков

        Рисунки на тему  «В школе»

    Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые  дети рисовали только школу, столы и  учителя ; другие рисовали только своих  одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продлённого  дня ; третьи же рисовали только себя в центре внимания.

                                                                        

                                                                      Таблица N1.

          Исследование страхов с помощью  рисунков.

     
    В центре внимания- Мало  друзей среди Нет друзей среди
    сам ученик сверстников сверстников
    20% 45% 35%

       В рисунках  на тему «В школе» самое  важное то, как ребёнок взаимно  располагает фигуры сверстников  и себя. Те дети, которые рисуют  себя в центре группы это  дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает прблемы взаимопони – мания со сверстниками. То же самое относится к рисун кам на тему «На улице, во дворе».Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруд- нения в приобретении дружеских, устойчивых контак- тов и чрезмерную опёку в семье.

           Рисунки на тему  «Семья».

        Детям  даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.

                                                                      Таблица N2.

           Исследование страхов с помощью  рисунков. 

    Ребёнок между Ребёнок ближе к
    родителями маме  или к папе
    35% 65%

       

        В  этих рисунках имеет большое  значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребён ка. Если ребёнок рисует себя между родителями- это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них- это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

     

         Рисунки на тему  «Что мне снится  страшное или чего  я боюсь днём».

        Перед  детьми ставится цель отобразить  наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каж дый ребёнок должен выбрать его сам.

                                                                       Таблица N3.

           Исследование страхов с помощью  рисунков.       

    Не  нарисовали Нарисовали
    страх страх
    30% 70%
     

        Некоторые  дети не нарисовали страх вообще. Дру- гие дети смогли нарисовать  рисунок и преодолеть барьер  страха в своём сознании, и  отразить волевым, целенаправленным  усилием то, о чём он старается  не думать.

        Рисование страхов детьми не приводит к его усиле нию, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во мно гом реализован, как нечто уже происшедшее, фактичес ки случившееся ; остаётся меньше недоказанного, неяс ного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффек- тивно-травмирующее звучание страха и психике ребён ка. Важно, во первых, то, что задание задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во вторых, само рисова – ние происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками,обеспечивая поддержку с их стороны,  не говоря уж об одобрении самого учителя.   

          Рисунки на тему  «Самое хорошее  или самое                 плохое»

    Ребёнку была предоставлена  возможность выбора событий, происходивших  с ним.

                                                                       Таблица N4.

             Исследование страхов с помощью рисунков. 

    Хорошие, радостные Неприятные
    эпизоды события
    80% 20%

                                

        Большинство детей предпочитают отображать в ри- сунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентирован ной беседы с ними. 

        Преобладание  в рисунка серых тонов и  доминирова ние чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнера –достности, пониженный тон настроения, большое коли чество страхов, с которымы не может справиться ребё- нок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштаб – ность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоночальный сюжет дорисо- вок, показывают уверенность и решительность. Повы- шенная возбудимость и особенно гиперактивность на- ходят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но  непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможен – ности и беспокойстве. Такие дети предпочитают дру – гие виды деятельности.

        Следующий  этап рисования-направленное устране- ние всех страхов, которым подвержен ребёнок.

    Проводится индивидуальная беседа, в которой выясня-ется боится ли ребёнок одиночества, нападения (банди тов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины,воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого  ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.  

        Ни в коем случае  нельзя торопить  ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изоб- разить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Информация о работе Страх и виды тревожности