Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:38, доклад
Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.
Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.
При
такой форме правления
В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности , которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.
Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьезными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты,награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
Президент,
являясь главой государства, не является
здесь главой исполнительной
власти,
то есть правительства. Премьер-министр формально
назначается президентом, но это может
быть только глава фракции, имеющей парламентское
большинство, и необязательно глава победившей
партии. Как уже замечено выше, важной
особенностью парламентской республики
является то, что правительство правомочно
управлять государством лишь тогда,
когда оно пользуется доверием парламента.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Отличительные черты президентской республики
К
президентским республикам
Классической
президентской республикой
Президентские
республики распространены в странах Латинской
Америки.
Эта форма правления встречается также
в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас
в этих странах власть главы государства
на деле выходит за конституционные рамки,
и, в частности, латиноамериканские президентские
республики неоднократно характеризовались
исследователями как суперпрезидентские.
Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.
Особенности
Зачастую
президент в суперпрезидентской
республике возглавляет одновременно
и правительство, будучи при этом лидером
правящей партии (которая при этом может
быть единственной или пользоваться
значительными внеконституционными преимуществами
перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской
республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон
возможного использования президентом
его чрезвычайных полномочий более обширен,
чем в обычной президентской республике»:
конституционные полномочия президента
предусматривают издание указов, имеющих
силу закона, возможность распускать парламент
своим решением, смещать министров и руководителей
административно-
Виды суперпрезидентской республики
О
суперпрезидентской республике принято
говорить применительно к странам Латинской
Америки, особенно в XIX веке, а также ряду
стран Африки и постсоветского пространства
Беларусь, Туркменистан и др. Так, суперпрезидентской
страной называл Казахстан сопредседатель
оппозиционной партии Алтынбек
Сарсенбаев.
Представление о современной России как
о суперпрезидентском режиме развивается,
например, в работах американского политолога
Стивена Фиша; по мнению Фиша, в России
имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная
власть, не уравновешиваемая ни законодательной,
ни судебной и не подотчётная им», и именно
это «подорвало легитимность постсоветского
режима и, возможно, даже самой демократии;
остановило развитие негосударственных
политических организаций; воспрепятствовало
формированию эффективного государства;
помешало появлению ответственного правительства
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.
Характеристика смешанной республиканской формы правления