Виды Республик

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:38, доклад

Краткое описание

Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.

Файлы: 1 файл

Парла́ментская респу́блика.docx

— 29.54 Кб (Скачать)

С одной стороны, парламент смешанной  республики имеет право вынести  вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С  другой стороны, президент имеет  право распустить парламент и  назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если  в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку  парламентского большинства. Но если в  парламентарных странах президент  или монарх (номинальный глава  государства) лишь формально назначает  правительство, реально сформированное парламентской правящей партией  или коалицией, то в смешанной  республике избранный народом президент  вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и  добиваться его роспуска. Такое положение  невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой  республикой с подобной формой правления  была Веймарская республика в Германии (19191933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Словакия, Азербайджан, Россия и Украина

Российская  Федерация как смешанная республика

Конституция Российской Федерации 1993 года  установила в России республиканскую форму правления.

Баланс  властей организован так, что  ни президенту, ни парламенту не принадлежит  монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных  процедур решения этого вопроса  в Конституции говорит о смешанной  республике. Поскольку приоритет  в большинстве случаев принадлежит  президенту, исследователями российская республика обозначается либо как  президентско-парламентская либо как полупрезидентская - данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке. Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии .

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства  Российской Федерации Государственной  Думой Президент Российской Федерации  назначает Председателя Правительства  Российской Федерации, распускает Государственную  Думу и назначает новые выборы . Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу .

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания , в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации , а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации .

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. 
 

Информация о работе Виды Республик