Школьная тревожность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить особенности школьной тревожности в зависимости от уровня социальной фрустрированности у подростков
Задачи:
- изучить и проанализировать психологическую литературу по данной проблеме;
- изучить выявить особенности школьной тревожности в зависимости от уровня социальной фрустрированности у подростков;
- подготовить выводы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности школьной тревожности в зависимости от состояния фрустрированности у подростков………………………………………………5
1. 1. Фрустрация как состояние…………………………………………………5
1. 2. Понятие тревожности………………………………………………………9
1.2.1. Классификация видов тревожности ……………………………………11
1.2.2. Причины тревожности ………………………………………………….11
1.2.3. Особенности поведения тревожного ребенка …………………………14
Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….17
2.1.Программа эмпирического исследования ………………………………..17
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных. Уровень школьной тревожности. (по Кондашу) ……………………………………………………18
2.3. Анализ и интерпретация уровня социальной фрустрированности по экспресс-диагностика Л.И. Вассермана ………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы ……………………………………………………………...22
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая (восстановлен) пЕРЕДЕЛАТЬ!!!!.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

Нами выявлено, что в данной группе есть дети с повышенной тревожностью: у 15 % (трех) мальчиков и у 5 % (одной) девочки.

Так же выявлен выявлен низкий уровень тревожности у 10 % (двух) мальчиков.

Таким образом, большинству опрошенных подростков характерен средний уровень школьной тревожности.

В таблице 1 представлены результаты по трем шкалам тревожности

Таблица 1.Показатели уровня школьной, самооценочной и межличностной тревожности

Уровень

Школьная тревожность, %

Самооценочная тревожность, %

Межличностная тревожность, %

Чрезмерное спокойствие

15

30

0

Нормальный

85

60

100

Высокий

0

10

0

Из процентного соотношения разных уровней тревожности видно, что все три шкалы в классе в целом в норме.  Высокие результаты тревожности встречаются лишь у 10 % по шкале «самооценочная тревожность». 15 % опрошенных имеютнизкий уровень по школьной тревожности и 30 % низкий уровень самооценочной тревожности.

              Таким образом, уровень тревожности  находится на нормальном уровне. Однако есть школьник с завышенным и заниженным уровнем, но их меньшинство. Особое внимание следует уделить испытуемым с показателями чрезмерного спокойствия, что может свидетельствовать об их нежелании показывать свои истинные страхи и переживания. Данная «сверхнорма» может быть защитной реакцией подростка и может в условиях психотравмирующей ситуации может обернуться непредсказуемыми поступками. Эти подростки должны быть под особым вниманием.

 

2.3. Анализ и интерпретация уровня социальной фрустрированности по экспресс-диагностика  Л.И. Вассермана 

              В результате исследования уровня социальной фрустрированности по экспресс-диагностика  Л.И. Вассермана представлены в табл. 1.

Таблица 1. Уровень социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман).

№ п/п

Учащиеся

Всего баллов

Уровень

1

Ира

2,1

неопред

2

Света

1,2

очень низкий

3

Анжела

1,3

очень низкий

4

Вика

1,3

очень низкий

5

Таня

1,3

очень низкий

6

Оля Е

1,3

очень низкий

7

Настя

1,8

пониженный

8

Оля А

1,8

пониженный

9

Дима

1,7

пониженный

10

Миша

1,3

очень низкий

11

Андрей

1,4

очень низкий

12

Юра

1,6

пониженный

13

Денис

1,6

пониженный

14

Антон

1,9

пониженный

15

Вадим

1,6

пониженный

16

Саша

1,5

пониженный

17

Марина

0,9

очень низкий

18

Юля

1,2

очень низкий

19

Кирилл

1,3

очень низкий

20

Юрий

1,2

очень низкий

 

По итогам экспресс - диагностики уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассермана)  выявлено, что в данной группе 40 % - дети с пониженным уровнем фрустрированности, 55 % опрошенных характерен очень низкий уровень и 5 % - неопределенный уровень социальной фрустрированности.

Применяя методы математической статистики  - ранговая корреляция Спирмена, нами были получены (r = 0,508, р ≥ 0, 01) достоверно значимая корреляция, т.е. мы можем достоверно утверждать, что взаимосвязь между тревожностью и социальной фрустрированностью  у подростков существует. Так же была получены достоверно значимые корреляционные связи между школьной тревожностью и фрустрированностью  (r = 0,55, р ≥ 0, 01), самооценочной тревожностью и фрустрированностью (r = 0,52, р ≥ 0, 01) и межличностной тревожностью и фрустрированностью (r = 0,53, р ≥ 0, 01)

На данные связиь однозначно влияет социальное положение подростков, воспитание и материальное положение родительской семьи.

 

 

 



22

 

                            Заключение             

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний  человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушении в развитии самооценки и т.п.

Наиболее часто встречающееся психическое состояние у подростков – фрустрация, или кажущаяся недостижимость какой либо цели. Подросток хочет, чтобы были удовлетворены определенные его потребности,  просматривает свое будущее, видит, что это не осуществимо, и рисует его в мрачных тонах. Такое состояние может привести и к депрессии, и к неврастении, и к суицидам.

Проблема фрустрации ставится в плане теоретического обсуждения и в еще большей степени является предметом экспериментальных исследований, проводимых над животными и людьми (чаще над детьми).

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что взаимосвязь между школьной тревожностью и социальной фрустрированностью у подростков существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



22

 

 

Список литературы

1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал - 1997 № 2.

2. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 1968.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.

5. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.

6. Мэй Р. Проблема тревоги/ Пер. с англ. Гладкова А. Г. М. - 2001.

7. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.., 1996.

8. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И.Щербанова, М., 1987.

9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: Дом «БАХРАХ», 1998, с. 672.

10. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Для учащихся, М.: Просвещение, 1994

11. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд., испр и доп. М.:: Политиздат, 1990.

12. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. М. - 2003.

13. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И.В., Просвещение, 1991.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие., М.: Владос, 1996, с. 529.

15. Савина Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4.

16. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. Ред. Т.В.Бурменской, М.: Изд-кая группа «Прогресс», 1993.

 



22

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 



22

 

Уровень  школьной  тревожности  по методике Кондаша.

№ п/п

Уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 

31

Все-го бал

Уро-

вень

1

Ира

2

1

1

1

2

3

1

3

2

2

1

2

3             

2

1

1

1

2

3

1

3

2

2

1

2

3             

2

1

1

1

2

55

ср

2

Света

0

2

2

2

3

3

1

3

1

2

2

3

3

0

2

2

2

3

3

1

3

1

2

2

3

3

0

2

2

2

3

63

ср

3

Анжела

2

2

2

2

2

2

2

3

3

1

2

1

3

2

2

2

2

2

2

2

3

3

1

2

1

3

2

2

2

2

2

64

ср

4

Вика

2

1

1

2

2

2

2

3

3

3

2

1

2

2

1

1

2

2

2

2

3

3

3

2

1

2

2

1

1

2

2

60

ср

5

Таня

3

2

2

2

3

3

1

1

0

2

2

0

3

3

2

2

2

3

3

1

1

0

2

2

0

3

3

2

2

2

3

60

ср

6

Оля Е

3

3

3

3

3

3

2

2

1

2

3

2

2

3

3

3

3

3

3

2

2

1

2

3

2

2

3

3

3

3

3

79

выс

7

Настя

1

2

2

3

0

2

2

2

1

0

1

2

3

1

2

2

3

0

2

2

2

1

0

1

2

3

1

2

2

3

0

50

ср

8

Оля А

0

1

1

2

1

2

0

3

0

2

2

2

3

0

1

1

2

1

2

0

3

0

2

2

2

3

0

1

1

2

1

43

ср

9

Дима

1

1

1

2

2

2

1

3

2

1

1

1

2

1

1

1

2

2

2

1

3

2

1

1

1

2

1

1

1

2

2

47

ср

10

Миша

3

2

2

2

3

3

2

3

3

3

2

3

3

3

2

2

2

3

3

2

3

3

3

2

3

3

3

2

2

2

3

80

выс

11

Андрей

1

1

1

2

1

2

2

2

1

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

2

2

1

2

3

2

2

1

1

1

2

1

50

ср

12

Юра

2

1

1

2

2

1

3

3

3

1

2

3

3

2

1

1

2

2

1

3

3

3

1

2

3

3

2

1

1

2

2

62

ср

13

Денис

2

3

3

0

3

2

2

3

2

0

2

0

0

2

3

3

0

3

2

2

3

2

0

2

0

0

2

3

3

0

3

55

низ

14

Антон

0

1

1

2

1

2

1

3

3

1

1

1

3

0

1

1

2

1

2

1

3

3

1

1

1

3

0

1

1

2

1

45

ср

15

Вадим

0

3

0

3

3

2

0

3

3

2

2

2

2

0

3

0

3

3

2

0

3

3

2

2

2

2

0

3

0

3

3

59

ср

16

Саша

0

2

1

1

1

2

1

3

0

1

1

2

1

0

2

1

1

1

2

1

3

0

1

1

2

1

0

2

1

1

1

37

низ

17

Марина

2

1

2

3

3

2

3

2

1

1

1

1

2

2

1

2

3

3

2

3

2

1

1

1

1

2

2

1

2

3

3

59

ср

18

Юля

2

3

2

3

2

2

1

1

2

1

2

3

2

2

3

2

3

2

2

1

1

2

1

2

3

2

2

3

2

3

2

64

ср

19

Кирилл

1

1

2

2

3

3

3

3

3

2

1

3

1

1

1

2

2

3

3

3

3

3

2

1

3

1

1

1

2

2

3

65

выс

20

Юрий

3

3

2

2

3

3

2

3

3

2

3

3

1

3

3

2

2

3

3

2

3

3

2

3

3

1

3

3

2

2

3

79

выс

Информация о работе Школьная тревожность