Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:16, курсовая работа
Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.
Психокоррекционная программа снижения школьной тревожности у детей младшего подросткового возраста.
Теоретическое обоснование, описание задач и структуры программы.
Тревожность как переживание
эмоционального дискомфорта, предчувствие
грозящей опасности является выражением
неудовлетворения значимых потребностей
человека, актуальных при ситуативном
переживании тревоги и
Возникновение и закрепление
тревожности связано с
Тревожность имеет ярко выраженную
возрастную специфику, обнаруживающуюся
в ее источниках, содержании, формах
проявления компенсации и защиты.
Для каждого возрастного
Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.
Тревога как состояние
оказывает в основном отрицательное,
дезорганизующее влияние на результаты
деятельности детей дошкольного, младшего
школьного и подросткового
Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка и подростка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.
Цель программы:
а) укрепление у подростка чувства собственного достоинства и развития достаточно благоприятного представления о собственной значимости;
б) обеспечение его вербальными
и невербальными формами
в) обучение способам и приемам преодоления трудностей, неуверенности, страха, повышенного волнения в разных ситуациях и решения внешних и внутренних проблем;
г) формирование средств и форм самопознания.
Задачи программы:
а) смягчение, снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника и его стремления к успеху;
б) развитие и обогащение продуктивных видов деятельности и поведения;
в) развитие позитивного представления
о своих возможностях, формирование
правильного отношения к
г) расширение и обогащение навыков общения со сверстниками, повышение «игровой компетентности» ребенка.
Организация психокоррекционной группы.
Количество членов группы составляет 10 человек.
Частота и продолжительность сеансов.
5 сеансов в неделю, продолжительность 50 – 60 минут. Курс психокоррекции 2 недели.
Содержание программы.
Занятие 1.
Цель: Взаимное представление участников, знакомство с основными принципами тренинга.
Упражнение 1. «Знакомство с именем».
Цель: Знакомство членов группы друг с другом.
Длительность: 30 минут.
Каждый участник рассказывает о себе и о своем имени.
Упражнение 2. «Принятие групповых норм».
Цель: Установить принципы работы в группе.
Длительность: 20 минут.
Групповые нормы предлагает ведущий, группа их рассматривает и принимает или нет. Тренер в ходе всего тренинга следит за их выполнением.
Групповые нормы:
активность – это правило
подразумевает зависимость
откровенность и искренность – члены группы должны попробовать говорить то, что они думают и проявлять то, что чувствуют;
конфиденциальность – все происходящее в группе не должно выноситься за ее пределы;
доброжелательность – участники группы относятся друг к другу положительно;
безоценочность – запрещается оценивать как положительные, так и отрицательные качества личности всех участников группы;
Занятие 2.
Цель: Раскрепощение, снятие телесных зажимов, формирование умения работать в группе.
Упражнение 1. «Составление букета цветов».
Цель: Установление телесных контактов.
Длительность: 30 минут.
Все дети разбиваются на 4 группы. Каждому дается задание жестами изобразить какой-либо цветок, а группе изобразить букет цветов.
Упражнение 2. «Снопы».
Цель: Установление телесных контактов.
Длительность: 10 минут.
Участники разбиваются на несколько групп, поворачиваются лицом друг к другу, обнимаются и раскачиваются вправо и влево.
Занятие 3.
Цель: Сплочение группы.
Упражнение 1. «Бегущие огни».
Цель: Формирование чувства единства с группой.
Длительность: 20 минут.
Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-нибудь короткую приветственную фразу. Сосед должен встать и повторить фразу, следующий делает тоже самое и так по кругу.
Упражнение 2. «Дракончик».
Цель: Сплочение группы.
Длительность: 20 минут.
Играющие, держась за плечи, становятся в линию. Первый участник – голова, последний – хвост дракона. Голова должна дотянуться до хвоста, неразрывая цепь и так каждый участник.
Упражнение 3. «Рефлексия».
Цель: Подведение итогов дня, обмен впечатлениями.
Длительность: 10 минут.
Участники рассказывают о своих впечатлениях от проделанной работы.
Занятие 4.
Цель: Формирование понятия о самоценности человеческого «Я». Развитие навыков самоанализа.
Упражнение 1. Дискуссия «Самое-самое».
Цель: Развитие навыков самоанализа и самооценки.
Длительность: 40 минут.
Участникам предлагается назвать то, что самое ценное для них в жизни. Затем дети это называют и обсуждают каждый пункт. Нужно подвести детей к выводу, что каждый человек неповторим и представляет собой ценность.
Упражнение 2. «Домашнее задание».
Цель: Закрепить навыки самоанализа и самооценки.
Длительность: 15 минут.
Участникам предлагается проследить за своим настроением до следующего занятия. На следующем занятии участники рассказывают о своем наблюдении.
Занятие 5.
Цель: Формирование понятия
«конфликт». Выявление особенностей
поведения в конфликтных
Упражнение 1. Обсуждение домашнего задания.
Цель: Показать учащимся, что все люди иногда бывают злыми и раздражительными.
Длительность: 10 минут.
Учащимся предлагается вспомнить, какое настроение чаще всего у них было и обсудить.
Упражнение 2. Игра «Толчки без слов».
Цель: Выявить особенности
поведения в конфликтной
Длительность: 20 минут.
Участники свободно двигаются по классу, толкаются, касаются друг друга, постукивают, но не разговаривают. Затем дети делятся своими впечатлениями от игры.
Упражнение 3. Обучение выходу из конфликта.
Цель: Обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.
Длительность: 20 минут.
Проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций.
Занятие 6.
Цель: Сформировать понятие о значимости собственного «Я». Подвести участников к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.
Упражнение 1. Игра «Испорченный телефон».
Цель: Подвести участников к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.
Длительность: 20 минут.
Участники по цепочке передают друг другу слова, которые ведущий назвал на ухо сидящему с краю. Затем каждый говорит слова, которые ему переданы.
Упражнение 2. Игра «Пойми меня».
Цель: Подвести участников к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.
Длительность: 20 минут.
Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.
Упражнение 3. «Рефлексия».
Цель: Подведение итогов дня, обмен впечатлениями.
Длительность: 10 минут.
Участники рассказывают о своих впечатлениях от проделанной работы.
Занятие 7.
Цель: Формирование понятия о сильной личности. Выработка навыков уверенного поведения.
Упражнение 1. Игра «Вопрос-ответ».
Цель: Формирование понятия о сильной личности.
Длительность: 25 минут.
Играющие задают любые вопросы друг другу, а затем оценивают, был ли ответ уверенным.
Упражнение 2. Игра «Поводырь».
Цель: Выработать навыки уверенного поведения.
Длительность: 25 минут.
Участники разбиваются на пары (один - поводырь, другой – ведомый). Ведомый закрывает глаза, а поводырь водит партнера между расставленными по классу стульями. После игры участники делятся впечатлениями
Занятие 8.
Цель: Формирование понятия «критика». Отработка навыков правильного реагирования на критику.
Упражнение 1. «Что звучит обидно».
Цель: Формирование понятия «критика».
Длительность: 25 минут.
Тренер произносит для каждого участника по одной фразе, а все стараются запомнить, что при этом чувствовали.
Фразы психолога:
- Ты всегда плохо работаешь.
- Ты лентяй.
- Ты глупый.
Затем участники обсуждают проделанную работу.
Упражнение 2. «Я – сообщение».
Цель: Отработать навыки правильного реагирования на критику.
Длительность: 25 минут.
Участникам предлагается сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера. Сказать предыдущие фразы, так чтобы не обидеть партнера.
Занятие 9.
Цель: Закрепление полученных навыков. Самоанализ знаний, впечатлений от проделанной работы за все время проведения психокоррекционного тренинга.
Упражнение 1. «Азбука перемен».
Цель: Помочь участникам поверить в свои силы.
Длительность: 30 минут.
Тренер предлагает участникам проанализировать свои знания и впечатления от проделанной работы за все время тренинга. Затем каждый участник рассказывает о своих ощущениях.
Упражнение 2. Игра «Я бросаю тебе мяч»
Цель: Помочь участникам поверить в свои силы.
Длительность: 20 минут.
Учащиеся становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить.
Занятие 10.
Цель: Подведение итогов. Демонстрация
достижений и недоработок. Формирование
чувства завершенности у
Упражнение 1. «Чемодан».
Цель: Демонстрация достижений и недоработок.
Длительность: 50 минут.
Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему «чемодан». В него надо положить то, что по мнению группы помогает или мешает данному человеку в жизни, в общении с окружающими.
Когда «чемодан» собран, выходившему за дверь, зачитывается его содержимое. У него есть право задать любой вопрос, прояснить непонятное. «Чемодан» должен получить каждый участник.