Психокоррекционная программа снижения школьной тревожности у детей младшего подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.

Файлы: 1 файл

Психокоррекционная программа снижения школьной тревожности у детей младшего подросткового возраста.docx

— 20.51 Кб (Скачать)

Психокоррекционная программа  снижения школьной тревожности у  детей младшего подросткового возраста.

 

 

 

 

Теоретическое обоснование, описание задач и структуры программы.

 

Тревожность как переживание  эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном  переживании тревоги и устойчиво  доминирующих по гипертрофированному  типу при постоянной тревожности. Тревожность  – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она  имеет собственную побудительную  силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием  в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.

 

Возникновение и закрепление  тревожности связано с неудовлетворением  ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями  «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

 

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода  существуют определенные области, объекты  действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства  детей вне зависимости от наличия  реальной угрозы или тревожности  как устойчивого образования. Эти  «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных  потребностей.

 

Тревога и тревожность  обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере  «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.

 

Тревога как состояние  оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов, в старшем подростковом – раннем юношеском возрастах может носить также и мобилизующий характер. На протяжении всего школьного возраста воздействие тревоги на деятельность опосредуется характеристиками педагогического  общения, создаваемой педагогом  общей атмосферой класса. Влияние  тревожности на деятельность как  свойства личности усиливается с  возрастом.

 

Тревожность как личностное образование может выполнять  в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние  тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка  и подростка может носить как  негативный, так и до некоторой  степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет  жесткие ограничения, обусловленные  выраженной адаптивной природой этого  образования.

 

Цель программы:

 

а) укрепление у подростка  чувства собственного достоинства  и развития достаточно благоприятного представления о собственной  значимости;

 

б) обеспечение его вербальными  и невербальными формами выражения  уверенности в себе;

 

в) обучение способам и приемам  преодоления трудностей, неуверенности, страха, повышенного волнения в разных ситуациях и решения внешних  и внутренних проблем;

 

г) формирование средств и  форм самопознания.

 

Задачи программы:

 

а) смягчение, снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника и его стремления к успеху;

 

б) развитие и обогащение продуктивных видов деятельности и  поведения;

 

в) развитие позитивного представления  о своих возможностях, формирование правильного отношения к результатам  собственной деятельности, умения адекватно  оценить ее, свои ошибки и отрицательные  оценки;

 

г) расширение и обогащение навыков общения со сверстниками, повышение «игровой компетентности»  ребенка.

 

Организация психокоррекционной группы.

 

Количество членов группы составляет 10 человек.

 

Частота и продолжительность  сеансов.

 

5 сеансов в неделю, продолжительность  50 – 60 минут. Курс психокоррекции 2 недели.

 

Содержание программы.

 

Занятие 1.

 

Цель: Взаимное представление  участников, знакомство с основными  принципами тренинга.

 

Упражнение 1. «Знакомство  с именем».

Цель: Знакомство членов группы друг с другом.

Длительность: 30 минут.

Каждый участник рассказывает о себе и о своем имени.

 

Упражнение 2. «Принятие групповых  норм».

Цель: Установить принципы работы в группе.

Длительность: 20 минут.

Групповые нормы предлагает ведущий, группа их рассматривает и  принимает или нет. Тренер в ходе всего тренинга следит за их выполнением.

Групповые нормы:

активность – это правило  подразумевает зависимость эффективности  групповой работы от вклада каждого  члена группы;

откровенность и искренность  – члены группы должны попробовать  говорить то, что они думают и  проявлять то, что чувствуют;

конфиденциальность –  все происходящее в группе не должно выноситься за ее пределы;

доброжелательность –  участники группы относятся друг к другу положительно;

безоценочность – запрещается  оценивать как положительные, так  и отрицательные качества личности всех участников группы;

 

Занятие 2.

 

Цель: Раскрепощение, снятие телесных зажимов, формирование умения работать в группе.

 

Упражнение 1. «Составление букета цветов».

Цель: Установление телесных контактов.

Длительность: 30 минут.

Все дети разбиваются на 4 группы. Каждому дается задание жестами  изобразить какой-либо цветок, а группе изобразить букет цветов.

 

Упражнение 2. «Снопы».

Цель: Установление телесных контактов.

Длительность: 10 минут.

Участники разбиваются на несколько групп, поворачиваются лицом  друг к другу, обнимаются и раскачиваются  вправо и влево.

Занятие 3.

 

Цель: Сплочение группы.

 

Упражнение 1. «Бегущие огни».

Цель: Формирование чувства  единства с группой.

Длительность: 20 минут.

Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-нибудь короткую приветственную фразу. Сосед должен встать и повторить  фразу, следующий делает тоже самое и так по кругу.

 

Упражнение 2. «Дракончик».

Цель: Сплочение группы.

Длительность: 20 минут.

Играющие, держась за плечи, становятся в линию. Первый участник – голова, последний – хвост дракона. Голова должна дотянуться до хвоста, неразрывая цепь и так каждый участник.

 

Упражнение 3. «Рефлексия».

Цель: Подведение итогов дня, обмен впечатлениями.

Длительность: 10 минут.

Участники рассказывают о  своих впечатлениях от проделанной  работы.

 

Занятие 4.

 

Цель: Формирование понятия  о самоценности человеческого «Я». Развитие навыков самоанализа.

 

Упражнение 1. Дискуссия «Самое-самое».

Цель: Развитие навыков самоанализа  и самооценки.

Длительность: 40 минут.

Участникам предлагается назвать то, что самое ценное для  них в жизни. Затем дети это  называют и обсуждают каждый пункт. Нужно подвести детей к выводу, что каждый человек неповторим и  представляет собой ценность.

 

Упражнение 2. «Домашнее задание».

Цель: Закрепить навыки самоанализа  и самооценки.

Длительность: 15 минут.

Участникам предлагается проследить за своим настроением  до следующего занятия. На следующем  занятии участники рассказывают о своем наблюдении.

 

Занятие 5.

 

Цель: Формирование понятия  «конфликт». Выявление особенностей поведения в конфликтных ситуациях. Обучение способам выхода из конфликтных  ситуаций.

 

 

Упражнение 1. Обсуждение домашнего  задания.

Цель: Показать учащимся, что  все люди иногда бывают злыми и  раздражительными.

Длительность: 10 минут.

Учащимся предлагается вспомнить, какое настроение чаще всего у  них было и обсудить.

 

Упражнение 2. Игра «Толчки  без слов».

Цель: Выявить особенности  поведения в конфликтной ситуации.

Длительность: 20 минут.

Участники свободно двигаются  по классу, толкаются, касаются друг друга, постукивают, но не разговаривают. Затем  дети делятся своими впечатлениями  от игры.

 

Упражнение 3. Обучение выходу из конфликта.

Цель: Обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.

Длительность: 20 минут.

Проводится обсуждение возможных  способов решения конфликтных ситуаций.

 

Занятие 6.

 

Цель: Сформировать понятие  о значимости собственного «Я». Подвести участников к пониманию необходимости  жить в согласии с собой и другими.

 

Упражнение 1. Игра «Испорченный телефон».

Цель: Подвести участников к  пониманию необходимости жить в  согласии с собой и другими.

Длительность: 20 минут.

Участники по цепочке передают друг другу слова, которые ведущий  назвал на ухо сидящему с краю. Затем  каждый говорит слова, которые ему  переданы.

 

Упражнение 2. Игра «Пойми меня».

Цель: Подвести участников к  пониманию необходимости жить в  согласии с собой и другими.

Длительность: 20 минут.

Одновременно все участники  громко произносят свое слово, а водящий  повторяет все слова, которые  удалось услышать.

 

Упражнение 3. «Рефлексия».

Цель: Подведение итогов дня, обмен впечатлениями.

Длительность: 10 минут.

Участники рассказывают о  своих впечатлениях от проделанной  работы.

 

Занятие 7.

 

Цель: Формирование понятия  о сильной личности. Выработка  навыков уверенного поведения.

 

Упражнение 1. Игра «Вопрос-ответ».

Цель: Формирование понятия  о сильной личности.

Длительность: 25 минут.

Играющие задают любые  вопросы друг другу, а затем оценивают, был ли ответ уверенным.

 

Упражнение 2. Игра «Поводырь».

Цель: Выработать навыки уверенного поведения.

Длительность: 25 минут.

Участники разбиваются на пары (один - поводырь, другой – ведомый). Ведомый закрывает глаза, а поводырь водит партнера между расставленными по классу стульями. После игры участники  делятся впечатлениями

 

Занятие 8.

 

Цель: Формирование понятия  «критика». Отработка навыков правильного  реагирования на критику.

 

Упражнение 1. «Что звучит обидно».

Цель: Формирование понятия  «критика».

Длительность: 25 минут.

Тренер произносит для  каждого участника по одной фразе, а все стараются запомнить, что  при этом чувствовали.

Фразы психолога:

- Ты всегда плохо работаешь.

- Ты лентяй.

- Ты глупый.

Затем участники обсуждают  проделанную работу.

 

Упражнение 2. «Я – сообщение».

Цель: Отработать навыки правильного  реагирования на критику.

Длительность: 25 минут.

Участникам предлагается сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера. Сказать предыдущие фразы, так чтобы не обидеть партнера.

 

Занятие 9.

 

Цель: Закрепление полученных навыков. Самоанализ знаний, впечатлений  от проделанной работы за все время  проведения психокоррекционного тренинга.

 

Упражнение 1. «Азбука перемен».

Цель: Помочь участникам поверить в свои силы.

Длительность: 30 минут.

Тренер предлагает участникам проанализировать свои знания и впечатления  от проделанной работы за все время  тренинга. Затем каждый участник рассказывает о своих ощущениях.

 

Упражнение 2. Игра «Я бросаю тебе мяч»

Цель: Помочь участникам поверить в свои силы.

Длительность: 20 минут.

Учащиеся становятся в  круг и перебрасывают друг другу  мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить.

 

Занятие 10.

 

Цель: Подведение итогов. Демонстрация достижений и недоработок. Формирование чувства завершенности у участников психокоррекционного тренинга.

 

Упражнение 1. «Чемодан».

Цель: Демонстрация достижений и недоработок.

Длительность: 50 минут.

Один из участников выходит  из комнаты, а остальные начинают собирать ему «чемодан». В него надо положить то, что по мнению группы помогает или мешает данному человеку в жизни, в общении с окружающими.

Когда «чемодан» собран, выходившему  за дверь, зачитывается его содержимое. У него есть право задать любой вопрос, прояснить непонятное. «Чемодан» должен получить каждый участник.


Информация о работе Психокоррекционная программа снижения школьной тревожности у детей младшего подросткового возраста