Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Происходящие в настоящее время интенсивные изменения в жизни общества приводят к возрастанию запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников.doc

— 666.00 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Я. КУПАЛЫ

Факультет психологии

Кафедра

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников

 

 

 

 

                                                                                

Выполнила:

студентка  3 курса, 9 группы

заочного отделения

Педагогического факультета

Вишневская Ю.Л.

                                        

 

 

 

 

Гродно  2014

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Происходящие в настоящее время интенсивные изменения в жизни общества приводят к возрастанию запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.

Наряду с этим одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Необходимость решения этой проблемы возрастает особенно сегодня, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов.

Поэтому проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной.

Особую важность приобретает изучение природы тревожности и ее влияния на уровень школьной успеваемости, в частности, школьной тревожности как специфического вида тревожности, проявляющегося в младшем школьном возрасте в связи с вхождением детей в новую социальную ситуацию развития и усвоением нового вида деятельности – учения.

Изучением тревожности занимались такие известные психологи и педагоги как Г.А. Цукерман, Б.И. Кочубей, Г. Крайг, А.М. Прихожан, Д.Б. Эльконин и др. На сегодняшний день в области изучения тревоги младшего школьного возраста гораздо больше сформировано вопросов (из-за чего возникает потребность в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу применения данных нашего исследования), чем найдено ответов и способов справиться с нежелательными ее последствиями. Данное положение и послужило основанием для выбора темы нашей курсовой работы «Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников».

Объект исследования: тревожность и успеваемость младших школьников.

Предмет исследования - взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников.

Целью исследования является изучение взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современные  представления о природе тревожности  в отечественной и зарубежной литературе.

2. Охарактеризовать причины  и проявления школьной тревожности  в младшем школьном возрасте.

3. Раскрыть изучение проблемы  успеваемости в психологии.

4. Экспериментально изучить  взаимосвязь школьной тревожности  с уровнем успеваемости у младших школьников.

Гипотеза исследования - существуют связь между уровнем тревожности и уровнем школьной успеваемости у младших школьников.

Для проверки гипотезы и решения задач исследования были использованы следующие методы и методики исследования: изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования; методика диагностики уровня тревожности («Шкала тревожности» О. Кондаша); анализ учебной документации для выявления уровня успеваемости.

База исследования: В нашем исследовании принимали участие 55 детей (учащиеся 3а и 3б класса) младшего школьного возраста средней школы № 2 г. Белоозерска.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников

 

1.1 Современные  представления о природе тревожности  в отечественной и зарубежной  литературе

 

 

В течение последних десятилетий немногие психолого-педагогические проблемы подверглись таким активным экспериментальным эмпирическим и теоретическим исследованиям как состояние тревоги. Ранее оно было обозначено в различных философских концепциях и о нем писали Декарт, Спиноза, Кьеркегор и др., а, начиная с конца XIX века, благодаря работам З.Фрейда, эта проблема стала ключевой в психоанализе и психиатрии. В настоящее время она привлекает всё больше исследователей. Несмотря на большее количество экспериментальных, эмпирических и теоретических исследований состояния тревоги, концептуальная разработка этого понятия в современной психолого-педагогической литературе до сих пор остается недостаточной [4].

Многогранность и семантическая неопределенность понятия тревоги в психоло-педагогических исследованиях является следствием использования его в различных значениях. Этим термином обозначается и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей и свойства личности [1]. Многие исследователи используют термин «тревога» в различных значениях и чаще, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся все-таки к совершенно различным понятиям, речь идет о смещении в одном термине понимания тревоги как психического состояния и тревоги как свойства личности [16].

Тревожность, как свойство личности, характеризуется устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Традиционно тревожность трактуется как действие механизмов психологической защиты при внутреннем конфликте. Ч. Спилбергер выделил две составляющие: тревогу, как черту личности, и тревогу, как психическое состояние. «Личностная тревожность (как устойчивая характеристика личности) характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность (уровень тревожности в данный момент) характеризуется напряжением, беспокойством. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосомотическими заболеваниями» [1, с.18]. Р.Кеттелл и И.Шейер конкретизируют данное положение: если тревога является чертой личности, то это - хроническая тревожность, а если состоянием личности, то это - острая тревожность, т.е. величина переменная. Таким образом, тревожность определяется, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции. В целом, тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Тревога, как черта личности, представляет собой характеристику изменения в эмоциональной сфере человека, возникающих в ситуации неопределенной угрозы самооценке личности.

Тревога является специфическим переживанием перед реально отсутствующей, но возможной ожидаемой опасностью. Тревогу можно также определить, как ощущение неопределенной угрозы, неясное чувство опасности.

Можно выделить две большие группы признаков тревоги. Первая группа - внутренние соматические признаки. Эти признаки известны всем из личного опыта: учащенное сердцебиение, сухость во рту, холодные и влажные ладони, переживание собственной неловкости и неуклюжести, возникающие у человека под влиянием волнения. Ко второй группе относятся поведенческие реакции в ответ на тревожащую ситуацию. Эти признаки еще белее разнообразны, чем соматические. Это может быть и вранье, и фантазии, рассеянность и забывчивость, привычка грызть ногти и многое другое. Сложность описания этих проявлений заключается в том, что все они могут сопровождать не только тревогу, но и другие состояния и переживания, например, отчаяние, гнев или даже радостное возбуждение [16].

В психолого-педагогической литературе предпринята попытка классифицировать составляющие «тревожного ряда»:

1. Ощущение внутренней  напряженности - начало этого ряда, оно соответствует наименьшей  степени тревоги. Для этого этапа  характерны такие переживания, как напряженность, настороженность, а иногда и тягостный душевный дискомфорт.

2. Далее следуют гиперстеначеские  реакции, которые связаны с тем, что определенный вид ранее  нейтральных раздражителей приобретает  особенное значение.

3. Собственно тревога  появляется, как переживание неопределенности угрозы, чувство неясной (неосознаваемой) опасности. То, что причина тревоги не осознается, может быть связана как с недостатком информации о ситуации, так и с тем, что получаемая информация находится в противоречии с установками человека, с его представлениями о себе. Кроме того, сам по себе рост интенсивности тревожности снижает возможность логической оценки информации.

4. Психологическая неприемлемость  предыдущего состояния подталкивает  человека к поиску причин тревоги и возникает переживание страха с определенным содержанием. Как правило, причины страха связываются с конкретными внешними явлениями и у человека начинает развиваться боязнь этих конкретных явлений или ситуаций (страх одиночества или наоборот, страх оставаться среди большого количества людей и т.п.)

5. Следующий этап роста  чувства тревожности все усиливающееся  переживание неотвратимости надвигающейся  катастрофы.

6. Предыдущий этап переходит  в тревожно-боязливое возбуждение, когда дезорганизация поведения достигает максимума и практически исчезает возможность целенаправленной деятельности [4].

Говоря о тревожности нельзя не сказать о функциях тревожности:

1) предвосхищение того  или иного вида опасности, предсказание  чего- то неприятного, угрожающего, то есть функция сигнала;

2) тревога-  реакция на  представленную угрозу, поэтому  тревогу иногда определяет как  генерализированный, беспредметный  страх, состояние, вызываемое не  наличием опасности, а отсутствием  возможности ее избежать в  том случае, если она вдруг появится;

3) приспособительное значение  тревоги, активный поиск ее источников, проявляющийся в «сканировании»  наличной ситуации. На функцию  поиска источников угрозы указывает  ряд авторов (Кемпинский А., Прихожан  А.М., Ротенберг В.С., Аршавский А.В. и др.)

4) функция оценки сложившейся  ситуации. Процессы лежащие в  основе анализа значимости ситуации  и отношения к ней, имеют сложный  характер: включают и перцептивные  функции и процессы памяти, способность  к абстрактному мышлению и  т.д. Оценка ситуации приводит к «запуску приспособленных действий, защитных механизмов, имеющих целью устранение источников потенциальной опасности. Эти функции тревожности выделены в рамках функционального подхода. Последовательная реализация функционального подхода предполагает проведение комплексного анализа причин, функций, способов преодоления состояния тревоги, что позволяет выйти на уровень создания конкретных приемов и методов оказания психологической помощи человеку [17].

Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Известно, что смена социальных отношений представляют для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.

Чаще всего самостоятельно справиться с тревогой ребенок не может. К счастью, в его жизни могут встретиться, и действительно встречаются люди, помогающие ему разрешить внутренний конфликт, преодолеть противоречие, обрести веру в себя. Дать ребенку так необходимую ему опору, вывести его из тупика -  профессиональный долг каждого воспитателя, педагога, сталкивающегося с тревожными детьми. «Как известно, одним из важнейших путей снижения тревожности индивида является социальная поддержка его ближайшего окружения, одобрение, подбадривание, уважение» [1, с. 21].

Практика показывает, что часто школа лишь усугубляет этот эмоциональный дискомфорт, который создан в семье. Сам характер обучения в этом виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый «букет» факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося. С другой стороны, чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Полностью снять тревогу, можно устранив все трудности познания, что невозможно, да и не нужно. И учение, и развитие личности ребенка наилучшим образом протекают не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на  оптимальном уровне, и когда ребенок обучен адекватным способам борьбы с ней. Следовательно, задача учителя заключается не в том, чтобы полностью изгнать тревогу и добиться абсолютного, душевного спокойствия детей, а в том, чтобы, во-первых, удерживать тревогу не выше определенного уровня, а, во-вторых, дать ребенку средства конструктивного преодоления ее, не допуская развития тех примитивных форм защиты. Учитель может стать для ребенка не только носителем знаний, воспитателем, но и в какой-то мере психотерапевтом. Это особенно касается классного руководителя, который лучше других знает ребенка и может ему помочь, который для ученика часто самый незыблемый авторитет.

Одна из самых распространенных школьных проблем, связанных с тревогой, является проблема перегрузки. Переутомление ведет к неудачам, а опыт неудач, накапливаясь, рождает страх, неуверенность, эмоциональную нестабильность и новые неудачи. Подавляющее большинство педагогических, психологических, медико-физиологических исследований показывают, что многие традиционные, неоднократно пересматривавшиеся, но упорно существующие правила загрузки школьников не только не стимулируют учебу, но и прямо разрушают психику и снижают работоспособность ребят [4].

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников