Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Происходящие в настоящее время интенсивные изменения в жизни общества приводят к возрастанию запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников.doc

— 666.00 Кб (Скачать)

Данная схема полезна как основа для систематизации имеющихся в литературе данных о причинах неуспеваемости. Она позволила расположить по разным ярусам (концентрическим кругам) те явления, которые соотносятся друг с другом как причины и следствия, помогла увидеть иерархию и связи различных групп причин неуспеваемости.

Основной причиной неуспеваемости П.П. Блонский считал биологическую неполноценность ребёнка. Выделяя причины, которые ведут к неуспеваемости, П.П. Блонский указывал следующее: низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой учебный труд; отсутствие интереса к учению и желания учиться; слабое общее развитие [14, с.112].

Е.А. Аркин причиной неуспеваемости считал социальные факторы: неблагоприятная атмосфера в семье; плохие жилищные условия; отсутствие книг и учебных пособий; переполненность классов; слабые в профессиональном отношении кадры [14, с.112].

Серьёзной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто родители читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, дают инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждают от массовых запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание все равно присутствует.

Приводит к возникновению неуспеваемости неверная оценка учителем характера и причин затруднений, приводящая к высоким требованиям в познавательной сфере ребенка, личности в целом. Это в свою очередь, вызывает большие проблемы, преодоление которых с каждым годом все труднее. Появляется хроническое отставание в усвоении школьных знаний, которые приводят к вторичным нарушениям психосоциального развития и различным формам отклоняющегося поведения.

Неблагоприятно влияет на школьника обедненная природными стимулами среда: закрытые помещения; ограниченные пространства.

Это приводит к угасанию образно-чувственного восприятия мира, сужению зрительных горизонтов, угнетению эмоциональной сферы школьника. В результате абсолютная и относительная нагрузка на ученика оказывается значительно больше нормативной, а физическая цена его учения – слишком высокой.

Затруднения в учебе, приводящие к школьной неуспеваемости, вызваны также недостатками в подготовке ребенка к школе. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности общения в школьном коллективе и страх перед учительницей, приводящий к неврозам и школобоязни. На затруднения в учебе оказывает влияние и общее состояние ребенка: нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков, двигательные нарушения, эмоциональные расстройства.

Все эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействиях, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях, при которых страдает ребенок, постоянно чувствующий собственную неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу – эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, а часто умолкает совсем. Он совершает много лишних движений, или, наоборот становится неподвижным, скованным. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего дети боятся отвечать у доски, именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность [11].

В ряде случаев страх вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений агрессии с их стороны. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, обязанности также может спровоцировать проявление страха, страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным, поскольку он старается овладеть новыми знаниями, серьезно относится к своим обязанностям и очень переживает по поводу отметок.

И.В. Дубровина объединила психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, в две группы. К первой относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле этого слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Среди психологических причин первой группы выделяются следующие три:

- несформированность приемов  учебной деятельности;

- недостатки развития  психических процессов, главным  образом мыслительной деятельности  ребенка;

- неадекватное использование  ребенком своих индивидуально-типологических  особенностей, проявляемых в познавательной  деятельности [12].

Таким образом, анализ исследований, посвященных психологическим проблемам успешности обучения, показывает, что на пути к решению этих проблем сделано немало. Однако еще возникает много вопросов о причинах, обуславливающих трудности в учении. Необходимо более углубленное изучение особенностей личности школьника, помогающие ему в устранении трудностей и повышению успеваемости в процессе обучения.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛНИКОВ

 

2.1 Программа и  методы исследования психологической тревожности и успеваемости школьника

 

 

Для изучения взаимосвязи тревожности и успеваемости младших школьников были использованы следующие методики:

1. «Шкала тревожности Кондаша».

2. Анализ учебной документации для выявления уровня успеваемости.

 «Шкала тревожности», разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

 Бланк методики содержит  инструкцию и задания, что позволяет  при необходимости проводить  ее в группу.

 На первой странице бланка указываются фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения обследования.

Инструкция: «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми  Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1,2,3,4, руководствуясь следующими критериями.

 Если ситуация совершено  не кажется Вам неприятной, обведите  цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

 Если ситуация достаточно  неприятная и вызывает такое  беспокойство, что Вы предпочли  бы избежать ее, обведите цифру  – 2.

 Если она для Вас  очень неприятна и вызывает  сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.

 Если ситуация для  Вас крайне неприятна, если Вы  не можете перенести ее она  вызывает у вас очень сильное  беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру – 4.

 Ваша задача – представить  себе как можно яснее каждую  ситуацию и обведите кружком  ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

 Методика включает  ситуации трех типов:

Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

Ситуации, актуализирующие представление о себе;

Ситуации общения.

 Соответственно, виды  тревожности, выявляемые с помощью  данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные  о распределении пунктов шкалы  представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1 - Данные о распределении пунктов шкалы.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

Самооценочная

Межличностная

1

3

2

4

5

7

6

12

8

9

14

11

10

19

15

13

22

17

16

23

18

20

27

21

25

28

24

30

29

26


 

 Подсчитывается общая  сумма баллов отдельно по каждому  разделу шкалы и по шкале  в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

 Уровень тревожности  для каждой половозрастной группы определяется, исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Уровни тревожности:

15–20 показателей – высокая  тревожность

7–14 – средняя

1–6 – низкая тревожность

Критерии тревожности:

Высокий уровень тревожности – дети, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие дается им неоправданно большой ценой и чревато срывами особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неуверенности, неустойчивости, напряженности.

Оптимальный уровень тревожности – дети в целом спокойны, уравновешенны, социально адаптированы, но в стрессовых ситуациях, ситуациях публичного выступления, незнакомой для себя ситуации они будут испытывать некоторое беспокойство. Однако, оно не будет нарушать их социальную адаптацию.

Низкий уровень тревожности – дети, характеризующиеся условно говоря, «чрезмерным спокойствием». Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности.

2. Анализ учебной документации для выявления уровня успеваемости.

Прямые объекты оценки успеваемости - это знания, умения и навыки учащихся, их полнота, правильность, точность, прочность, связь с жизнью, умение применять их на практике, а также устная, письменная, графическая, практическая формы их выражения.

В отношении формы выражения знаний учитывается логическая последовательность, грамматическая и стилистическая грамотность, богатство и выразительность речи. В отношении различных умений и навыков учитывается их правильность, точность, тщательность выполнения.

Итоговые отметки за четверть, полугодие, за учебный год выводятся в соответствии с фактическим уровнем знаний, сложившимся к моменту выставления балла. На основании оценок решается вопрос о переводе учащихся в следующий класс.

В исследовании приняло участие 25 учащихся 3а класса и 30 учащихся 3б класса. Возраст испытуемых 9–10 лет.

 

2.2 Анализ результатов исследования

 

Использование эмпирических методов, в частности методики «Шкала тревожности Кондаша» и анализ учебной документации позволило нам получить следующие результаты.

 Количественные результаты  изучения уровня тревожности детей 3а класса представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Результаты изучения уровня тревожности детей 3а класса

Уровень тревожности

Кол-во человек

%

Высокий

8

32

Оптимальный

15

58

Низкий

2

10


 

По результатам исследования 8 детей, что составляет 32% от числа обследуемых, имеют высокий уровень тревожности; 15 учащихся, что составляет 58% от числа обследуемых, определены в группу детей с оптимальным уровнем тревожности; 2 ребенка имеют низкий уровень тревожности, что составляет 10% от числа обследованных.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников