Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 22:08, курсовая работа
Происходящие в настоящее время интенсивные изменения в жизни общества приводят к возрастанию запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.
Количественные результаты изучения уровня тревожности детей 3б класса представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Результаты изучения уровня тревожности детей 3б класса
Уровень тревожности |
Кол-во человек |
% |
Высокий |
12 |
43 |
Оптимальный |
7 |
22 |
Низкий |
11 |
35 |
По результатам исследования 12 учащихся 3б класса имеют высокий уровень тревожности, что составляет 43% от числа обследуемых; 7 детей, что составляет 22% от числа обследуемых, определены на оптимальный уровень тревожности; 11 детей имеют низкий уровень тревожности, что составляет 35% от числа обследуемых.
Графически полученные
результаты представлены на
Таким образом, из рис. 2.1 мы видим, что большинство детей 3а класса имеют оптимальный уровень тревожности, в 3б классе доминирует процент детей с высоким уровнем тревожности, что, вероятно, может оказывать негативное влияние на успеваемость учащихся.
Далее мы определяем успеваемость детей данных классов. Для этого использовали анализ учебной документации. Определяя детей в различные группы по уровню успеваемости, мы анализировали итоговые баллы учащихся за третью четверть.
В группу с высоким уровнем знаний мы определяли учащихся с со средним баллом «9-10», дети, с достаточным уровнем знаний имеют средний балл «7-8», дети, занесенные в группу со средним уровнем знаний, имеют балл «5-6», с удовлетворительным - это баллы «7-8» и дети, с низким уровнем знаний – это учащиеся, имеющие баллы «9-10». Количественные результаты изучения успеваемости учащихся 3а и 3б класса представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Анализ успеваемости учащихся 3а, 3б классов
Уровень знаний |
Учащиеся 3а |
Учащиеся 3б | ||
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% | |
«высокий» |
7 |
28 |
4 |
13 |
«достаточный» |
8 |
32 |
8 |
27 |
«средний» |
7 |
28 |
13 |
43 |
«удовлетворительный» |
3 |
12 |
5 |
17 |
В результате анализа учебной документации учащихся 3а класса 7 детей учатся на «высоком уровне», что составляет 28% от общего числа детей; 8 учащихся учатся на «достаточном уровне», что составляет 32% от общего числа детей; 7 детей, от числа остальных детей учатся на «среднем уровне», что составляет 28%; 3 учащихся учатся на «удовлетворительном уровне», что составляет 12% от общего числа детей.
По результатам анализа учебной документации учащихся 3б класса 4 ребенка учатся на «высоком уровне», что составляет 13% от общего числа детей; 8 детей учатся на «достаточном уровне», что составляет 27% от числа детей; 13 детей учатся на «среднем уровне», что составляет 43%; 5 детей учатся на «удовлетворительном уровне», что составляет 17% от общего числа детей. Графически результаты представлены на рисунке 2.2.
Согласно представленной информации, мы делаем вывод, что процент детей, которые учатся на «среднем» и «удовлетворительном» уровнях в 3а классе ниже, чем в 3б классе.
Изучая уровень тревожности детей данных классов, мы указали доминирующий процент учащихся с высоким и низким уровнями тревожности в 3б классе. Эти данные подтверждают нашу гипотезу о том, что высокий и низкий уровни тревожности оказывают негативное воздействие на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста.
Следующим нашим шагом стало определение успеваемости детей при различных уровнях тревожности. Механизм определения выглядит следующим образом: в группах детей с тем или иным уровнями тревожности мы определяли процент детей с высоким уровнем знаний, с достаточным, со средним и удовлетворительным. Так, например, в 3а классе процент учащихся с высоким уровнем тревожности составил 32. Данный процент представили 8 учащихся. Эти 8 человек выступают как 100% для группы детей с высоким уровнем тревожности. Среди данных детей мы определяем процент детей, с высоким, с достаточным, со средним и удовлетворительным уровнями знаний. Так, в рассматриваемом примере, из 8 человек 2 ученика с высоким уровнем, 1 с достаточным, 3 со средним, 2 ученика с удовлетворительным уровнем знаний. Таким образом, мы определяли зависимость успеваемости от уровня тревожности детей. Количественные результаты изучения успеваемости при различных уровнях тревожности учащихся 3а класса представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Зависимость уровня успеваемости от уровня тревожности в
3а классе
Уровень тревожности |
Показатель успеваемости, % | |||
«высокий уровень» |
«достаточный уровень» |
«средний уровень» |
«удовлетвори- тельный уровень» | |
Высокий |
25 |
12 |
38 |
25 |
Оптимальный |
33 |
47 |
20 |
- |
Низкий |
- |
- |
50 |
50 |
Определяя уровня тревожности при различной успеваемости учащихся 3а класса, мы получили результаты, графически представленные на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Уровень тревожности при различных уровнях успеваемости учащихся 3а класса
Из рисунка 2.3 мы видим, что в группе учащихся 3а класса с высоким уровнем тревожности 25% учатся на «высоком уровне»; 12%, учатся на «достаточном уровне»; 38% учатся на «среднем уровне» и 25% - на удовлетворительном уровне. В группе детей с оптимальным уровнем тревожности выявлено 33% на высоком уровне; 47% на достаточном; 20% на среднем уровне. Школьников на удовлетворительном уровне знаний с данным уровнем тревожности не диагностировано.
В группе учащихся с низким уровнем тревожности выявлено 50% учатся на среднем уровне и 50% на удовлетворительном. Учеников на высоком и достаточном уровне с данным уровнем тревожности не определено.
Количественные результаты изучения успеваемости при различных уровнях тревожности учащихся 3б класса представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Зависимость уровня успеваемости от уровня тревожности в 3б классе
Уровень тревожности |
Показатель успеваемости, % | |||
«высокий уровень» |
«достаточный уровень» |
«средний уровень» |
«удовлетвори- тельный уровень» | |
Высокий |
25 |
8 |
50 |
17 |
Оптимальный |
14 |
29 |
43 |
14 |
Низкий |
9 |
18 |
55 |
18 |
По результатам исследования успеваемости при различных уровнях тревожности детей 3б класса мы констатируем следующее.
С высоким уровнем тревожности выявлено 25% детей-с высоким уровнем знаний, 8% учащихся- с достаточным, 50% детей, которые учатся на «среднем уровне» и 17% ребят, которые учатся на «удовлетворительном уровне знаний».
С оптимальным уровнем тревожности выявлено 14% с высоким уровнем знаний, 29% с достаточным, 43% со средним уровнем знаний и 14% с удовлетворительном детей.
С низким уровнем тревожности определено 9% обследуемых, которые учатся на «высоком уровне знаний», 18% испытуемых, которые учатся на «достаточном», 55% учащихся на среднем уровне знаний и 18% на удовлетворительном.
Сравнивая результаты изучения успеваемости при различных уровнях тревожности учащихся 3а и 3б классов, мы можем говорить о том, что большинство учащихся 3б класса с высоким и низким уровнями тревожности имеют средние баллы «3-4» и «5-6». Основной процент школьников с оптимальным уровнем тревожности определен в группу ребят с высоким уровнем и достаточным. Данный факт подтверждает наше предположение о негативном влиянии на успеваемость обучения высокого и низкого уровней тревожности. В свою очередь, большинство учащихся, успевающих на «4-5» и «3-4», отмечены при всех трех уровнях тревожности в 3б классе. Возможно, одной из причин, объясняющих данные показатели, является недостаточный уровень социального благополучия учащихся. Основная группа школьников проживает в неблагополучных семьях: недостаточный уровень материального обеспечения, психологического здоровья родителей и пр.
Выводы:
1. Использование эмпирических
методов исследования
2. Выявлен факт взаимосвязи
высокого и низкого уровней
тревожности с «
На основании проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
Информация о работе Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников