Самосознание личности, его характеристика и роль в жизнедеятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:34, реферат

Краткое описание

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, его психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных. Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Оглавление

Введение
Основная часть
- Историческое развитие сознания у человека
- Сознание и мозг
- Развитие сознания
- Психологические характеристики сознания
- “Я-концепция”
- Самооценка
3. Заключение
4. Перечень используемой литературы

Файлы: 1 файл

camocoznanie li4nosti.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

испытывают потребность  в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины,

всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется  с такими

специфическими  чувствами, как гордость или унижение.

Вопрос об истинности «образа Я» правомерен только относительно когнитивных

его компонентов. Знание человеком самого себя не может  быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. 

Самооценка 

Наши самооценки — это своеобразные когнитивные  схемы, которые обобщают

прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного

аспекта «Я». Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях

и потенциальных  возможностях личности, выражает и  определенный уровень

притязаний. А  он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в

отношениях с  товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с

учителем. Иначе  говоря, самооценка может быть просто средством

самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о

себе.

Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами

своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими  людьми. Чем выше

уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-

либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом  своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех

повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно

или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные

достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку

личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности  и то, насколько

важно для нее  оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок

бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных

ценностей, того, какие именно качества или сферы  деятельности являются для

него основными, невозможно.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от

обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных

прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй, план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не

являются гарантией  успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая

самооценка может  снизиться, но в целом оставаться позитивной.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную

роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом

идеального «Я», т. е. с представлением о том, каким  человек хотел бы быть.

Кто достигает  в реальности характеристик, определяющих для него идеальный

«образ Я», тот  должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает

разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его

самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией

социальных реакций  на данного человека. Иными словами, человек склонен

оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают  другие. Наконец, еще

один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что

человек оценивает  успешность своих действий и проявлений через призму своей

идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то

делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает

хорошо. В целом  картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие

усилия для  того, чтобы с наибольшим успехом  «вписаться» в структуру общества.

Следует подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежит ли в ее основе

собственные суждения человека о себе или интерпретации  суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит

субъективный характер.

                          

  3. Заключение

                            

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его

существования, и история становления сознания не выходит, за рамки нескольких

десятков тысяч  лет, которые мы относим к истории человеческого общества.

Главным условием возникновения и развития человеческого  сознания является

совместная продуктивная опосредованная речью орудийная  деятельность людей.

Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия

людей друг с  другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми

участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Индивидуальное  сознание на заре истории человечества возникло в процессе

коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для

того чтобы  вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен

ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта  цель должна быть

определена и  выражена в слове.

Точно так же в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное

сознание человека. Для его становления также  необходимы совместная

деятельность  и активное общение взрослого  с ребенком, выделение, осознание  и

словесное обозначение  цели взаимодействия. С самого начала филогенетического

и онтогенетического  возникновения и развития человеческого  сознания его

субъективным  носителем становиться речь, которая  вначале выступает как

средство общения, а затем становиться средством  мышления.

Прежде чем  стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним

содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становиться его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание человека формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.

Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и

самого себя, своих ощущений, образов, представлений  и чувств. Образы, мысли,

представления и чувства людей материально  воплощаются в предметах их

творческого труда  и при последующем восприятии этих предметов становятся

осознанными. Поэтому творчество – это путь и средство самопознания и развития

сознания человека через восприятие им своих собственных  творений.

                

4. Перечень использованной литературы

  1. Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)
  2. psylib.org.ua
  3. hpsy.ru
  4. www.lib.ua-ru.net

    

Информация о работе Самосознание личности, его характеристика и роль в жизнедеятельности человека