Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:49, реферат
В жизнедеятельности человека огромное место занимает и решающую роль играет его самосознание, ведущая сторона его сознания.
Самопознание - первое условие мудрости, - писал К. Маркс, продолжая традиции со времен Сократа. Его девиз «познай самого себя» - актуален и поныне.
В жизнедеятельности человека огромное место занимает и решающую роль играет его самосознание, ведущая сторона его сознания.
Самопознание - первое условие мудрости, - писал К. Маркс, продолжая традиции со времен Сократа. Его девиз «познай самого себя» - актуален и поныне.
В обыденном сознании субъект отождествляется с человеческим индивидом и тем самым навязывается ограниченный, метафизический, «натуралистический», «атомизированный» взгляд на субъекта, а рассудок, «здравый смысл» оперирует этим понятием в пределах повседневной деятельности человека, удовлетворяя потребность в налаживании простых отношений людей в рамках определенной узкой общности: семья, первичный, основной коллектив, региональная общность, профессиональная группа и т.д. Диалектический разум обязан «доходить» до всеобщих «предельных» понятий, категорий философии, обобщая общеисторическую практику человека, развитие сознания, достижения наук. Субъект и есть важнейшая категория философии, обозначающая общественного, совокупного (социального) человека в его отношении к объекту деятельности. Именно социальность, т.е. совокупность всех общественных отношений людей как материальных, так и духовных, является определяющим основанием признания субъекта как субъекта.
Человек вне общественных отношений, социальности, «или ангел, или зверь». А.И.Герцен писал: «Отнимите у человека социальное и вы получите свирепого орангутанга». Субъект это обобществленный Человек, целостное человечество, сообщество индивидов, человеческий род на Земле, обживающий земную и теперь уже космическую природу. Он - геокосмическое образование, явление. Самосознание и начинается с того, что человек в сознании отделяет себя от природы, выделяет самого себя практически, в чувствах, мыслях из природы, противопоставляет себя, приспособляясь к природе, формирует внутренний духовный мир. Но это духовное формирование только и возможно, если человек имеет рядом с собой другого человека, других людей, с которыми налажены многообразные отношения. Эти субъективно-субъектные отношения и лежат в основе отношения к природе,
Совокупность «субъект - человечество» является носителем родового общечеловеческого сознания и самосознания. Родовое самосознание - не выдумка философов, а реальное понятие, обозначающее качественно своеобразное состояние субъектно-субъектных отношений. Все индивиды, объединения, государственные общности - субъекты деятельности могут и должны осознать родовые истины бытия, положить их в основу как реальные императивы практической жизни: право на жизнь и ее защиту, позитивная свобода, неприменение насилия, вооруженной силы для разрешения противоречий и т.д.
Жить по рассудку и разуму, по совести, гуманности, человечно, утверждая себя в мире, сознавая господство истины, добра и красоты в человеке - идеал человеческой человечности в каждом самосознающем субъекте.
Еще Ф.Бэкон утверждал, что «человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти способ, с помощью которого он сможет разумно и умело показать, проявить себя и в конце концов изменить и сформировать».
Вместе с тем, по разным основаниям формационно, исторически, регионально, цивилизационно мы можем выделить качественное своеобразие субъектов-носителей самосознания, соответственно объективным критериям выделения людей. Сознание и самосознание античной цивилизации отличается от сознания и самосознания феодальной эпохи в Европе, а последнее - от буржуазной эпохи. Отдельно следует выделить субъектов-носителей самосознания по этническим, национальным критериям.
Мы можем выделять и других субъектов деятельности и, соответственно, выделить индивида - «Я» - носителя собственного индивидуального самосознания, отражающего индивидуальное существование, свое бытие. «Индивид - Я» - исторический субъект, результат общественной жизни, результат выделения самого себя из окружающей природной и общественной среды. Это выделение себя позволяет человеку ощущать, представлять, понимать себя субъектом-носителем своих физических, психических, умственных состояний, действий, отношений и процессов.
Я - формируется в социальной среде, в деятельности и общении при посредстве языка, речи.
Индивидуальное существование, практическая деятельность индивида - лишь часть, момент, элемент, компонент, дополнение и проявление общественного бытия. И его самосознание - есть момент, элемент общественного самосознания, самосознания той общности, к которой он принадлежит (политик - политическое самосознание; экономист - экономическое самосознание, управленец - самосознание управленческой сферы, вплоть до самосознания профессионалов: учителя, врача, инженера, рабочего, земледельца, спортсмена, ученого и т.д.).
Если еще более дифференцирование анализировать категорию субъекта самосознания, то можно выделить и такие моменты, как: субъект познания, субъект практики, субъект управления. При всей их специфике - все эти подразделения, конечно, условны. Они и едины, и раздельны, относительно самостоятельные сферы жизнедеятельности человека, могут существовать вместе и относительно отдельно.
Самосознание: субъективная форма объективного мира. Самосознание по своей сущности - есть социальное явление, есть отражение человеком собственного бытия. «Бытие - практично» - утверждал еще Л. Фейербах. Именно общественная практика как материальная деятельность субъекта, является основой познания мира и самого себя во всех измерениях - физических, биологических и социальных, экономических, политических, коммуникативных, бытовых.
Каждый человек постепенно осуществляет мыслительную операцию по самоопределению себя в тех или иных условиях жизнедеятельности, в практическом поведении, выделяет себя как практического носителя определенной активной позиции по отношению к объективному миру и другим людям, к различным сферам жизни. Всеобщность состоит в том, что все люди обладают самосознанием. Самосознание не только всеобще, но и специфично, детерминировано самим конкретным специфичным носителем, условиями деятельности, местом и временем, целями и задачами действий и т.д.
В практической деятельности человека в неразрывном единстве фактически функционируют две стороны - осознанное отношение к миру, к предметам, явлениям внешнего мира и осознанное отношение к самому себе и через это отношение реализуется сознательное отношение к миру.
Человек целеустремлен не только внешне, но обращен к самому себе, к собственным знаниям, проводит операции саморегулирования, осуществляет оценку всей ситуации и самооценку своих способностей. Эта «работа» целостного самосознания человека одновременно связывает воедино чувственное и рациональное, - ощущения, восприятия, представления, закрепленные опытом, практикой, и понятия, суждения.
Нельзя разорвать, разделить сознание и самосознание, так как они функционируют вместе, синхронно, одновременно проявляются, взаимопроникают в едином акте действия человека.
Нельзя знать о предмете что-то, не отличая себя от него, но нельзя отличить себя от него, не относясь к себе как к тому, кто знает (хочет знать) нечто об этом предмете. Нельзя обладать сознанием, не обладая самосознанием, не будучи для себя тем, что мы называем «Я»; не чувствуя (осмысленно) себя способным что-то сделать для того, чтобы, знать.
В целом необходимо различать психологический уровень самосознания человека и логико-теоретический, рациональный, разумный уровень. Это разновременные, качественно различные этапы и уровни самосознания человека. Именно с концепцией «Я» человек входит в сознательную, осмысленную жизнь.
В зарубежной литературе принят термин «Я - концепция», означающий «совокупность всех представлений индивида о себе». Описательную составляющую Я-концепции называют образом Я; составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, самооценкой; совокупность частных самооценок определяется как принятие себя; поведенческие реакции, вызванные образом Я и самоотношением, образуют поведенческую составляющую Я-концепции.
Уровни самосознания следует выделять и по такому критерию, как осознание степени своей «обобществленности», «вписанности» своего «Я» в ту общность, в жизнедеятельности которой он принимает участие или отождествляет себя с данной сферой жизни. Конечно, осознание своего места и значения в семейных и родственно-семейных отношениях осуществляется раньше всего, а затем уже достраивается самосознание до понимания и других отношений - самосознание себя как школьника, как затем работника определенной сферы жизни, как члена сообщества рабочих или крестьян, или интеллигенции и т.д. Чем больше «Я» переходит к разным «Мы», тем полнее ревизуется сознание гуманности, самотождественности с человечеством. Будучи субъектом одновременно познания, практики, управления состоявшийся человек все более склонен ориентировать свою деятельность на самопознание, на самоутверждение и саморегулирование, самоуправление в системе общественных систем, на координацию и субординацию своих действий, поведения, жизнедеятельности.
В данном отношении человек разрешает многочисленные противоречия, в известной степени, осознаваемые им и регистрируемые в самосознании: противоречия материального и идеального, духовного порядка; экономического и политического состояния; социального и биологического; личного и общественного; коллективного и индивидуального, сознательного и стихийного; эмпирического и теоретического; психологического и физиологического и т.п. Один из высших критериев сформированное™ самосознания человека заключается в степени и уровнях, в формах сознания тех противоречий», которые разрешают субъекты деятельности.
Самосознание концентрирует в себе познанное человеком человека, его результаты на различных уровнях и в формах познания.
Можно выделить как бы «зоны», «поля», «сферы», «слои» самосознания.
Первая зона - это то, что я знаю о себе только я сам. (Интроспективная зона, фактор самосовершенствования, интро- вертная форма).
Вторая зона - то, что знают и видят другие, но и я сам вижу и знаю тоже.
Третья - что недоступно ни мне, ни другим (зона активного или пассивного поиска, снятия иррационального, обнаружения интуитивного).
Четвертая зона - я сам не замечаю, но другие во мне это видят. (Для меня форма адаптации, снятия для меня моего трансцендентного).
Дифференциация зон самосознания заканчивается в предметных актах, в действиях, когда они, зоны, «проявившись», «угасают» в результатах данной деятельности, чтобы затем, заново проявиться как процесс духовной жизни человека.
Важнейшей стороной самосознания выступает оценка и самооценка самого себя, всех своих состояний, возможностей, потенций, уровней, форм личного бытия, отношений, связей и т.п. Оценивающая деятельность, самооценка, конечно, тоже род познания, но имеющий свои особенности, так как здесь действуют иные критерии отношения и самоотношения субъекта.
Оценка и самооценка самого себя, своих дел, чувств, и мыслей связаны с тем, какие выбраны, сформированы человеком ценности в его сознании, какой смысл вкладывает человек в свою жизнь, в свои дела, какими идеалами, образцами жизни обладает и ориентируется на них, какие выбраны цели, ориентиры в жизни, деятельности, насколько они выполнимы, достижимы. В конце концов, это сказывается на оптимистическом или пессимистическом настрое сознания и самосознания человека, на чувствах самоудовлетворения или неудовлетворенности собой, на чувствах и нормах уравновешенного, здравого, разумного поведения или поведения непредсказуемого, неуравновешенного, безрассудного, импульсивного, экстремального, от которого (поведения) страдает и сам субъект.
Важен самоанализ, самооценка жизни, деятельности, поведения, собственных мыслей, чувств, строгий самоконтроль во всем, чтобы оптимально раскрылись в человеке все творческие сущностные силы, как предметно-материальные, биологические, так и социальные, духовно-культурные. «Постыдно умереть, не изведав всех сил духовных и телесных» - говорилось в кругу Сократа.
Самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация, самоуправление всегда выступают как функции самопознания и самосознания человека. Однако здесь важно осознание как внешних условий, обстоятельств самореализации, детерминирующих поведение личности, так и осознание внутренней субъектной духовной организованности, постоянно, с необходимостью, обязанной «вписывать» себя, «встраивать» себя в систему действующих, повелевающих, координационных и субординационных связей, отношений.
Самосознание - не просто свойство человека, субъекта, а сущностное качество отношений общества в целом, народов, людских массивов к людским массивам, классов к классам, наций к нациям, регионов к регионам и т.д. Это - условие и качество самоотношения субъекта к самому себе и к окружающему миру. Оно носит обобщенный, социальный, системный, волевой, действительный характер. Разве, к примеру, гитлеризм не привел к тому, что миллионы немцев качественно изменили самоотношение и самосознание и включились в мировую авантюру, которая была сокрушена, и еще раз доказано в истории: ложная самоидентификация, самотождествленность, искаженное, субъективистское самосознание приводят к краху.
Преувеличение, абсолютизация внешних детерминант деятельности субъекта, приводит к субъективистскому конформизму, к субъективной тенденции в понимании себя, своего места и роли, к снижению творческого потенциала в деятельности разума. И, напротив, чрезмерное преувеличение сил и возможностей субъекта, своего разума, принижение, незнание внешних детерминант деятельности приводит к. волюнтаризму, авантюрному субъективизму, к ущербному самосознанию, неспособному правильно реализовать самого себя.
Самосознание - не изолированное, только индивидное, только субъективное, но обобществленное, общественное, коллективное, согласованное, объективированное в определенной форме, хотя бы в личной материальной форме, в речи, языке. С помощью языка, речи, памяти в моем сознании со мной общаются и я с ними, - не только с ныне живущими, но и с моими предками, которых я знал и не знал лично, но мне о них известно по свидетельству других.
Однако бесспорно - самосознание носит личностный характер, индивидуализировано, дискретно и поэтому в нем отражаются, концентрируются прежде всего личные связи, отношения, личные практические действия, опыт, личные переживания, чувства, восприятия, представления, обобщения собственных знаний и т.д.
Самосознание в структуре сознания и механизм его действия. Мы уже выяснили кратко, что самосознание «структурировано», состоит из элементов, сторон, уровней, форм, состояний. Но следует еще раз подробнее раскрыть самосознание в структуре дознания, определить приоритетные, «частные» самосознания субъекта, их неодинаковую роль в жизнедеятельности, самоутверждении личности.