Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:49, реферат
В жизнедеятельности человека огромное место занимает и решающую роль играет его самосознание, ведущая сторона его сознания.
Самопознание - первое условие мудрости, - писал К. Маркс, продолжая традиции со времен Сократа. Его девиз «познай самого себя» - актуален и поныне.
Общественное самосознание в целом существует как осознание человеком общества как такового, во всем многообразии его бытия. Но эта абстракция конкретизируется в цивилизованном определении, в формационном отношении, эпохальном, в периодическом отношении к истории, в региональном плане, этническом. Уже здесь мы видим специфику каждого из оснований для определения особенного состояния, уровня, форм проявления самосознания людей.
Каждая из форм общественного сознания (политическое, правовое сознание, экономическое и др.) одновременно включает в себя специфическую форму данного самосознания и может функционировать только при достаточно высокой развитости специального, «отраслевого», специализированного, профессионализированного самосознания. Что сможет сделать в экономике человек, не знающий законов экономики и своего места, роли, условий, не имеющий своих собственных знаний, опыта, навыков, не выработавший самооценки, самоконтроля, самоуправления и т.д. Только грамотный человек и профессионал, обладающий знанием и самосознанием, самооценкой, в состоянии эффективно вести дело, производство, обмен, распределение и т.д. Причем, сам специалист осознает себя в дифференцированных функциях, диктующих ему его собственное поведение.
Огромное значение имеет, политическое самосознание субъектов - общества, классов, наций, народности, этнических групп, слоев, коллективов, партий, союзов, объединений, организаций, государственных учреждений, индивидов. Уже, согласно денной структурной разделенное™ субъектов, политическое сознание разделено на специфические стороны, элементы, состояния политического самосознания, решающего проблемы властных отношений в обществе, государственного понимания деятельности всех субъектов политических институтов, партий, организаций.
Важным структурным элементом самосознания и моментом функционирования самосознания субъекта выступает научное сознание и самосознание человека. Самосознание науки, например, «математика о математики», разрабатывается не только в «науке о науке», метанауках, но и в философии науки, психологии науки, социологии науки, в науке о языке и др. Важнее всего, в данном случае, - наука о самосознании, теоретические проблемы самосознания, философия самосознания, теория культуры самосознания, разработка научных концепций самосознания и обоснование научных принципов самосознания субъекта.
Проблема научного, истинного знания и осознания субъектом этого знания настолько велика и значима, что даже само знание определяется через осознание человеком истины. Знание - есть результат познавательной деятельности человека и осознания истины. Есть субъективная сторона истины.
Способность человека отчетливо, научно ставить, формулировать и излагать вопросы, проблемы и осуществлять реальные попытки их научного решения невозможны без ясного и честного научного познания самого себя. Нельзя впадать в самообман, третируя науку о человеке, одновременно провозглашая себя знатоком человеческих дел, человеческих чувств, мыслей. Здесь речь идет именно о научном самосознании субъекта.
Философия и есть теоретическое самосознание человека, высший уровень всей отражательной деятельности человечества и познания мира, и его практического изменения, итог самопознания человека.
Мы должны различать истинную рефлексивную деятельность, когда ее путь и результаты соответствуют предметам, и ложную рефлексию, когда и процесс самоотражения, и его результаты искажены, деформированы, не соответствуют, в силу тех или иных причин, предметам, объектам. В последнем случае возникает отчужденное самосознание, дающее неправильные ориентиры деятельности. Заблуждения могут приводить только к дальнейшим заблуждениям, они проявятся как субъективизм, волюнтаризм, как ограниченное, софистическое, эклектическое, ложное мышление. Наиболее глубокие, заблуждения касаются принципов мышления, фундаментальных исходных положений, концепций, оснований теории.
Именно поэтому должно быть строгое научное понимание и процесса, и результатов познания, самопознания, проверка того, что познано, что знаешь о самом себе, чтобы не возник разрыв между образом самого себя, который человек создает в разных формах самосознания, и реальным человеком, его делами, его сознанием,
Этот разрыв может стимулироваться различными причинами, главным образом субъективного порядка. Его возможность особенно велика как раз на стадии «развернутого явного самопознания в виде саморефлексии». (Т.Е. Соколова. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. Отсюда проистекает принцип принципиальности субъекта в мышлении, познании, деятельности, на практике, в поведении, т.е. осознание научных принципов человеком и действия в соответствии с ними. Это - принципы самоутверждения человека. В данном случае можно говорить о важнейших принципах материалистического понимания мира и человека, о принципах диалектики, всеобщих и общих законах науки. Принципы самосознания, саморефлексии субъекта однозначны, отражают одну объективную реальность, сущность объекта, предмета, выявляют объективную истину (через ряд относительных истин, почему и не может быть монополии на истину). Они проверены общественной практикой, совокупными исследованиями в науке, в историческом развитии знания и самопознания человека, в функционировании интеллекта.
Человек осуществляет самоанализ, как правило, в свете того или иного идеала личности и тех ценностей, которые выражают его тип отношения к другим людям. Когда человек смотрит на себя как бы со стороны, анализирует свою жизнь, деятельность, опыт, размышляет над своим отношением к делу, к людям, к жизни, стремится объективно, без самооправдания заглянуть в субъективные тайны собственной жизни и сознания, он, волей-неволей, желает как бы реализовать, утвердить, заново «обосновать себя», закрепить собственные принципиальные ориентиры жизни, что-то подвергнуть собственному суду совести, строгой самооценке и что-то отвергнуть, преодолеть. Саморефлексия - великая сила саморегуляции, самоутверждения человека, в результате которой происходит качественное изменение, совершенствование, развитие сознания личности и самой личности.
Роль самосознания личности можно рассматривать в разных аспектах, на разных уровнях, но важнее всего, в нашем случае, выяснение роли самосознания, главным образом, для самосознающего индивида.
И здесь выступает глобальный аспект, глобальное отношение к себе в виде самоприятия или самоотвержения, самоотрицания. В определенные исторические эпохи развития общества может быть разное соотношение этих контрарных самоотношений и на определенных этапах онтогенеза - тоже. Например, ребенок не способен органически на самоубийство, а сегодня самоубийство стало во всех слоях почти массовым - более 60 тыс. в год. Уровни самоприятия или самоотрицания детерминируются многими факторами общественной и личной жизни людей.
Уровень самосознания, его роль определяется также степенью отчетливости, ясности, определенности образа «Я», его «объемности», его субъективной значимости для личности. Этот параметр характеризует как уровень развитости рефлексии, так и содержание образа «Я» в зависимости от субъективной значимости тех или иных качеств. Во всяком случае, развитое и объективное самооценивающее мышление и осознание качеств повышает эффективность самосознания, делает его более творческим, действенным.
Уровень самосознания и его роль зависит в значительной мере от степени внутренней цельности, последовательности образа «Я», как следствие разрешения противоречия между реальным и идеальным образом «Я», следствие противоречивости или даже несовместимости отдельных его качеств.
В связи с этим измерением уровня самосознания, правы те исследователи, которые развертывают концепцию «личностного смысла Я». Будучи соотнесенными с мотивами и целями субъекта в его реальной жизнедеятельности, качества его личности могут обладать «нейтральностью» или личностным смыслом; последнее определяется тем, насколько они препятствуют или благоприятствуют реализации жизненных замыслов субъекта. Отдельные качества или одна и та же черта могут приобретать также конфликтный личностный смысл, ввиду вовлеченности субъекта в различные, иногда «перекрещивающиеся» деятельности. «Переходя в сознание, личностный смысл выражается в значениях, т.е. когнитивно, например, в констатациях черт (умелый, ловкий, неловкий, терпеливый и т.д.) и в переживаниях - чувстве недовольства собой или гордости за достигнутый успех».
Итоговым измерением самосознания личности является мера самоприятия, положительное или отрицательное общее отношение к себе, установка «за» или «против» себя, причем не только на уровне эмоционально-ценностного самоотношения, но и рассудочно-разумного. Каждый человек выступает в роли судьи по отношению к самому себе, это - суд совести, чести, порядочности, человеческого достоинства, долга, обязанности, прав личности, уважения. Следует жить в полном согласии с самим собой, чтобы исполнить свое позитивное, творческое предназначение в мире, чтобы реализовать себя созидательно, чтобы люди сказали: «Вот, Человек, он являлся и этот мир не зря!»
Список использованных источников:
1. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека / Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. - М., 1998.
2. Бердяев Н.А. О
человеческой свободе и
3. В.И. Стрюковский
Основы философии: Учебное
4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.