Сознание, самосознание и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:28, реферат

Краткое описание

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества
наук, среди которых философия.

Оглавление

I. Введение………………………………………………………….………….2
II. Сознание……………………………………………………………………...3

1. Понятие сознания и его определение………………………………….…….........3
2. Отличительные черты психики и сознания……………………….……………...5
3. Структура и источники сознания…………………………………………………6
4. Функции сознания…………………………………………………………………7
5. Активность сознания………………………………………………………………8
6. Общественная природа сознания…………………………………………………9

Ш. Самосознание………………………………………………………….…….11

1. Понятие самосознания………………………………………………………………12
2. Структура и формы самосознания………………………………………………….13
3. Предметность и рефлексивность самосознания…………………………………...14

IV. Заключение…………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

ФИЛОСИФИЯ.docx

— 65.47 Кб (Скачать)

Содержание

 

I.                  Введение………………………………………………………….………….2

II.               Сознание……………………………………………………………………...3

 

1.       Понятие сознания и его определение………………………………….…….........3

2.       Отличительные  черты психики и сознания……………………….……………...5

3.       Структура  и источники сознания…………………………………………………6

4.       Функции  сознания…………………………………………………………………7

5.       Активность  сознания………………………………………………………………8

6.       Общественная  природа сознания…………………………………………………9

 

Ш.              Самосознание………………………………………………………….…….11

 

1.    Понятие самосознания………………………………………………………………12

2.    Структура и  формы самосознания………………………………………………….13

3.    Предметность  и рефлексивность самосознания…………………………………...14

 

IV.              Заключение…………………………………………………………………..15

 

        Список  литературы………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,

многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества

наук, среди которых философия.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо

определение места и роли человека в мире, специфики его  взаимоотношений с

окружающей действительностью  предполагает выяснение

природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна  и потому,

что те или иные подходы  к вопросу о сущности сознания, о характере его

отношения к бытию затрагивают  исходные мировоззренческие и методологические

установки любого философского направления. Естественно, что подходы  эти

бывают разные, но все  они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой:

анализом сознания как  специфически человеческой формы регуляции

взаимодействия человека с действительностью. Эта форма  характеризуется прежде

всего выделением человека как своеобразной реальности, как  носителя особых

способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы  сознания предполагает очень широкий  спектр вопросов,

который делается предметом  исследования не только философии, но и специальных

гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания,

педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее  время и

информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках

этих дисциплин всегда опирается на определенную  философско-мировоззренческую

позицию в трактовке сознания.

Центральным философским  вопросом  всегда был и остается вопрос об отношении

сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет  человеку

сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека.

Вторичность сознания по отношению  к бытию означает, что бытие  выступает как

более широкая система, внутри которой сознание является специфическим

условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в  эту

целостную систему бытия.

Сознание выступает как  особая форма отражения, регуляции  и управления

отношением людей к  окружающей действительности, к самим  себе и своим способам

общения, которые возникают  и развиваются на основе практически-

преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.

Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно  возникает и

развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и

общения.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Сознание

 

 

     1.          Понятие сознания и его определение

     Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые

образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно

своим потребностям, а у  человека также соответственно его  интересам, целям и

идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные,

но и подсознательные  и бессознательные процессы. Сознательными называются

такие психические явления и действия человека, которые проходят через его

разум и волю, опосредуются  ими, которые, следовательно, совершаются со

знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Перейдем к вопросу  к вопросу о том, чем определяется, обусловливается

возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот

процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

Внешними детерминаторами  сознания являются природа и общество. Сознание

присуще лишь человеку, возникает  и развивается лишь в условиях общественной

жизни. Однако оно обусловлено  не только социально. Внешняя действительность

для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание

человека детерминировано  внешними факторами двояко: явлениями и законами

природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли  о

природе и обществе (а также о людях как природных и общественных

существах).

Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую  и

физиологическую систему, без  коей невозможно сознание, как продукт  действия

этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически,

создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя

вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия

рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.

Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы  и изменяются природой

как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя

физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание

сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем содержится,

однако это содержание обусловливается и определяется не только характером

внешних явлений, но и устройством  воспринимающего их аппарата. Образ

внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть

субъективный образ объективного мира.

Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни.

Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над

волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с

его сознанием.

Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в

виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов,

определивших и определяющих развитие психики человека, факторов,

действовавших не порознь, а  в единстве и взаимопроникновении. Поэтому,

занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только

факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические,

подвластные в полной мере законам органической природы, а  также факторы

психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

Сознание детерминировано  не только действием внешних факторов. Сознание

человека подчинено еще  действию законов нейрофизиологии  и психологии (общей

и социальной), т. е. имеет  еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию.

При этом физиологическая  обусловленность сознания, будучи внутренней, в том

смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной,

материальной, а психологическая  детерминация имеет субъективный, идеальный

характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира,

природы и общества —  является первичной, а внутренняя, психофизиологическая

обусловленность — вторичной.

Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой

стороны, все явления психики  и сознания протекают в тех  формах, которые

фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук.

Это ощущения, восприятия и  представления, мысли, эмоции, чувства, Память,

воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в

которых «переливается» все  содержание сознания. По своей форме  сознание не

выходит за пределы психологических процессов.

Содержание и форма  сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть

отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток

как того, что в нем  отражается, так и того материала, на котором этот снимок

отпечатывается, и свойств  того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание

это не только субъективно-психологическое  явление, а единство объективного и

субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание,

прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок

и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым

жизненным опытом.

В отдельных областях сознания последнее подчиняется также и более

специальным законам. Так, в  области познания оно совершается по законам

логики, без соблюдения которых  невозможна правильная обработка полученного

материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в  которых

связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание

действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся

умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей

подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов,

выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их

неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не

означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности  и

специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт;

б) как члена общества, т. е. как социальную единицу

в) как психологический, разумно-эмоциональный  комплекс в отличие от машины,

на которой он работает.

Как же можно определить сознание?

     Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция

мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении

их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании  поведения

человека.

  

 

 

 

 

 

  2.  Отличительные черты психики и сознания 

Особенности человеческой психики  и сознания в большой степени  также проблема

философская и социологическая.  При исследовании этих последних сторон

сознания необходимо, учитывать  достижения естественных и психологических

наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже утвердившиеся  положения

на основе новых данных этих наук.

Не только познание, т. е. определенная функция сознания, но и сознание в

целом включают в себя две  ступени, или формы, — чувственную и рациональную.

Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на

второй ступени, а также  в соотношениях и в «удельном весе» этих двух форм.

Обычное представление, что  сознание человека отличается от психики животных

лишь развитием рациональной ступени, является, с нашей точки зрения,

неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной

стороны, ряд живых существ  обладает такими органами чувств или  таким

развитием общих с человеком  анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты

у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона  сознания человека

как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо

более высоком уровне, чем  чувственность животных. Глаз художника, ухо

музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроскопом и

телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших

расстояниях и т. д., знают  о вещах и их свойствах несравненно  больше, чем

органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некоторых из этих

органов у последних. Это  обстоятельство следует, как нам  кажется, считать

первой отличительной особенностью сознания человека.

Второй особенностью следует  считать большую роль в жизнедеятельности  человека

рациональной формы сознания сравнительно с чувственной. Все развитие

культуры вело не только к тому, что действия человека становились все более

разумными, не непосредственно  импульсивными, а обдуманными, но и  к тому, что

сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое

господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.

Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании  качества

этой рациональной ступени, состоящей:

а) в развитии все большей  широты и абстрактности обобщений;

б) в уменьшении роли в  них чувственного элемента;

в) во все большем отходе абстракций от непосредственного практического

приложения.

Указанные тенденции характеризуют  не только отличие мышления человека

сравнительно с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное

Информация о работе Сознание, самосознание и личность