Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:28, реферат
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества
наук, среди которых философия.
I. Введение………………………………………………………….………….2
II. Сознание……………………………………………………………………...3
1. Понятие сознания и его определение………………………………….…….........3
2. Отличительные черты психики и сознания……………………….……………...5
3. Структура и источники сознания…………………………………………………6
4. Функции сознания…………………………………………………………………7
5. Активность сознания………………………………………………………………8
6. Общественная природа сознания…………………………………………………9
Ш. Самосознание………………………………………………………….…….11
1. Понятие самосознания………………………………………………………………12
2. Структура и формы самосознания………………………………………………….13
3. Предметность и рефлексивность самосознания…………………………………...14
IV. Заключение…………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………………….16
Содержание
I.
Введение…………………………………………………………
II.
Сознание…………………………………………………………
1. Понятие
сознания и его определение………………………………….……...
2. Отличительные
черты психики и сознания………………
3. Структура
и источники сознания…………………………
4. Функции
сознания…………………………………………………………
5. Активность
сознания…………………………………………………………
6. Общественная
природа сознания……………………………………
Ш.
Самосознание………………………………………………
1. Понятие самосознания…………………………
2. Структура и
формы самосознания………………………………
3. Предметность
и рефлексивность самосознания…
IV.
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
I. Введение
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества
наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо
определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с
окружающей действительностью предполагает выяснение
природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому,
что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его
отношения к бытию затрагивают
исходные мировоззренческие и
установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти
бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой:
анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции
взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде
всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых
способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов,
который делается предметом исследования не только философии, но и специальных
гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания,
педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и
информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках
этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую
позицию в трактовке сознания.
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении
сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку
сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека.
Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как
более широкая система, внутри которой сознание является специфическим
условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту
целостную систему бытия.
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления
отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам
общения, которые возникают и развиваются на основе практически-
преобразовательной
Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и
развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и
общения.
II. Сознание
1.
Понятие сознания и его
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые
образы внешней
своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и
идеалам.
Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные,
но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются
такие психические явления и действия человека, которые проходят через его
разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со
знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается
возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот
процесс, называют детерминантами или детерминаторами.
Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание
присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной
жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность
для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание
человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами
природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о
природе и обществе (а также о людях как природных и общественных
существах).
Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и
физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия
этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически,
создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя
вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия
рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.
Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой
как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя
физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание
сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем содержится,
однако это содержание обусловливается и определяется не только характером
внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата. Образ
внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть
субъективный образ объективного мира.
Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни.
Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над
волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с
его сознанием.
Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в
виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов,
определивших и определяющих развитие психики человека, факторов,
действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому,
занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только
факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические,
подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы
психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.
Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание
человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей
и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию.
При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том
смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной,
материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный
характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира,
природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая
обусловленность — вторичной.
Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой
стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые
фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук.
Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память,
воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в
которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не
выходит за пределы психологических процессов.
Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть
отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток
как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок
отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание
это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и
субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание,
прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок
и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым
жизненным опытом.
В отдельных областях сознания последнее подчиняется также и более
специальным законам. Так, в области познания оно совершается по законам
логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного
материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых
связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание
действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся
умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей
подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов,
выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их
неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не
означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и
специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:
а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт;
б) как члена общества, т. е. как социальную единицу
в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины,
на которой он работает.
Как же можно определить сознание?
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция
мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении
их результатов,
в разумном регулировании и
человека.
2. Отличительные черты психики и сознания
Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также проблема
философская и социологическая. При исследовании этих последних сторон
сознания необходимо, учитывать достижения естественных и психологических
наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже утвердившиеся положения
на основе новых данных этих наук.
Не только познание, т. е. определенная функция сознания, но и сознание в
целом включают в себя две ступени, или формы, — чувственную и рациональную.
Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на
второй ступени, а также в соотношениях и в «удельном весе» этих двух форм.
Обычное представление, что сознание человека отличается от психики животных
лишь развитием рациональной ступени, является, с нашей точки зрения,
неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной
стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким
развитием общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты
у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека
как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо
более высоком уровне, чем чувственность животных. Глаз художника, ухо
музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроскопом и
телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших
расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно больше, чем
органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некоторых из этих
органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам кажется, считать
первой отличительной особенностью сознания человека.
Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности человека
рациональной формы сознания сравнительно с чувственной. Все развитие
культуры вело не только к тому, что действия человека становились все более
разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что
сама чувственность
господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.
Третья особенность сознания
человека заключается в
этой рациональной ступени, состоящей:
а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений;
б) в уменьшении роли в них чувственного элемента;
в) во все большем отходе абстракций от непосредственного практического
приложения.
Указанные тенденции характеризуют не только отличие мышления человека
сравнительно с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное