Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:28, реферат
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества
наук, среди которых философия.
I. Введение………………………………………………………….………….2
II. Сознание……………………………………………………………………...3
1. Понятие сознания и его определение………………………………….…….........3
2. Отличительные черты психики и сознания……………………….……………...5
3. Структура и источники сознания…………………………………………………6
4. Функции сознания…………………………………………………………………7
5. Активность сознания………………………………………………………………8
6. Общественная природа сознания…………………………………………………9
Ш. Самосознание………………………………………………………….…….11
1. Понятие самосознания………………………………………………………………12
2. Структура и формы самосознания………………………………………………….13
3. Предметность и рефлексивность самосознания…………………………………...14
IV. Заключение…………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………………….16
является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна
непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только
«снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как
внутренние процессы психики).
Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания
(сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления
(деятельности). Таким образом, активность сознания проявляется как в
мышлении, так и на практике.
Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух
«этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности
(естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие,
общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые,
национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй
«этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями
социально-психические явления нижнего «этажа».
Решение проблемы активности сознания, взятой в ее гносеологическом и
социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из
различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных
факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая
форма является предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в
свою очередь состоит из ряда звеньев: потребности, интересы, цели и пр.;
познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на
действие. Эти звенья нельзя рассматривать как линейный ряд, так как в одних
случаях внутренняя активность начинается непосредственно с чувственных
импульсов, в других — с рациональных, познавательных процессов. Но во всех
случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы
внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве)
случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.
6. Общественная природа сознания
Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на
основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с
необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой
деятельности в особых формах отражения.
В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную
деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и
заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого
сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику,
приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения
индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном
усвоении людьми норм и
представлений общественного
включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе
этой деятельности.
К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы
сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный,
познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и
оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем.
Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к
действительности и тем самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация
определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как
носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения
к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы
отражения.
Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и
соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов
сознания – практически-
нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения – фиксация
непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы
сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер
целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки,
представления всегда заключают в себе определенное отношение к
действительности.
Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие
чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д.,
также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя
себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру,
человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем
сознании вписывать себя в мир.
II. Самосознание
1. Понятие самосознания
Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя
определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя,
отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым
компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической
характеристики человека,
которая именуется
Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания.
Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,
своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком
своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего
положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют
ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание,
делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения
материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский
вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы
сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания
сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само
раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и
сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется
странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым
фактом.
Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает
относительность различия и противоположности объекта и субъекта,
неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт
самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект
не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом
сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в
соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме
разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.
Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как
проблему «Я». Однако самосознание,
рассматриваемое в широком
аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле,
говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п.
Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также
самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом,
самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального
самосознания.
Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное
самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием
общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными
людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми
(этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из
рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом
(обществом) и субъектом
(человеком, отдельными людьми)
самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на
объект и субъект.
Идеалистическая философия и психология рассматривает это раздвоение как
наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»),
делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность
всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология,
физиология и психопатология накопили уже большой материал для научного
объяснения явления
Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считают
самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни,
что и сознание в целом.
Они различают две формы
сознание и самосознание.
Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является
созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе
общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается
не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных
отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к
отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек
осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им
материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека
развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на
основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им
предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.
Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении, что
в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме
психических событий и связей, которые они имеют между собой или с внешним
миром.
Однако способность «я» в процессе самосознания отвлекаться от всех
переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность
рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения
ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон
содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего
опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызываемым
изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент
устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает,
отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.
Проблема внутреннего тождества «я», единства самосознания была предметом
размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о
трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного
опыта.
Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание или
самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью
сознания или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй,
более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии.
Самосознание—это процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять
самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в
область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является
одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее
развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним
понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания,
смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в
общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.
2. Структура и формы самосознания
Самосознание – динамичное
исторически развивающееся
на разных уровнях и в разных формах.
Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является
элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и
людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих
вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает
определенные формы
того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в
сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм,
учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и
социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от
того, что совершается во внешнем мире.
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в
качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной
социальной группе.
Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я»
как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с
тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные
поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает