Сознание, самосознание и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:28, реферат

Краткое описание

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества
наук, среди которых философия.

Оглавление

I. Введение………………………………………………………….………….2
II. Сознание……………………………………………………………………...3

1. Понятие сознания и его определение………………………………….…….........3
2. Отличительные черты психики и сознания……………………….……………...5
3. Структура и источники сознания…………………………………………………6
4. Функции сознания…………………………………………………………………7
5. Активность сознания………………………………………………………………8
6. Общественная природа сознания…………………………………………………9

Ш. Самосознание………………………………………………………….…….11

1. Понятие самосознания………………………………………………………………12
2. Структура и формы самосознания………………………………………………….13
3. Предметность и рефлексивность самосознания…………………………………...14

IV. Заключение…………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

ФИЛОСИФИЯ.docx

— 65.47 Кб (Скачать)

является результатом  этого опосредованно и не всегда адекватна

непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать  не только

«снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как

внутренние процессы психики).

Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания

(сила мысли, чувств  и воли), так и в форме внешнего  ее проявления

(деятельности). Таким образом, активность сознания  проявляется как в

мышлении, так и на практике.

Активность сознания имеет  свои предпосылки, расположенные как  бы в двух

«этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности

(естественные, искусственные  и культурные), интересы (общечеловеческие,

общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые,

национальные и пр.) и  связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй

«этаж» составляют различные  оценки, имеющие своим основанием и критериями

социально-психические явления  нижнего «этажа».

Решение проблемы активности сознания, взятой в ее гносеологическом и

социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из

различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных

факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая

форма является предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в

свою очередь состоит  из ряда звеньев: потребности, интересы, цели и пр.;

познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на

действие. Эти звенья нельзя рассматривать как линейный ряд, так как в одних

случаях внутренняя активность начинается непосредственно с чувственных

импульсов, в других — с рациональных, познавательных процессов. Но во всех

случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы

внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в  большинстве)

случаях остается ближайшим  звеном перехода к практике.

     6. Общественная природа сознания

Возникновение сознания связано  прежде всего с формированием  культуры на

основе практически –  преобразовательной общественной деятельности людей, с

необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой

деятельности в особых формах отражения.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную

деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и

заключаются принципиальные основания общественной природы  человеческого

сознания. Существо общественного  воздействия на индивидуальную психику,

приобщение ее к общественному  сознанию и формирования в силу этого  приобщения

индивидуального человеческого  сознания заключается не в простом  пассивном

усвоении людьми норм и  представлений общественного сознания, а в активном их

включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения  в процессе

этой деятельности.

К проблемной ситуации человек  подходит, ориентируясь на определенные нормы

сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный,

познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает  и

оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем.

Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к

действительности и тем  самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация

определенной позиции  по отношению к заданной ситуации, выделение себя как

носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного  отношения

к ситуации и составляет характерную черту сознания как  специфической формы

отражения.

Взгляд сознания на мир  – это всегда взгляд с позиций  этого мира культуры и

соответствующего ему  опыта деятельности. Отсюда и характерное  для всех видов

сознания – практически-предметного, теоретического, художественного,

нравственного и т.д. –  своеобразное удвоение отражения –  фиксация

непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей  нормы

сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер

целенаправленного отражения  действительности; его нормы, установки,

представления всегда заключают  в себе определенное отношение к

действительности.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие

чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д.,

также воспитываются под  воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя

себя из мира в качестве носителя определенного отношения  к этому миру,

человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем

сознании вписывать себя в мир.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.  Самосознание

 

     1.    Понятие самосознания

Сознание предполагает выделение  субъектом самого себя в качестве носителя

определенной активной позиции  по отношению к миру. Это выделение  себя,

отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым

компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической

характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания.

Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,

своего Я от всего, что  его окружает. Самосознание -  это  осознание человеком

своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего

положения в обществе. В  формировании самосознания существенную роль играют

ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это —  сознание,

делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения

материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский

вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики  этой формы

сознания и познания. Эта  специфика определена, тем, что в  акте самосознания

сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само

раздваивается на субъект  и объект, на сознание, которое познает (субъект), и

сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно  ни кажется

странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым

фактом.

Самосознание самим фактом своего существования еще раз  доказывает

относительность различия и  противоположности объекта и субъекта,

неправильность представлений  о том, что в сознании все субъективно. Факт

самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект

не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что  и в самом

сознании имеется это  деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в

соотношении объективного и  субъективного в содержании сознания и в форме

разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Самосознание обычно рассматривают  лишь в плане индивидуального  сознания, как

проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском

аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле,

говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п.

Психологические науки, изучающие  явление сознания, представляют собой  также

самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом,

самосознание выступает  и в форме индивидуального  и в форме социального

самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное

самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием

общественных явлений (форм общественного сознания, личности и  пр.) отдельными

людьми, учеными, либо изучением  сознания всех людей теми же отдельными людьми

(этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из

рамок обычного соотношения  общего и отдельного, соотношения между объектом

(обществом) и субъектом  (человеком, отдельными людьми). В  индивидуальном же

самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на

объект и субъект.

Идеалистическая философия  и психология рассматривает это раздвоение как

наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»),

делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность

всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология,

физиология и психопатология накопили уже большой материал для научного

объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического механизма.

Материалисты, отвергая мистическую  трактовку самосознания, считают

самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни,

что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное

сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки  самосознания. Самосознание не является

созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе

общения. Общественная обусловленность  формирования самосознания заключается

не только в непосредственном общении людей друг с другом, в  их оценочных

отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых  к

отдельному человеку в  осознании самих правил взаимоотношения. Человек

осознает себя не только посредством других людей, но и через  созданную  им

материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека

развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на

основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им

предметов, что развивает  в нем сознание различия субъекта и объекта.

Материалистическое понимание  самосознания основывается на том положении, что

в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме

психических событий и  связей, которые они имеют между собой или с внешним

миром.

Однако способность «я»  в процессе самосознания отвлекаться от всех

переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность

рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения

ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон

содержания сознания. Это  различение представляет собой явление  внутреннего

опыта. Наряду с постоянно  меняющимся содержанием сознания, вызываемым

изменениями внешнего и внутреннего  мира, в сознании имеется момент

устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает,

отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Проблема внутреннего  тождества «я», единства самосознания была предметом

размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о

трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного

опыта.

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание или

самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью

сознания  или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй,

более общей формулировке, он представляет известный интерес  и для философии.

Самосознание—это процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять

самосознание в его  первичных, элементарных формах, то оно  уходит далеко в

область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является

одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее

развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним

понимание классом или  личностью своей роли в общественной жизни, призвания,

смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит  ваше сознания в

общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

     2. Структура и формы самосознания

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее

на разных уровнях и  в разных формах.

Первой его формой, которую  иногда называют самочувствием, является

элементарное осознание  своего тела и его вписанности  в мир окружающих вещей и

людей. Оказывается, что простое  восприятие предметов в качестве существующих

вне данного человека и  независимо от его сознания уже предполагает

определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для

того чтобы увидеть  тот или иной предмет как нечто  существующее объективно, в

сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм,

учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и

социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от

того, что совершается  во внешнем мире.

Следующий, более высокий  уровень самосознания связан с осознанием себя в

качестве принадлежащего тому или иному человеческому  сообществу, той или иной

социальной группе.

Самый высокий уровень  развития этого процесса – возникновение  сознания «Я»

как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и  вместе с

тем в чем-то уникального  и неповторимого, могущего совершать  свободные

поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает

Информация о работе Сознание, самосознание и личность