Самосознание личности, его характеристика и роль в жизнедеятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:34, реферат

Краткое описание

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, его психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных. Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Оглавление

Введение
Основная часть
- Историческое развитие сознания у человека
- Сознание и мозг
- Развитие сознания
- Психологические характеристики сознания
- “Я-концепция”
- Самооценка
3. Заключение
4. Перечень используемой литературы

Файлы: 1 файл

camocoznanie li4nosti.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Другое свойство сознания состоит в том, что в  сознании отражаются не все  и

не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики

предметов, событий  и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и

отличает их от других, внешне похожих на них  предметов и явлений.

Третья характеристика человеческого сознания – это  его способность к

коммуникации, т.е. передачи другим лицам того, что  осознает данный человек, с

помощью языка  и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у

многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным

обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о

своих внутренних состояниях (именно это является главным  в языке и общении

животных), но и  о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е.

объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие  в нем

интеллектуальных  схем. Схемой называется определенная умственная структура, в

соответствии  с которой человеком воспринимается, перерабатывается и храниться

информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включаю правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в

сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего

второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном.

Откладываясь  в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем

становиться достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он

усваивает язык и научается пользоваться им как  средством общения и мышления.

Обобщенное отражение  действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных  в своем происхождении и

функционировании  пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.

Значение слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями

языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки  в употреблении слов и

лучше всего  выражены в толковых общеупотребительских и специальных словарях.

Система словесных  значений составляет пласт общественного  сознания, которое в

знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно

взятого человека.

Смыслом слова  в психологии называют ту часть его значения, которое слово

приобретает в  речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме

ассоциированной с ним части значения, связано  множество чувств, мыслей,

ассоциаций и  образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного

человека.

Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком

случае оно  связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и

преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким  примером образного

человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также

выступают как  формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это

свойственно науке, а в образной форме. 

«Я-концепция» 

«Я-концепция» —  это совокупность всех представлений  человека о себе,

сопряженная с  их оценкой. Установки, направленные на самого себя,

составляют:

1) «образ Я»  — представление индивида о  самом себе;

2) самооценку  – эмоционально окрашенную оценку  этого представления;

3) потенциальную  поведенческую реакцию — те  конкретные действия, которые

могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой. 

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными

независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или

субъективном  мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд

объективные показатели, как рост или возраст, могут для  разных людей иметь

разное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Скажем,

достижение сорокалетнего  возраста один считают порой расцвета, а другие —

началом  старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый,

даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных

оценок обусловлена  соответствующими стереотипами, бытующими  той или иной

социальной среде.

Если человек  обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я-концепции» могут возникать серьезные затруднения. Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной  «Я-концепции» становятся негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

«Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению

внутренней согласованности  личности, определяет интерпретацию  приобретенного

опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Человек стремится  к достижению максимальной внутренней согласованности.

Представления, чувства или идеи, вступающие в  противоречие с другими его

представлениями, чувствами или идеями, приводят к  дегармонизации личности, к

ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность  во внутренней

гармонии, человек  готов предпринимать различные  действия, которые

способствовали  бы восстановлению утраченного равновесия.

Если новый  опыт, полученный человеком, согласуется  с существующими

представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной

оболочки, в которую  заключена «Я-концепция». Если же новый  опыт не

вписывается в  существующие представления, противоречит уже имеющейся «Я-

концепции», то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская

чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Проти­воречивый

опыт, вносящий рассогласование в структуру  личности, может усваиваться с

помощью механизмов психологической защиты личности.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о

себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. «Я-

концепция» здесь  действует как своего рода внутренний фильтр, который

определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот

фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее

представлениям  человека о себе.

«Я-концепция» определяет и ожидания человека, т. е. его представления  о том,

что должно произойти. Так, например, дети, которым свойственно  беспокоиться

о своих успехах  в школе, часто говорят: «Я знаю, что окажусь полным дураком»

или «Я знаю, что  плохо напишу эту контрольную». Иногда с помощью таких

суждений ребенок  просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его

реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение

определяются  в конечном счете его представлениями о себе.

В «Я-концепции» запрограммировано, каким должно быть поведение человека. «Я-

концепция» —  это представление о «Я», которое  может быть верным или

неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в

бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через  поведение. «Я-концепция»

дает поведению  относительно жесткий стержень и  ориентирует его: если в моем

«Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все

соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое

«Я». Однако если в моем «Я» жестко записано, что  я «беспощадный и сильный»,

то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление

великодушия и  любви я буду рассматривать как  слабость, достойную презрения.

Самосознание  работает путем постоянного сравнения  реального поведения с «Я-

концепцией» и  тем самым осуществляет регуляцию  поведения. Рассогласование

между «Я-концепцией»  и реальным поведением порождает  страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление «Я-концепции» настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.

Слишком жесткая  структура «Я-концепции» вначале  кажется силой характера, а на

поверку часто  становится источником мучительных  рассогласований, которые

могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая «Я-концепция

делает нас  бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных

усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга

также тем, как  они реагируют на рассогласование между «Я-концепцией» и

реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его  выдержать, очень

чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их

быстро. Их жесткая  структура не может «гнуться»  и изменяться под влиянием

обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность

переживает кризис, иногда необратимый.

В случае комплекса  неполноценности, где нарушен процесс  сличения между «Я-

концепцней» и  реальным поведением, эта «Я-концепция» настолько искажена и

деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о

низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем  то, что

рассогласование настолько сильно, что человек  потерял всякую возможность

достичь согласия с самим собой.

Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тожде­ственность

личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».

«Образ Я» –  одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди

Информация о работе Самосознание личности, его характеристика и роль в жизнедеятельности человека