Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотрение и раскрытие способностей руководителя в профессиональной подготовке.
В соответствии с целью поставлены задачи: раскрыть общие элементы способностей;определить важность этих способностей для должности руководителя; рассмотреть личность руководителя и его взаимоотношения с коллективом
Для успешного руководства тем или иным коллективом руководителю, прежде всего, необходима профессиональная подготовка. Но что это значит - профессиональная подготовка руководителя? Можно ли считать, что если его инженер или экономист, то этого достаточно, чтобы считать, что человек имеет необходимую профессиональную подготовку? Ответ - нет!

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть.
Роль способностей в профессиональной подготовке
Руководителя. 5
Глава 2. Практическая часть.
Опишите, что должен сделать руководитель для создания
благоприятной среды в коллективе. 14
Заключение 23
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 156.00 Кб (Скачать)


                                                                                                 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Кафедра философии и общегуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине__________________________________________________

вариант:_______________________________________________________

тема:__________________________________________________________

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

______ формы обучения

____________________

_______курса____группы------------------------------------------------------------------------------------------------___________                                                (подпись)               ___________(и. о. фамилия)

 

 

 

 

Оценка:____________

Рецензия работы

__________кафедры_____________________________________________

(должность) (наименование) (и. о. фамилия)

 

 

 

 

Оренбург

2012

_______________________

 

 

Содержание.

 

Введение                                                                                                                      3

 

Глава 1. Теоретическая часть.

              Роль способностей в профессиональной  подготовке 

              Руководителя.                                                                                                5

Глава 2. Практическая часть.

              Опишите, что должен сделать руководитель для создания                      

              благоприятной среды в коллективе.                                                          14

Заключение                                                                                                                23

Библиографический список                                                                                     25

 

Введение.

   Каждый ли руководитель может стать мастером своего дела или для достижения производственного успеха нужны врожденные дарования? Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. Другими словами, какие факторы влияют на успех деятельности, на формирование профессионального мастерства - природные или социальные? То, что человек получил при рождении от родителей, или то, что у него сформулировалось при жизни? Каковы слагаемые профессионального мастерства? Какова структура способностей руководителя?

   Психологи считают, что способности не дают человеку от природы в готовом виде. Человек рождается с задатками, врожденными особенностями организма. Из этих задатков под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств и самой деятельности человека развиваются способности. Способностями называются индивидуально - психические особенности личности, позволяющие быстро и успешно выполнять ту или иную деятельность и говорящие о возможности приобретения знаний, умений и навыков в дальнейшем.

  Цель контрольной работы: рассмотрение и раскрытие способностей руководителя в профессиональной подготовке.

В соответствии с целью поставлены задачи: раскрыть общие элементы способностей;определить важность этих способностей для должности руководителя; рассмотреть личность руководителя и его взаимоотношения с коллективом

   Для успешного руководства тем или иным коллективом руководителю, прежде всего, необходима профессиональная подготовка. Но что это значит - профессиональная подготовка руководителя? Можно ли считать, что если его инженер или экономист, то этого достаточно, чтобы считать, что человек имеет необходимую профессиональную подготовку? Ответ - нет!

   Актуальность темы способностей в профессиональной подготовке в этом и состоит. Руководителю необходима система качеств, которые характеризуют его профессиональную подготовленность, которые связаны со знанием специфики данного производства или другой - учебной, научной, правовой или общественно - политической - деятельности.    Вот почему руководитель должен иметь специальные знания, которые характеризуют основную деятельность данного коллектива, уметь прислушиваться к мнению специалистов и проникать в сущность вопросов.  
     Требования к качествам профессиональной подготовки необходимы для всех руководителей, от низшего звена до министра соответствующего ведомства. Это требование обязывает иметь соответствующий уровень знания специфики деятельности, которой они руководят .В рамках профессиональной подготовки следует учитывать и практический опыт. Личный опыт руководителя как исполнителя, как руководителя более низкого уровня служит исключительно важным условием для проверки его знаний и их пополнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая  часть.

              Роль способностей в профессиональной  подготовке руководителя 

   Специальные исследования и обширная практика показывают, что главное в развитии способностей руководителя - его деятельность и стремление к самосовершенствованию. Рассмотрим общие способности руководителя:

1) Дидактические  способности - готовность обучать творчески, развивая мышление подчиненных, приучая их работать сознательно, инициативно, самостоятельно. Умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным для обучаемых и был прочно ими усвоен(умение высокоэффективно обучать подчиненных). Основные пути формирования дидактических способностей руководителя - непрерывная работа над собой: изучение опыта коллег, фундаментальной литературы, публикаций по специальности, работ по педагогике и психологии.

2) Экспрессивные  способности - умение руководителя образно и ярко выражать свои мысли с помощью слова, мимики и пантомимы. Речь - зеркало культуры и профессиональной подготовки руководителя. Недаром И.П. Павлов называл слово самым сильным раздражителем для человека.

   Но нельзя упускать из виду, что слово как способ эмоционального воздействия неодинаково влияет на разных подчиненных. Любой материал необходимо не только хорошо изложить, важно, чтобы он был правильно воспринят и усвоен. Овладеть искусством речи может каждый. Необходимо чаще выступать, разговаривать с подчиненными на свободные темы, каждый раз анализируя собственное выступление, разговор, и в дальнейшем исправлять допущенные ошибки. О профессиональном этикете и культуре речи будет сказано ниже.

3) Перцептивные  способности, т.е. способности к восприятию внутреннего мира подчиненных, умение выявить их подлинное отношение к работе, к руководителю, почувствовать психическое состояние рабочего, служащего в каждый отдельный момент. Основа перцепции, таким образом, в аналитическом подходе к каждому подчиненному, в готовности формировать в своем сознании значимые детали его поведения, раскрывающие его внутренний мир. Плохое настроение подчиненного, опоздание на работу, грубость могут быть следствием ненормальной обстановки на работе или в семье, неблагополучия в коллективе товарищей, отклонений в состоянии здоровья. И понять его, может помочь добиться успехов в труде можно, только хорошо зная, что именно мешает работнику серьезно относиться к делу, и помогая устранить причины отрицательных влияний, используя оптимальные в данных обстоятельствах методы воздействия.

4) Научные способности подразумевают участие и научно - исследовательской работе, желание трудиться творчески, систематически изучая опыт коллег и литературу, Научно-технические способности формируются в процессе осмысления и анализа собственного опыта коллег. Помогают в формировании этой группы способностей контакты с учеными - исследователями и литературные источники.

5) Авторитарные  способности заключаются в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на подчиненных. Авторитет руководителя зависит от блестящего знания им своего дела, общей эрудиции, культуры поведения, такта, любви к своему делу, серьезного отношения к работе, уважения к подчиненным.

   Авторитет руководителя не вечен. Он может укрепляться или, наоборот, утрачивать свою силу. Ему присущи, инерция и иррадиация. Инерция - это длительное отношение к авторитетной личности с уважением или, наоборот, длительное неуважение к человеку, который не сумел завоевать авторитет. Иррадиация - это распространение авторитета на те виды общественной деятельности человека, в которых он себя ничем не проявил.

   Наличие инерции позволяет понять, почему завоевать авторитет много легче, чем вернуть утерянный. Однако завоеванный авторитет не может сохраняться долгое время, если его систематически не подкреплять. Явление иррадиации показывает, почему особенно важно тщательнейшим образом подготовиться к первой встрече с подчиненными. Раскачка здесь не допустима. На первой встрече необходимо показать себя с самой лучшей стороны.

   Для развития авторитарных способностей необходимо непрерывное самовоспитание( первоочередная задача руководителя). Для этого необходимо выявить качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижение поставленной цели. Данная задача посильна любому руководителю, специалисту. Необходимо только настроить себя на серьезную, нелегкую работу, на преодоление лени.

6) Коммуникативные  способности - это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с подчиненными, в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения. Много легче работать управляющему, если он общителен, внешне одинаково относится ко всем работающим. Немаловажную роль здесь играет искренность в отношениях с людьми. В то же время искренность не должна переходить в панибратство, не должна допускать покровительственных проявлений. Следует учитывать, что в отношениях с рабочими и служащими опасность встать на путь фамильярных отношений велика, а последствия такой ошибки особенно тяжелы.

Овладеть искусством общения руководителю могут помочь групповые дискуссии и специальные  упражнения, направленные на практическое овладение элементами

7) Личные способности проявляются, прежде всего, в педагогическом такте. Так заключается в умении соблюдать чувство меры в отношениях с подчиненными, особенно при проявлении требовательности, которую всегда необходимо сочетать с уважением к рабочим и служащим, с заботой о них.

   Эффективность любых мероприятий обеспечивается, прежде всего, строгим порядком. Но, следя за порядком, руководитель не должен становиться педантом, допускать мелочную придирчивость. Только демократ поддерживает подлинно дружеские отношения с подчиненными, без чего трудно добиться положительных результатов в труде.

   Доброе отношение и уважение к работающим необходимо сочетать с высокой требовательностью, принципиальность. При трудном задании, работе со сложными приборами, решении замысловатых экономических задач необходимо проявить чуткое, подчеркнуто внимательное отношение к тому или иному подчиненному, но оно не должно быть приторным, навязчивым. Непритворное внимание к людям без панибратства и фамильярности - характерная черта педагогического такта.

8) Организаторские  способности предусматривают умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое мероприятие. Организаторские способности проявляются в умении дать каждому подчиненному посильное для него задание, создать дружескую обстановку в коллективе, сплотить коллектив. Эти способности формируются быстрее всех других, но с увеличением стажа работы и приобретенного опыта ослабевают. Для их становления важно выработать у себя привычку к систематическому анализу каждого проведенного мероприятия и к дальнейшему исправлению допущенных ошибок, просчетов. Всегда следуйте правилу: все можно сделать лучше.

9) Конструктивные  способности или педагогическое воображение - это способности, позволяющие проектировать будущее подчиненных, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать способности сотрудников и заботиться об их развитии, подводя каждого к его потенциальной вершине.

   Выработать у себя эти способности нелегко. Необходимо внимательно изучать подчиненных, следить за их жизнью и успехами, фиксировать в своем сознании связи между направленностью личности человека, его личностными особенностями, отношением к труду, товарищам, повышению квалификации, достижениям и неудачам в различных видах деятельности.

   Если у руководителя конструктивные способности не развиты, и он не может уверенно прогнозировать будущее подчиненных, то ни в коем случае нельзя делать необоснованных прогнозов, могущих осложнить последующую жизнь того, кто о них узнал. Ни на ком из подчиненных нельзя «ставить крест». Способности могут проявиться позже, и это зависит не только от задатков, но и от внешних условий: трудолюбия, ответственности, настойчивости в достижении цели.

   Основной путь овладения конструктивными способностями - специальные упражнения для формирования и развития воображения, длительное коллекционирование, систематизация и сопоставление опыта руководства людьми и получаемых результатов. Необходимое для этой группы способностей гипотетическое мышление развивается только в результате интенсивного творческого труда.

10) Мажорные  способности - это оптимизм и юмор руководителя, помогающие активизировать трудовой процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.

Информация о работе Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя