Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотрение и раскрытие способностей руководителя в профессиональной подготовке.
В соответствии с целью поставлены задачи: раскрыть общие элементы способностей;определить важность этих способностей для должности руководителя; рассмотреть личность руководителя и его взаимоотношения с коллективом
Для успешного руководства тем или иным коллективом руководителю, прежде всего, необходима профессиональная подготовка. Но что это значит - профессиональная подготовка руководителя? Можно ли считать, что если его инженер или экономист, то этого достаточно, чтобы считать, что человек имеет необходимую профессиональную подготовку? Ответ - нет!

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть.
Роль способностей в профессиональной подготовке
Руководителя. 5
Глава 2. Практическая часть.
Опишите, что должен сделать руководитель для создания
благоприятной среды в коллективе. 14
Заключение 23
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

   Оптимизм, бодрый, жизнерадостный тон руководителя не менее важны, чем его профессиональная квалификация и профессиональное мастерство. Оптимизм, энтузиазм заразительны. Излишняя же строгость, постоянно сердитое, недовольное лицо руководителя вызывают внутреннее сопротивление, протест подчиненных против каждого, даже разумного его требования.

11) Способности  к концентрации и распределению  внимания, т.е. умение в течение рабочего дня и во всех случаях общения с подчиненными держать в поле зрения всю группу. Внимательно наблюдая за подчиненными, нельзя терять контроль за собственной речью, жестами, выражением лица.

   Разговаривая с подчиненными, необходимо переводить взгляд с одного лица на другое, подолгу ни на ком его не задерживая, и стремиться при этом создать, впечатление у каждого, что именно он является объектом внимания. Но главное - всегда решить задачу дня, качественно выполнить плановое задание, уложиться во времени, успешно довести работу до конца.

Для руководителя, таким  образом, важно выработать умение сосредоточивать и распределять внимание, не видеть того, что не нужно в данный момент ,это отвлекает от основного дела.

12) Гностические  способности - это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их, успешно оперировать отраженными образами.

В структуре гностических способностей входят: анализ своей  собственной деятельности, анализ положения  в коллективе, анализ поведения и  подготовленности каждого подчиненного, способность дать ему объективную  характеристику.

13) Психомоторные  способности обеспечивают двигательные навыки, Рассматриваемые способности предусматривают умение руководителя подбирать индивидуальную технику движений для подчиненных во время физической работы, сборки и разборки прибора, подгонку высоты сиденья и руля в транспортных средствах, учитывая при этом вес человека, его рост, длину конечностей, быстроту реакции и др. Психомоторные способности – это, говоря словами А.С. Макаренко, «сидеть, ходить, стоять, разговаривать с учениками».

   Все перечисленные способности - индивидуально-психические качества, неотъемлемой составной частью входящие в модель «идеального управляющего» - находятся в тесной диалектической взаимосвязи. Отсутствие какой - либо одной из них затрудняет работу руководителя. В то же время изучение проблемы показывает, что нередко та или иная слабо развитая способность компенсируется другой. Бывают, например, случаи, когда руководитель, недостаточно хорошо знакомый с психологическими особенностями людей, не умеющий правильно подойти к ним или не владеющий искусством речи, блестяще знает технологию производства, тщательно изучает текущую периодику по специальности, владеет методами организации рабочего процесса, заботиться о подчиненных. В этом случае он будет пользоваться высоким авторитетом, хотя, конечно, работа его осложняется и со временем он неизбежно приходит к выводу о необходимости совершенствовать свое профессиональное мастерство, ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

   Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации. Руководитель должен уметь управлять сотрудниками предприятия т.е управлять персоналом.

Характеристики  и личные качества руководителя

   Характеристики и качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы:

1. биологические ( пол, возраст, здоровье ) и социально-экономические характеристики ( статус в обществе и полученное образование )

2. личностные качества.

   Первую групп качеств руководителя отличает преимущественно объективный, т.е. не зависимый от его сознания и психики, характер, они относятся к числу прирожденных или передаваемых по наследству.

 

Ко второй группе –  личные качества руководителя относятся:

Интеллект -  характеризует умственные способности и развития личности. Он занимает ведущее место среди личностных характеристик руководителя.

Доминантность, т.е. стремление влиять на других людей.

Уверенность в  себе. На обладающего этим качеством руководителя можно положиться, ему можно верить.

Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчиовсть.

Креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддержать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться.

Предприимчивость, готовность к обоснованному риску. В условиях рынка менеджер должен обладать способностью, замечать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать и стремясь при этом максимально предвидеть последствия.

Надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами. Не обладающий таким качеством руководитель быстро утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле.

Общительность, умение работать с людьми.

Способность максимально  использовать возможности сотрудничества путем их правильной расстановки и мотивации. Руководитель должен хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства. Исходя из характеристик и личных качеств руководителя можно отметить следующие факторы успешной деятельности руководителя:

- результативность и желание много работать для достижения намеченных целей; желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения; готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации; готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество; искусство принимать быстрые решения; способность сосредотачиваться на настоящем и будущем; способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их; готовность к общему руководству; творческий подход к своей работе; постоянное совершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма; умение правильно использовать свое время; готовность к мотивированию себя и персонала; готовность к политическому руководству; международный кругозор.

   Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций, технического и ионного состояния предприятия и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть.

                Опишите,  что должен сделать руководитель для создания

                благоприятной  среды в коллективе.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность Руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе. Согласно этому руководитель должен обладать профессиональным этикетом, уметь правильно общаться с коллективом, вследствие чего стремиться к благоприятной атмосфере в трудовом коллективе.

   На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся: демократизм общения руководителя с подчиненными,  коллегами по работе; его доступность, внимательность; умение создать товарищескую атмосферу доверия; вежливость и корректность в обращении; точность и ответственное отношение к данному слову. Немалое значение играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя, Только при этом условии нормы служебного этикета может помочь руководителю общаться с людьми более эффективно.

Правила общения  с людьми:

  1. Необходимо проявить интерес к людям, быть внимательным к ним.
  2. Нужно уметь давать указания своим подчиненным.
  3. Нужно стараться запомнить имена подчиненных и обращаться к ним непринужденно.
  4. В служебных отношениях важно развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого работника.
  5. Нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить себя на место осуждаемых.
  6. Умение приветствовать людей также способствует авторитету руководителя.
  7. Умение слушать является критерием коммуникабельности.

Влияние доминирующих черт личности руководителя на психологический  климат в коллективе.

Благоприятная среда  в коллективе - это психологический климат

Согласно психологическому словарю, психологический климат – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:

  • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
  • отсутствие давления руководителей на подчинённых и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
  • удовлетворённость принадлежностью к коллективу;
  • высокая степень эмоциональной включённости и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из её членов.

Таким образом, характер психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

Социально-психологический  климат — это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, и индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются в конечном итоге во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива.

Это понятие возникло по аналогии с географическим климатом, что позволило осмыслить практическое значение групповых эффектов как  особых условий жизнедеятельности человека в коллективе.

Характерные особенности  социально-психологического климата: во-первых, это одна из сторон жизнедеятельности  людей; во-вторых, он неодинаков в разных коллективах; в-третьих, он по-разному  влияет на членов коллектива; в-четвертых, его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей.

Оптимальное управление деятельностью и психологическим  климатом в трудовом коллективе требует  специальных знаний и умений от руководящего состава, а также проявления некоторых личностных качеств. Психологический климат в коллективе зависит от стиля руководства.

Члены коллектива как  личности, определяют его социальную микроструктуру. Психологические особенности  личности способствуют или мешают формированию чувства общности, тем самым, влияя на взаимоотношения в коллективе. Индивидуально-психологические особенности людей проявляются в межличностных отношениях.

Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных  условий трудового взаимодействия и общения, требуют от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения и оказывают активное влияние на формирование черт его характера.

В результате многочисленных исследований взаимоотношений в  коллективе было установлено, что при  положительном их развитии, как правило, повышается производительность труда, снижается текучесть рабочей силы, уменьшается острота конфликтов, повышается эффективность руководства людьми, улучшается общее психологическое самочувствие членов коллектива. Взаимоотношения оказывают разностороннее воздействие на членов коллектива, приводя индивидуальные формы их поведения и деятельности в соответствие с принятыми в коллективе нормами. Этот процесс предполагает знание членами коллектива друг друга, их общественно-трудовой и индивидуально-личностной взаимосвязей. Эти знания включаются в процессы регуляции межличностных отношений в коллективе. В них отражается понимание общественных и индивидуальных целей совместной деятельности, возможностей их достижения при тех или иных условиях и взаимоотношениях в коллективе.

Основные критерии здорового психологического климата.

  • Первое, на что необходимо обратить внимание руководителю, — на сколько каждый его работник знает свои функции, и как эти функции отличаются от других. Для установления здорового психологического климата важно наличие четкого ощущения своих границ, как каждым отдельным сотрудником, так и отделениями и отделами на предприятии.
  • Следующий критерий психологического климата — осознание своих убеждений. При здоровом психологическом климате каждый на предприятии знает свои базовые ценности и взгляды. Внутренняя ясность собственных позиций, связанных с позициями предприятия в целом.
  • Не менее важным критерием здорового психологического климата является определение своих позиций по отношению к себе и другим на предприятии. Важно, чтобы каждый работник обращал внимание в первую очередь на себя. И при этом ориентировался в своей деятельности на самосознание и саморазвитие; самоопределение без противопоставления другим; наличие собственного «горизонта».
  • При этом в успехе и развитии предприятия большую роль играет способность не только руководителя, но и каждого члена команды удерживать общий курс. Можно говорить о здоровом психологическом климате, если каждый работник на предприятии достаточно целенаправлен и эмоционально вынослив. Для этого каждому сотруднику необходимы:

Информация о работе Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя