Роль руководителя в процессе инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В данных условиях актуальной становится проблема выделения основополагающих факторов конкурентоспособности компаний. Действительно, ответить на вопрос, что представляет собой современная преуспевающая компания, достаточно сложно. Не существует унифицированной системы рекомендаций, которая позволила бы оптимизировать деятельность любой компании, вне зависимости от внутренних и внешних условий. Однако на основе изучения деятельности ведущих компаний на международном рынке можно с определенной долей уверенности выделить ряд общих характеристик, отличающих большинство успешных компаний. Это: четкое фокусирование бизнеса, глобализация деятельности и высокая инновационная активность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Инновационный менеджмент в комплексе менеджмента организации………………………………………………………………………..5
1.1 Основные понятия инновационного менеджмента…………………………6
1.2 Особенности инновационной стратегии предприятия в условиях рынка……………………………………………………………………………...11
1.3 Этапы принятия стратегических решений…………………………………14
Глава 2. Роль руководителя в процессе инноваций ……………………...….17
2.1 Руководитель - инноватор…………..……………………………...………17
2.2 Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации……………….21
Заключение…...…………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………………...…26

Файлы: 1 файл

Готовый курсяк.docx

— 58.68 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. 3 
Глава 1.  Инновационный менеджмент в комплексе менеджмента организации………………………………………………………………………..5 
1.1 Основные понятия инновационного менеджмента…………………………6 
1.2 Особенности инновационной стратегии предприятия в условиях рынка……………………………………………………………………………...11

1.3 Этапы принятия стратегических  решений…………………………………14 
Глава  2.  Роль руководителя в процессе инноваций ……………………...….17 
2.1 Руководитель - инноватор…………..……………………………...………17

2.2 Сопротивление инновациям  и методы его нейтрализации……………….21 
Заключение…...…………………………………………………………………..23 
Список использованной литературы………………………………………...…26 

 

ВВЕДЕНИЕ 
          Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В данных условиях актуальной становится проблема выделения основополагающих факторов конкурентоспособности компаний. Действительно, ответить на вопрос, что  представляет собой современная  преуспевающая компания, достаточно сложно. Не существует унифицированной системы рекомендаций, которая позволила бы оптимизировать деятельность любой компании, вне зависимости от внутренних и внешних условий. Однако на основе изучения деятельности ведущих компаний на международном рынке можно с определенной долей уверенности выделить ряд общих характеристик, отличающих большинство успешных компаний. Это: четкое фокусирование бизнеса, глобализация деятельности и высокая инновационная активность.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его  целью является определение основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная  деятельность); модернизация и совершенствование  выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов  продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

В данной работе я хочу рассмотреть  инновационный менеджмент, как эффективное  развитие системы, под эффективным  развитием системы подразумевается эффективное развитие предприятия с помощью системного видения в инновационном менеджменте.

Цель исследования:

  • изучить инновационный менеджмент, как эффективное развитие системы;
  • выявить особенности инновационной стратегии предприятия;
  • изучить основные понятия инновационного менеджмента;
  • рассмотреть роль руководителя в процессе инноваций;
  • проанализировать влияние инноваций на производственную деятельность предприятия.

Для достижения поставленных целей, я предполагаю решение  следующих задач:

  • изучить стратегию планирования инноваций;
  • рассмотреть этапы принятия стратегических решений;
  • выявить формы инновационного процесса;
  • изучить руководителя, как движущую силу инновационного процесса.

 

 

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КОМПЛЕКСЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Одной из наиболее значимых характеристик внешней среды  функционирования компаний в современных условиях является ее высокая подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.

Таким образом, одной из важнейших  управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий.

В результате, инновационный  менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных корпораций, а инновативность — мощнейшим конкурентным преимуществом.

Современная инновационная  деятельность компаний выходит далеко за рамки только лишь научно-технической политики, основанной на разработке и внедрении нового продукта. Продуктовые инновации были и остаются важным стратегическим фактором развития, однако все чаще компании в процессе конкурентных действий используют целый комплекс нововведений, затрагивающий все сферы и области управления. Внедрение новых маркетинговых мер и подходов, реструктуризация компаний, переход к новым типам и методам управления корпоративными ресурсами также становятся стратегическими целями компании, причем наиболее эффективная инновационная политика строится на одновременном параллельном внедрении различных типов нововведений.

На основе комплексного подхода  к инновационному процессу можно предложить определение инноваций как целенаправленно проводимых изменений во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании. 

Инновации в широкой интерпретации  — это научно-технический прогресс в рамках отраслей, стран и регионов. А в узком смысле под инновациями следует понимать конкретные нововведения на фирме.

Такое понимание «инноваций»  дает возможность выделения инновационного менеджмента как процесса управления нововведениями, основанного на применении присущих менеджменту принципов и функций.

 

    1. Основные понятия инновационного менеджмента

 

Решение проблемы эффективного использования инноваций, требует  особой организации, мотивации, управления, координаций усилий многих людей  и коллективов, комплексного ресурсного обеспечения процессов нововведений на предприятиях, в корпорациях, регионах, национальной экономике.

В экономической литературе можно встретить разнообразные  определения таких категорий, как инновация, инновационный процесс, научно-техническая и инновационная деятельность, нововведение, инновационная политика, инновационный менеджмент. Это разнообразие обусловлено в основном различиями в исходной методологической базе.

Инновационная деятельность  — это деятельность по преобразованию результатов научной и научно-технической деятельности в инновации и эффективному использованию для обновления производительных сил, организационно-экономических отношений и взаимодействия в хозяйственных системах.

Инновационная деятельность является продолжением научной и  научно-технической деятельности в едином научно-инновационном цикле рождения, трансформации и использования в хозяйственной деятельности инноваций.

Инновация — одна из форм проявления НТП, наиболее приспособленная для использования на производственных и распределительно-обменных стадиях воспроизводственных процессов для обновления основных элементов производственного аппарата, экономических отношений и укрепления существующих или формирования новых ниш рынка и обеспечения на этой основе качественного экономического роста.

Синонимом слова «инновация»  может быть слово «нововведение», хотя в некоторых публикациях  данная категория трактуется как  процесс использования инноваций.

На современном этапе  НТП особую роль играют технологические  инновации: во-первых, они более системны и обладают большей преобразовательной силой по отношению к производственному аппарату; во-вторых, они в основном предопределяют состояние и смену технологических укладов; в-третьих, формируют новую специализацию, кооперирование и концентрацию труда; в-четвертых, становятся объективной основой обновления организации трудовых процессов в производстве и на других стадиях воспроизводительного цикла.

Инновационный процесс — совокупность последовательных действий, связанных с окончательным приспособлением, комбинированием продуктов научно-технической деятельности для применения в производственных и инвестиционных процессах и использованием инноваций для обновления всех или части составляющих хозяйственной деятельности.

Инновационный процесс включает в себя различные виды инновационной деятельности в их последовательном и пропорциональном соотношении.

Все виды научной, научно-технической  и инновационной деятельности должны быть взаимосвязаны в рамках единых научно-воспроизводственных процессов, которые отличаются длительностью, высокой степенью неопределенности (особенно в начальных стадиях) конечных социально-экономических, в том числе коммерческих, результатов (инновационно-инвестиционные риски), достаточно высокой в большинстве своем энерго- и ресурсоемкостью. Эти научно-воспроизводственные процессы обеспечивают функционирование науки, техники, производства и рынка как 
единой системы.

Научно-техническая  политика — составляющая социально-экономической политики, в своей основе имеет отношение государства к науке, научно-технологическим факторам развития, научно-технологическому потенциалу экономики, научной и научно-технической деятельности. Она проявляется в деятельности государственных органов, властных структур по определению, законодательно-нормативному закреплению и организационно-управленческому обеспечению тактических и стратегических целей, принципов и задач государства по развитию науки, техники, технологий ради преобразования всех сфер жизнедеятельности человека. Одновременно государственные органы вырабатывают направления, способы, а также определяют ресурсы достижения целей.

Все это и составляет содержание научно-технической политики государства в лице его федеральных и региональных (субъектов Федерации) органов власти.

Инновационный менеджмент—это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение экономических, социальных и экологических результатов функционирования социально-экономической системы путем создания (приобретения) и преимущественного использования в производственно-коммерческой деятельности инноваций в качестве основных продуктов, а также факторов эффективного труда.

Инновационный менеджмент призван  гарантировать наиболее полное использование современных инноваций для обеспечения инновационного типа развития хозяйственных систем и устойчивого экономического положения фирм, корпораций в динамичной рыночной среде. Инновационный менеджмент — менеджмент преимущественной инновационной направленности функционирования и развития фирмы, это менеджмент фирмы-лидера или фирмы, стремящейся стать лидером в определенной сфере, виде деятельности, на рынке конкретных товаров и услуг.

При формировании инновационного менеджмента необходимо учитывать ряд методологических положений.

Каждая социально-экономическая  система развивается в условиях современного регулируемого рынка  в направлении инновационного типа — особой разновидности интенсивного типа. Эта эволюция объективна, но она  не осуществляется автоматически, а  требует особого механизма использования усложняющихся инновационных факторов.

Управление осуществляется не инновациями, а их производством, трансформацией и использованием, т.е. инновационными процессами, придавая этой работе воспроизводственный характер.

Инновационные процессы объективны, так как предопределены логикой развития современных производительных сил, а следовательно, не только экономическими, но и естественно-научными законами и закономерностями.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций. Создатели  инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия  и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы  превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. 

Следовательно, научно-технические  инновации должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю. 

Информация о работе Роль руководителя в процессе инновации